Философские проблемы войны

«дисциплина», «плац», «надраенные пуговицы». Все это — механизмы обучения

абстрагированию. Естественное, целостное мышление, которое видит все

стороны предмета, просто немеет при столкновении с армейским дисциплинарным

абсурдом. Зачем надо тянуть носок и чистить пряжку? — Нет такого слова

«зачем», есть слово «надо». Зачем бьют солдата? — «Положено». — Зачем? —

«Делай, что тебе говорят». Соответствующие практики направлены на одно:

солдат, если он хочет «сохранить здравый рассудок», должен время от времени

откладывать его в сторону.

И, наконец, наступает самое важное — учения. В руках у солдата — автомат,

он целится в человекоподобный силуэт. Он точно знает, что стреляет не в

человека: это всего лишь картонка.

Зато потом, когда в перекрестии прицела окажется бегущая фигурка и надо

будет нажать на курок, старший товарищ скажет ему главную фразу: «представь

себе, что ты на стрельбах».

И курок будет нажат.

Фигурка упадет.

Биологический запрет на убийство преодолен

Итак. Армия — это инструмент абстрагирования, поддерживающий способность

воспринимать «такого же», как «иного», не видеть в другом человеке —

человека, «представителя своего вида». Армейский образ жизни, армейская

дисциплина, армейская «технология» — это обретение человеком способности

«убивать людей и уничтожать вещи», не сходя при этом с ума, не превращаясь

окончательно в «антиобщественное животное».

Из этого сразу же следует несколько важных выводов. Обретя способность к

абстрагированию (и преодолению «видового запрета» на убийство), люди начали

вырабатывать механизм закрепления этого результата. Теперь запрет на

убийство «своего» должен отключаться автоматически, по предъявлению какого-

то признака «чуждости». Формируется универсальное понятие «чужого» — «с

виду человека», но на самом деле — «законной добычи». Следующим шагом

является установление какого-нибудь критерия, который позволил бы нам

отличать «настоящих людей» от «ненастоящих». Таковым может быть все что

угодно — язык (или хотя бы акцент, сколь угодно легкий — достаточно того,

чтобы он воспринимался на слух), внешность (любые внешние отличия),

религиозные, идеологические, и любые прочие различия. Все они, в конечном

итоге, нужны для того, чтобы отделить «своих» от «чужих» и помочь

воспринять «чужого» как потенциальную жертву. Выработка критериев

абстрагирования, опираясь на которые одни люди могут убивать других людей,

стала универсальным механизмом структурирования общества. В этом смысле не

случайно, что армия оказывается одним из наиболее успешных инструментов не

только войны, но и модернизации общества.

5. Психологические механизмы возникновения общности как фактор

самосознания групповой принадлежности.

В психологической науке , точнее в психологии межгрупповых отношений

накоплен достаточно большой опыт изучения и анализа проблем близких к

интересующей нас теме войны – межгрупповой агрессии психологические корни

которой можно рассматривать как основу для философского обобщения и анализа

противостояния и взаимоуничтожения общностей. При этом я буду использовать

методологическое допущение, согласно которому между психологическими

закономерностями межгрупповой агрессии и философской проблемой «Как

возможна война?» существует взаимосвязь.

История изучения межгруппового взаимодействия началась с рассмотрения

проблемы межгрупповой агрессии в работах классиков социальной психологии

Г.Лебона (1896) и У.Макдугала (1908) но регулярные эмпирические ( в том

числе экспериментальные) исследования в этой области развернулись после

Второй Мировой Войны XX века которая явилась своеобразным катализатором

подобного рода исследований. Приняв в качестве единицы анализа общность

понимаемую не только как социально объективное но и как субъективное

психологическое объединение людей ( Б.Ф. Поршнев ) исследователи формулируя

проблемное поле в качестве исходного ставили вопрос о поиске

психологической первопричины образования общностей.

Так, например, в отечественной психологической науке Б.Ф. Поршнев выделяет

в качестве такой первопричины не межличностные отношения и взаимодействия,

складывающиеся между индивидами и объединяющие людей в группы, а

межгрупповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и

обособления, на основе которого формируется групповое самосознание и

чувство общности. Обособление и противопоставление, по мнению

исследователя, -необходимое условие и изначальный импульс объединения людей

к их познанию себя как общности:«Субъективная сторона всякой реально

существующей общности … …конституируется путем этого двуединого или

двухстороннего психологического явления которое мы обозначили выражением

«мы» и «они», путем отличения от других общностей, групп вовне и

одновременного уподобления людей в чем-либо друг другу внутри»[12].

Обособление и противопоставление общности внешнему социальному окружению с

одновременным уподоблением и единением внутри является универсальным

социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и

воспроизводятся отношения между социальными группами, т.е. общественные

отношения.

Феномен противопоставления и обособления в западной социальной психологии

часто определяется и описывается как феномен внешнегрупповой враждебности,

универсальность и неизбежность которого постулируют практически все

западные социальные психологи. В.Самнер (1906), автор концепции

этноцентризма (восприятия и оценки других групп лишь с позиции ценностей и

норм своей группы), утверждал, что отношения между человеческими

сообществами могут строиться только на основе враждебности. В поздних

работах З.Фрейда излагается система взглядов на природу и функции

межгрупповой враждебности. Однозначно связывая внешнегрупповую враждебность

и внутригрупповую сплоченность, Фрейд ищет источник этих явлений в

мотивационной сфере индивидов, привлекая в качестве объяснительной схемы

эдипов комплекс.

Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как способ разрешения

внутриличностных конфликтов и фрустраций используется в качестве

объяснительной схемы в ряде исследований: авторитарной или

этноцентрической личности (Adorno,1950), генерализации агрессии возникающей

в результате фрустрирующего воздействия на личность (Berkowitz, 1962), роли

этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями

различных этносов и рас (Allport,1954; Pettingrew, 1958).

С иных теоретических позиций подходит к проблеме межгрупповых конфликтов

М.Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте

целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации

конкурентного взаимодействия их представителей (Sherif, 1966).В целой серии

экспериментов в летнем лагере для подростков ,целью которых было изучение

влияния характера межгруппового взаимодействия ( кооперативного или

конкурентного) на характер взаимоотношений складывающихся между группами и

внутри них, были получены следующие результаты:

1) в ситуациях соревнования, где победить могла только одна группа,

исследователи наблюдали проявления межгрупповой враждебности (агрессивность

к представителям других групп, негативные стереотипы в восприятии других

групп) и одновременное усиление внутригрупповой сплоченности.

2) в заданиях предполагающих объединение усилий обеих групп фиксировалось

некоторое снижение межгрупповой враждебности, но не устранение её

полностью.

Справедливо подчеркивая роль особенностей межгруппового взаимодействия в

формировании межгрупповых отношений концепция М. Шерифа не могла объяснить

факты зафиксированные в многочисленных экспериментальных исследованиях –

факты проявления межгрупповой враждебности и предубежденности в оценках

«своей» и «чужой» группы, возникающие в отсутствие объективного конфликта

интересов и вообще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.

Обобщая результаты вышеприведенных исследований можно утверждать, что

феномен межгрупповой враждебности является универсальным механизмом

формирования общностей, необходимым условием идентификации индивидом своей

групповой принадлежности. И если допустить возможность перенесения

закономерностей справедливых для групп численностью 10 -50 человек на

большие социальные группы такие как народ, нация, граждане государства, то

вполне справедливо можно сделать вывод о имманентной возможности войны как

необходимого условия возникновения сообщества.

6.Война и Мир – парадокс или диалектическое единство?

«Войны ведутся ради заключения мира» -- эту фразу можно прочесть в начале

знаменитого трактата Гуго Гроция «De iure belli ac pacis»[13], который в

разгар Тридцатилетней войны возвещал о рождении буржуазного общества и

содержал изложение основ международного права. В «Пролегоменах» и начальных

главах первой книги Гроций формулирует все главные предпосылки своего

исследования «права войны и мира». Вот некоторые из них: «права» в сфере

международных отношений создаются по взаимному соглашению государств из

соображений пользы; если законы любого государства «преследуют его особую

пользу», то нормы права народов «возникли в интересах не каждого сообщества

людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких

сообществ»; источник права народов -- природа (ius naturae), законы

божественные и нравы людей; соблюдение права народов не менее необходимо,

чем соблюдение внутригосударственных законов; частные войны -- это те,

которые ведутся лицами, публичные же войны представляют собой войны,

ведущиеся носителями гражданской власти (и об этих-то войнах идет речь в

трактате); справедливы войны, которые ведутся в ответ на правонарушение, т.

е. согласуются с естественным правом и т. д. .

6.1 Частный характер войны

Представление о том, что мир является, так сказать, causa finalis военного

столкновения двух держав, безусловно, определяет все войны, которые велись

в системе сословных монархических государств. Формируются ли армии за счет

вербовки солдат или на основании принципа всеобщей воинской повинности,

рожденного эпохой национальных государств, -- в любом случае предполагается

частный характер войны. Иначе говоря, война рассматривается не как

отрицание, а как подтверждение всеобщего состояния мира. Добропорядочный

гражданин государства, всецело погруженный «в заботы войны», не может

пребывать в безопасности и вере в Бога, если не будет постоянно иметь в

виду мир. В противном случае «звериная сила», проступающая наружу в борьбе,

не будет смягчаться человеколюбием и неминуемо создаст опасность для

благополучия государства.

Стало быть, окончание войны должно ознаменоваться обеспечением

«добросовестности и мира», которые приведут к прощению злодеяний,

возмещению убытков и расходов, что в общем-то не так уж и плохо для

христиан, коим Господь даровал свой мир.

Так становится очевидно, что мирное, т. е. безопасное, состояние вещей

носит главным образом рациональный и гуманный характер. Более того, оно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты