Философия Нового времени должным образом оценила эту ориентацию на
вымышленный, сверхъестественный мир. Стремление людей спасти свои души
имеет оборотной стороной презрение к материальным ценностям, своему
здоровью, продолжению рода, труду и познанию.
Конечно, мы не можем свести философию только к теории ценностей -
аксиологии, но следует признать, что ценностный аспект философии и в
частности - этика - ценностная ее сторона, которую никак не следует
отдавать на откуп религии.
Третий аспект философии - познавательный (гносеология). Как человек
может познавать мир, с помощью каких методов и средств?
Еще в античном мире сформировался скептицизм. Его сторонники
сомневались в возможности познания реальности и призывали к пассивности. К
счастью, скептики не составляют большинства в философском сообществе.
Философия содействует познанию природы и общества, пробуждая в
исследователях любопытство и заинтересованность в истине. Но еще большее
значение философии для научного познания в том, что она анализирует
познавательные возможности ученого, его методы исследования. Важнейшим
средством познания является мышление.
Итак, в философии различают ряд дисциплин: метафизику (онтологию),
аксиология и гносеология. Каждая из этих дисциплин располагает своим
набором понятий и характеризуется своей проблематикой.
Кроме перечисленных философских дисциплин, различают философию природы
(натурфилософию) и общества (социальную философию), философию науки и
техники, философию права и религии и т.д. Все эти теоретические построения
- продукт взаимодействия философии с другими формами общественного
сознания. Они не занимаются собственно философскими вопросами, а являют
собой использование логико-гносеологических средств для решения
мировоззренческих и методологических проблем науки, религии, искусства и
т.д.
4.Исторические типы философии.
Объективный идеализм: Платон, Фома Аквинский, Гегель
Объективный идеализм характеризуется признанием как объективного сущего
мирового разума (духа, идеи) и трактовкой материального мира как формы его
проявления.
В античном обществе объективный идеализм представлен учением Платона
(427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.). Его основные сочинения «Федр», «Пир»,
«Теэтет», «Тимей», «Законы».
В работе «Законы» Платон ставит вопрос: как правильно понимать, что
такое Солнце, Земля, Луна, звезды? И отвечает, что наивно сводить их к
материальному телу. Последние могут принять движение, но не являются
источником его. Этот источник Платон называет душой. Душа - это движение,
способное двигать само себя, причина изменения и всяческого перемещения
вещей. Итак, Солнце, Земля и т.д. - это всего лишь формы души. Душа
первична, фундаментальна; материальные тела вторичны, производны. Платон
ставит проблему соотношения духовного и материального и делает вывод о
божественности душ, скрывающихся за материальными телами.
Ученик Платона Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) пошел
дальше своего учителя, создав теорию о двух родах сущностей: абстрактные
общие идеи и конкретные реальные вещи. Это была попытка избежать
противоречий учения Платона, разрыва между идеальным (субъективным) и
реальным (объективным) мирами.
В годы Средневековья, приспосабливая философию Аристотеля к нуждам
католицизма, Фома Аквинский (1225 - 1274) разработал религиозную систему
объективного идеализма. Однако это была радикальная переработка
аристотелевской философии. У Аристотеля опыт, искусство, знание и мудрость
- четыре ступени науки. В познании от чувственных данных поднимаются к
умению ими распорядиться. Умение - это искусство, ремесло, технэ. Выще
технэ стоит знание, в нем раскрывается необходимое и закономерное. Высшим
уровнем познания является мудрость, метафизика.
Для Фомы Аквинского мудрость - это знание первооснов бытия, теология.
Теология выше науки, ибо мудрость выше знания. Теология выше и философии,
ибо лишь она дает понимание основ бытия. Философии дозволено воспринимать
теологическую мудрость и делать ее доступной для ученых.
В своей философской системе Фома признает не только первенство Бога,
но и существование иерархии чистых духов, или ангелов, а также различных
душ.
Бог - это чистая актуальность, само бытие, первопричина и первообразец
всего. В нем нет ни грани материи, он сгусток энергии, динамизма, и он
раздает бытие, чтобы появились отдельные вещи.
В вещах, по мнению Фомы, следует различать форму и материю. Само разделение
формы и материи идет от Аристотеля, но в философии Аквината оно
теологизируется. У Аристотеля материя вечна, ее никто не может сотворить. А
Фома придерживается креацианизма, творения материи из ничего. Сотворив
материю, Бог затем ее индивидуализирует с помощью формы, или универсалии.
Теоретические построения Фомы Аквинского стали каноническими для
католицизма. В настоящее время в доработанном виде его философия
функционирует в христианском мире как неотомизм, официальная доктрина
Ватикана.
Своей вершины объективный идеализм достиг в трудах Гегеля (1770 -
1831). Его основное произведение - «Логика», а его систему часто называют
панлогизмом или логическим идеализмом.
В качестве предмета философии Гегель рассматривает абсолютную идею
(Бог, Мировой Дух), которая одновременно и субстанция и субъект. Субстанция
она потому, что существует сама по себе и является целью для себя, а
субъект потому, что она - активность, непрерывное деяние. Её деяние состоит
в познании себя. Само же познание выражается в выявлении уже содержащихся в
ней особенностей и их осознания.
В учении Гегеля положения Платона о существующем в душе доопытном знании, а
также Фомы Аквинского об универсалиях как мыслях Бога усложняются и
приобретают вид цельного логического построения о познании абсолютной идеей
своего собственного содержания.
Мистицизм и иррационализм: Плотин, Бёме, Ясперс
Мистицизм - философское направление, представители которого ставят
своей целью осмысление и обоснование религиозной практики непосредственного
единения с мировым Духом. Его характерными чертами являются иррационализм и
интуитивизм. В центре его находится представление о трансцендентном
(потустороннем) Абсолюте, который не может быть раскрыт в системе
логических понятий. Сверхъестественное, трансцендентное, божественное
возможно постичь лишь в экстазе, «путем ухода от чувственного мира и
погружения в глубину собственного бытия». Соединиться с Богом можно
«посредством растворения собственного сознания в Боге».
Представители неоплатонизма продолжили традиции Платона и значительно
усилили мистические настроения своего предшественника. Одним из видных
представителей неоплатонизма является Плотин (205 - 270), составивший
знаменитые «Эннеады».
Учение Плотина - мистический идеализм. В нем роль первого начала отводится
«Единому». Единое - это Бог, существующий вне природы и над мировым духом
(разумом, нусом), мировой душой, материей и природой. Как человек приходит
к постижению Единого?
По мнению плотина, к Богу индивида ведет путь самоочищения души от
материального, суетного, самоуглубление во внутренний мир. Верить в Бога
людям помогают духовные подвижники. Творение мира Единым Плотин называет
эманацией. В результате эманации возникает мировой дух. Мировая душа
распадается на отдельные души. Материя возникает как низшая ступень
эманации. Природа наполнена различными душами: Земли, Солнца и т.д. Душа
Земли, в свою очередь, рождает души растений, животных. Души - лучшая часть
природы, материя - ее худшая часть. Она - погасший свет, излученный Единым.
И в этом смысле - небытие. И в этом же смысле - противостояние Единому
(Благу). Материал, телесное - источник зла.
Одним из выразителей немецкого мистицизма был Я.Бёме (1575 - 1624). Как и
Плотин, он был подвержен мистическим видениям. Его основные произведения:
«Аврора или утренняя заря в восходе», «О троякой жизни человека».
В них он доказывал, что потусторонний мир, который по Гегелю, постижим
лишь для разума, должен быть обнаружен индивидом в собственной душе.
Католическое духовенство, полагающее себя посредником между верующим и
Богом, не одобряет подобные рассуждения.
Бёме учил, что «из первоосновы, которая представляет собой вечное
единство, безмолвие без сущности, вечный покой и ничто, силой стремления к
«нечто» порождается божество, потом Богом - вечная природа, затем властью
божьей - духовный мир и как последнее порождение - земной мир».
Фейербах подметил коренную слабость мистического идеализма. Его
построение невежественно с точки зрения логики и достижений науки. Он
обращен главным образом к эмоциональным переживаниям и вере в возможность
непосредственного общения с Богом и духами.
В неявном виде м.и. содержит и важную проблему: соотношение
рационального и иррационального. В XX веке эта проблема четко формулируется
и складываются философские системы иррационализма. Одной из таких систем
является философия К.Ясперса, главные понятия которой - трансценденция
(Бог) и экзистенция (бытие человека).
К.Ясперс (1883 - 1969) - представитель экзистенциализма. В работе
«Разум и экзистенция» он мыслит философию как постижение разумом
неразумности и доказательство иррациональности бытия. В этом коренная
разница между мистическим идеализмом и иррационализмом, которая, в
сущности, не исключает сходства между ними.
Основные произведения Ясперса: «истоки истории и ее цель», «Философская
вера».
Важнейшим пунктом философского построения иррационализма является
положение, что, с одной стороны, человека объемлет реальность, а, с другой,
- ему не дана и никогда не может быть дана вся реальность. Человек в
принципе неудачник. Его трагическая неудача намекает на что-то более
высокое, чем он сам, на что он обязан надеяться и перед чем обязан
смириться.
Субъективный идеализм: Юм, Кант
Значительный вклад в разработку субъективно-идеалистического учения
внес Д.Юм (1711 - 1776). Его основная работа - «Исследование о человеческом
познании».
В качестве принципиальной предпосылки своей философии Юм взял различие
между практической и познавательной деятельностью. В практике человек
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9