развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной
материальной системы.
Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением
обладают все материальные образования. Оно является моментом любого
взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием
другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки
, следы...
Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап
развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением
чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства
предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму
психики.
Психика - это способность живых существ создавать чувственные и
обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно
своим потребностям.
Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний
его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает
не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
37.Проблема противоречия в философии и логике.
Одним из коренных вопросов мировоззрения и общественной методологии
является вопрос о том, следует ли искать источник движения и развития мира
вне его или в нем самом. Этот источник находится в нем самом, в порождаемых
им противоречиях, что выражается в законе единства и борьбы
противоположностей, которая гласит, что развитие объективной реальности и
все формы человеческой деятельности осуществляются через раздвоение единого
на противоположные составляющие, и взаимодействие этих противоположностей
характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой стороны -
составляет внутренний импульс ее изменения, развития.
Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и
противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы
или между системами, процесс столконовения противоположных стремлений и
сил. Предельный случай противоречия - конфликт.
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как внутри себя
так и между собой. Различие есть отношение нетождественности,
неодинаковости объекта и в самом себе и с другими. Различие имеет свои
степени: оно может быть несущественным и существенным. Предельный случай
существенного различия - противоположность. Удачной моделью
противоположности может служить магнит с его 2 полюсами (его можно делить
сколько угодно).
Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и
взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Они противостоят
друг другу в рамках единого взаимоотношения : наличие одной предполагает
бытие другой. Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” -
Гегель.
Диалектический принцип противоположностей отражает двойственные
отношения внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. Все полно
потиворечий и живет в них.
Противоположности, не образующие единства, не являются
диалектическими, их нельзя считать движущей силой развития системы.
Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не являются
частями целого и не несут импульса к развитию. Противоположности могут
приходить в столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единое
целое в котором один момент также необходим как и другой. При этом сами
противоположности и их единство, выражающее устойчивость объекта, -
относительны, борьба же, выражающая бесконечность процесса развития,-
абсолютна.
Противоречие буквально означает резкое рассогласование в речи,
высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассуждения могут появляться пары
суждений, противоречащих друг другу. Оба эти утверждения не могут быть
истинны. Одновременно утверждение и того и другого рассматривается в логике
как необходимо-ложное. Запрет противоречий, начиная с античности, считается
одним из принципов логического суждения. Такие противоречия считаются
нарушением правил рассуждения. Их появление - сигнал логической ошибки в
рассуждениях, ложно принятой посылки или... Вывод противоречия допускается
лишь для вспомогательных целей, в частности, в доказательствах от
противного в математике.
Однако реальный процесс развития научного знания связан с этапами
преодоления возникающих противоречий. “Для настоящего теоретика ничего не
может быть интереснее, чем такой факт, который вступает в противоречие с
общепринятой теорией: ведь здесь собственно и начинается его работа.” -
М.Планк.
Специфической формой существования диалектических противоречий в
познании являются антиномии, которые служат формой теоретического
воспризведения противоречий в научных теоиях. Обнаружение антиномий и их
решение - характерная черта диалектического мышления. Поскольку антиномии
часто высказываются в форме противоречивых высказываний, запрещаемых
формальной логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диалектики и
формальной логики. Логика и диалектика действуют совместно. А как же логика
противоречий? В процессе познания они выступают не как знание, результат
(Бор и его принцип дополнительности - мы не вправе приписывать физической
реальности ни волновые ни корпускулярные свойства). Антиномия - острая
форма постановки проблемы, требующей своего решения. Такие логические
противоречия есть двтигатеьная сила научного познания.
“Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте
между реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. Диалектика
противоречий в мысли - это не противоречие самому себе, не отсутствие
логики, а взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов,
понятий. Рекомендации формальной логики помогают понять реальные
противоречия. В диалектике речь идет о потиворечиях в самом объекте и об
отражении этих противоречий в мышлении, где они сознательно фиксируются и
решаются.
Диалектика - не метод награмождения противоречий. Без соблюдения
правил форм логики диалектика превратилась бы в софстику. Дело диалектики -
выявление и разрешение противоречий.
Основные типы противоречий. Характер противоречий зависит от
специфики противоположных сторон и от условий в которых осуществляется их
взаимодействие. И это взаимодействие есть отношение или несовместимых и
враждебных или дополняющих и обогащающих друг друга моментов и тендеций.
Отсюда многообразие противоречий. Различают внутренние и внешние, основные
и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия.
Взаимодействие противоположных сторон внутри даной системы (наприм
внутри данного вида животных или организма) характеризует внутреннее
противоречие, выражающее состояние системы как определение целостности.
Каждая система существует в рамках более сложных систем. Тогда очевидно,
что внешнее противоречие являет собой взаимодействие противоположностей,
относящихся к разным системам (между организмом и средой, природой и
обществом). Ясно, что понятия внешнего и внутреннего противоречия
относительны.
Именно внутренним противоречиям принадлежит решающая роль в развитии
системы. Внешние противоречия могут послужить толчком, но прежде чем стать
истинной силой развития они должны перейти во внутреннюю структуру объекта
(адаптация организма к внешней среде, должен выработать новое качество,
которое вступает во внутреннюю противоположность с исходными качествами).
Таким образом внешнее всегда действует через внутренее.
В ряду внутренних противоречий выделяются основные (главные) и
неосновные противоречия. Основное - это сущностное противоречие: оно
связано с глубинными, лежащими в основании этой системы формами
взаимодействия противоположностей, составляющих ее структуру (общество -
противоположность между производством и потреблением. Нужно производить
чтобы жить, но производство порождает новые потребности).
Антагонистические противоречия - взаимодействие между непримиримыми
враждебными силами. Внутри эксплуататорских формаций, в том числе
современного империализма. Транснациональными корпорациями - национально-
государственной формой общества. Империализм - развивающиеся страны. Война
и мир.
Неантагонистические противоречия. Взаимодействие между социальными
группами, интересы которых совпадают.
42.Категория “Закон”. Законы природы, общества и познания.
Все в этом мире подчинено закономерностям. Арбуз из желудя не
выростет, хоть ты тресни.
Веками человек подмечал определенный порядок мироздания и повторяемость
явлений, что наталкивало на мысль о существовании чего-то закономерного.
Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней
стадии развития человеческого общества, в период становления науки как
системы знания.
Закон - есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип
связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный
относительно типологически классифицированных условий своего проявления.
Будучи по своей форме продуктами человеческих знаний, по своему
внутреннему содержанию законы выражают объективные процессы
действительности. Познание законов и есть основная задача науки.
Понятие закона находится в тесной связи с детерминизмом, но не
тождественно ему.. Если детерменизм говорит о всеобщей обусловленности
явлений, то понятие закона выражает качественную устойчивость повторяющихся
связей, рассматривая их не с точки зрения констатации и причинного
понимания, но с точки зрения их объективной необходимости и качественной
регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он
является мерой предсказуемости связи. Поэтому закон как выражение действия
объективной необходимости может рассматриваться в качестве особого вида
детерминации: как детерминация будущим в отличии от причинной детерминации
прошлым и системной детерминации настоящим.
Однако не все формулировки закона имеют причинную форму. В
подавляющем большинстве следствия закона формулируются в виде какой-либо
функциональной зависимости или классификации соотношения, т.е. в конечном
счете закон по форме тяготеет к системной корреллции, а не генетической
причинности. Однако это не значит что причинность отсутствует в тех связях,
отражением которых являются коррелятивные формулировки законов. Налицо
противоречие: с одной стороны, содержание категории закона формировалось в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9