проблем. От латинского materia – вещество. Это вещественное значение
удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике.
Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный
материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от
качественного разнообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей
это качественное разнообразие основы мира - первоматерии. Это
абстрагирование сложно. Поэтому сначала все качественное разнообразие мира
выводилось из какого-либо одного тоже качественно определенного,
эмпирически воспринимаемого элемента (огонь, вода...). Но уже Демокрит
заметил, что с помощью одного качественного определения вещества невозможно
объяснить происхождение другого, так как он не содержит принципа своего
превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.
Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего
существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Она была очень
плодотворной для философии и науки в целом. С этой теорией связаны многие
открытия в физике (тяжесть, теория теплоты, сохранение вещества...).
Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явлений и событий мира
на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и физическая
картина мира получит полную завершенность. Г. Лиргоф: “Разве осталось еще
что-нибудь открывать?”
Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом
оказался вовсе не мельчайшей частицей вещества. Открытие электромагнитных
полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле - принципиально отличное
от вещества состояние материи.
Первоначально поле понималось как окружающее какой-нибудь предмет
пространство, для каждой точки которого можно определить величину и
направление силы взаимодействия между данным объектом и другим (поле -
атрибут вещества). Но затем было доказано, что поле не только атрибут
объекта, но и самостоятельная реальность, т.е. новый вид материи, основным
свойством которого является непрерывность.
Все это привело к философскому кризису - “Материя исчезла”. Этот
кризис связан с утратой представления о материи как о веществе. Изменение
массы электрона при изменении условий поля или скорости, ядерные реакции -
превращение вещества в энергию. Ужас...
Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила
обратиться к математическим моделям. Некоторые предали при этом материю
забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был
связан с механически-вещественным пониманием материи.
Был этот мир глубокой тьмой окутан. / Да будет свет!\ . И вот явился Ньютон
\ Но сатана недолго ждал реванша\. Пришел Эйнштейн \И стало все как
раньше\.
Диалектико-материалистическое понятие материи. Необходимо было
освободить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием
вещества. Ленин замечал, что исчезла не материя, а метафизическое
представление о ней. Единственное свойство материи - “быть объективной
реальностью, существовать вне нашего сознания.” Короче, “материя есть
философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана
человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается
нашими ощущениями (как непосредственно так и опосредовано), существуя
независимо от них” - Гольбах.
Строение материи - физический вопрос. А вопрос об отношении нашего
познания к миру - это философская проблема. Поэтому нельзя дать определения
центральной категории теории познания как тоько через ее соотнесение с
другой, столь же широкой категорией - сознанием и определением того, что из
них берется за первичное. Причем противоположность материи и сознания имеет
абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области:
исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что
признать превичным. За этими пределами относительность данного
противоположения несомненна.
32.Материя и основные формы ее существования. Проблема пространства,
времени и движения.
Материя - «философская категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от
них» (Ленин).
В домарксистской философии под материей понимали некое вещественное
начало, которое однородно, однообразно, едино для всех предметов и
процессов и не сводится к какому-либо известному конкретному виду вещества.
Такое понимание материи возникло еще в древней философии и получило
дальнейшее развитие в философии и естествознании нового времени. При этом
материалисты и объективные идеалисты, сходясь в том, что материя - это
вещественный субстрат предметов и явлений, вкладывали в понятие « материя »
разное содержание, по-разному представляли себе ее соотношение с духом, ее
место и роль в структуре мира, связь материи и движения.
У материалистов материя связана с движением, обладает внутренней
активностью. Она выступает как единая первооснова мира, никем и ничем не
сотворенная, вечная и неуничтожимая, порождающая все многообразие
конкретных вещей и явлений. Материя первична по отношению к сознанию,
которое, с одной стороны, отражает материальный мир, а с другой - является
результатом функционирования особым образом организованной материи.
Идеалисты рассматривали материю как порождение, результат творения
противоположной ей духовной субстанции (бога, абсолютной идеи, мирового
разума), которая наделила косную, неподвижную материю движением и создала
из неё конкретные вещи. Эта же духовная субстанция породила и человеческий
разум, который оказывается, таким образом, не связанным с материальным
миром ни по происхождению, ни функционально.
Диалектический материализм понимает под материей все многообразие
мира, существующего вне и независимо от человеческого сознания, всю
совокупность предметов и явлений, их свойств и отношений. Опираясь на
данные наук, диалектический материализм последовательно обосновал
материалистический тезис о неразрывной связи материи и движения, понимая
под последним не какой-либо конкретный вид движения, а изменение вообще,
происходящее в самых различных формах и обладающее внутренними источниками,
импульсами.
33.Диалектика, ее основные принципы, законы и категории.
Диалектика (марксистская философия) - наука о наиболее общих законах
развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений
действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними
противоречиями.
Диалектика (первоначально) - спор, столкновение противоположных
мнений, в результате которого возникает истина.
Вначале диалектика существовала в виде наивного, основанного на
внешнем наблюдении представления о том, что все в мире постоянно
изменяется, обновляется, происходит круговорот веществ в природе, вещи
возникают, исчезают, превращаются в свою противоположность (Античная
философия).
В период господства метафизического метода (XV - XVIII вв.) отдельные
элементы диалектики встречаются в воззрениях крупнейших философов: Декарта
(идея происхождения миров из первоначальных элементов), Спинозы
(диалектический подход к проблемам свободы и необходимости), Дидро (догадки
об эволюции живых существ) и т.д.
Следующий этап в развитии диалектики связан с именами немецких
философов-идеалистов (XVIII - XIX вв.), внесших значительный вклад в
понимание сложности, противоречивости процесса мышления. Большую роль здесь
сыграло учение Канта об антиномиях разума (Антиномия).
Гегель представил мир как процесс всеобщего поступательного движения,
развития от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником которого
являются противоречия, присущие всем явлениям и составляющие жизненную силу
всего существующего. Он сформулировал основные законы этого развития,
создал систему категорий диалектики, оказавшую существенное влияние на
последующую философскую мысль.
Категории диалектики (качество и количество, причина и следствие,
возможность и действительность, свобода и необходимость и др.) неразрывно
связаны с законами. Сущность диалектического понимания движения, развития
явлений, его отличие от метафизики выражают законы диалектики. Основные из
них:
1) Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий внутренние
импульсы, причину развития и являющийся сутью, ядром диалектики;
2) Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно,
характеризующий развитие не как чисто внешнее изменение предметов, а
как изменение коренное, затрагивающее их внутренние свойства;
3) Закон отрицания отрицания, согласно которому развитие носит
поступательный характер, идет от простого к сложному, от низшего к
высшему.
Основные законы дополняются и конкретизируются закономерностями,
выраженными в категориях диалектики и раскрывающими связь сущности и
явления, необходимости и случайности, возможности и действительности,
причины и следствия и т.д.
34.Философская категория “Движения”. Концепция ее развития в природе и
обществе. Понятие прогресса.
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все
пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по
собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то
оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это
способ существовании материи. Движение заключено в самой природе материи.
Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниокуда.
Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и
покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные
моменты покоя, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы
каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно
устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, таким образом,
существует как характеристика движения в какой-либо устойчивой форме. Как
бы не изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою
определенность. Река остается рекой.
Абсолютный покой невозможен.
Существует несколько качественно различных форм движения материи:
механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная...
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9