аккумуляции, обобщения предшествующего человеческого опыта. “ Всякое слово
- уже обобщает”. Данный факт существенным образом влияет на специфически-
человеческое функционирование органов чувств. В то же время он
демонстрирует несостоятельность представления метафизического материализма
о чувственном опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе,
уровне познавательной деятельности человека.
Локк: “C самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на другой -
человека, совершенно лишенного знания. Вещи природы воздействуют на его
органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию - сначала в виде
самостоятельно существующих ощущений. Последующее комбинирование
разнообразных ощущений дает человеку восприятие предмета в целом
(комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к
возникновению целостного восприятия сахара)”. Многократно воспринимая
предмет, человек закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать
восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление.
Т.е. ощущения, восприятия, представления предстают в виде совершенно
независимых, последовательно примыкающих друг к другу реальных этапов
познавательной деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатом и
формами чувственного познания.
50.Общество. Основные философские концепции развития общества.
Общество можно анализировать по разному. Русский мыслитель
А.А.Богданов (1873-1928 гг.), например, рассматривал общество со стороны
организации и управления. “Всякая человеческая деятельность является
организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую
деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как некий
материал организационного опыта и исследовать с организационной точки
зрения. ” В основе социальной философии могут лежать различные подходы,
тогода соответственно получаются и различные модели. Рассмотрим некоторые
из них.
В XVII-XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая
концепция толкования общественной жизни. Эта концепция требует объяснения
социальных явлений исключительно действием природной закономерности:
физических, географических, биологических...
Шарль Фурье (француский социалист-утопист) - пытался создать
социальные науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Социальнае теория
- есть часть теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения
по страсти, всеобщей закономерности, обуславленной природной склонностью
человека к какому-либо виду коллективного труда.
Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до
уровня исключительно природного существа. При этом человеческое поведение
жестко включается в цепь природных причин и следствий, свободе не остается
места и концепция социальных событий принимает фаталистическую окраску. В
системе Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причины. “Каждое
добровольное действие является вынужденным”, “все действия необходимы”.
Еще одним недостатком натуралистического подхода является то, что он
рассматривает человека как некий социальный атом, а общество как
механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих
интересах.
Иными словами натурализм замечает в человеке только природную
субстанцию. В результате и человеческие связи обретают приобретают
характер. Общество призается, но в качестве цементирующего начала берется
или польза (просветители XVII-XVIII вв.), или половая любовь (Феербах).
Общество в натуралистической философии характеризуется как всеобщность,
связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае
каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным
принципам, ибо последние не вытекают из природы человека. Теоретическое
обоснование этой исключительно эгоистической жизненной позиции дал немецкий
философ Макс Штинер в книге “Единственный и его собственность”.
Идеализм наоборот слишком отрывает человека от природы, превращая
духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. На практике
это означает следовать принципу “мнения правят миром”. Идеализм в принципе
не отрицает объективного фактора истории. Однако развитие общества
полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью
человека. В первом случае в социальную философию вносится фатализм, а во
втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического
хода.
В неокоторых философских системах содержалось положительное начало в
подходе к человеку и истории. Оно заключалось в обосновании свободы
субъекта, его творческой активности.Как бы ни понималась духовность, никто
не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы.
Духовно нравственным может быть тоько свободный человек.
В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается
ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив
порождается свободой волеизъявления личности. Этот мотив заключается в том,
чтобы человек выполнил свой моральный долг, не ожидая компенсации ни в этом
, ни в ином мире.
Главным недостатком идеалных концепций является отрыв слова от дела,
теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над
бытием (будь это образ светлого будущего или всемогущей техники), цель
непременно подменяется средством, а мудрость - рассудком.
Диалектический материализм. Общественная жизнь - высшая форма
движения материи. Хоть общество и является живой системой оно качественно
отличается от других живых систем, выступает и как объект и как субъект
материальной действительности.
Диалектико-материалистическое понимание истории начинается с решения
основного вопроса философии в применении к обществу. “Сознание людей
зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди
в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем
быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А
для этого нужно трудиться, производить материальные блага.
Итак сущность материалистического понимания истории состоит в том,
что:
1. Производство и вслед за ним обмен его продуктов составляют основу
всякого общественного строя.
2. Исторический процесс, общественное бытие носят объективный характер.
3. Главной движущей силой, преобразовывающие жизнь общества, являются
народные массы.
4. Средства для изменения существующего положения вещей нужно открывать в
наличных материальных факторах производства.
Социальные законы и категории. Объективная основа и границы
человеческой свободы.
В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд
специфических черт:
1. Общественные отношения принимают форму общественных интересов,
потребностей, целей. А это значит что социальные законы - законы не
только материальной, но и духовной деятельноси.
2. Поскольку общество одновременно является и объектом и субъектом,
социальный закон - это закон человеческой деятельности. Без человеческой
деятельности, которая генетически первична, нет и не может быть
социальной закономерноси. История - это деятельность преследующего свои
цели человека.
3. Социальные законы по характеру своей деятельности - статистические.
4. Спецификой социальных законов является их историчность. Вследствии того,
что социальная эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эволюция
природы, общественные отношения и формы культуры более подвижны чем
геологические периоды.
Социальный организм очень диамичен, и его законы позволяют уловить лишь
общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установлеия
строгих сроков наступления событий.
Социальные законы:
1. Закон определяющей роли способа производства по отношению к другим
сферам деятельности.
2. Закон определяющий роли экономического базиса по отношению к надстройке.
3. Закон соответствия производственных отношений уровню и характеру
производственных сил.
4. Закон прогрессивной смены общественно-экономических формаций.
5. Закон социальной революции.
6. Закон возрастающей роли народных масс в истории.
7. Закон относительной самостоятельности общественного сознания.
8. Закон возвышения потребностей.
Существует большое количество социальных законов частного порядка,
которые действуют в определенных сферах общества. Но в любом случае
независмо от масштаба действия социальные законы отражают наличие
социальной необходимости и объективного хода общественной жизни.
Действия социальных законов конкретизируются философскими
категориями: социальная материя, социальное время, социальное пространство,
социальное противоречие, социальное отрицание, социальная революция,
общественное бытие и общественное сознание. Свобода и необходимость, базис
и надстройка, общественная формация, способ производства...
Критерий объективности социальной жизни заключается в наличии
социальной преемственности, так как каждое поколение начинает с той
реальной основы, которая ему досталась. “Люди не имеют свободы в выборе
своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории, так
как всякая производственная сила есть приобретенная сила, продукт
предшествующей деятельности.
Тогда имеет ли место свобда в обществе? В чем же она выражается,
если существуют социальные законы, выражающие объективный, необходимый ход
истории? В природе необходимости противостоит случайность. В обществе с ней
соотносится свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И
необходимость и свобода в равной степени объективны, хотя их функциональная
нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое,
сохраняющееся, что выражается в законах сохранения. Свобода же отражает
развитие, появление нового, новых возможностей, но на базе необходимости.
Необходимость выражает наличное, а свобода схватывает будущее, каким мир
должен или может быть.
Мировая история - это процесс возрастания степени свободы, но в
каждый исторический период она имеет свои границы. Свобода многолика, но
сущность едина - наличие разнообразных возможностей.
51.Проблемы взаимодействия общества и природы.
Возникновение общества. История человеческого общества в определенном
смысле являет картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9