Магия и астрология как вненаучные формы познания

текстов из библиотеки Ашшурбанипала показывает, что месопотамские астрологи

более позднего времени неоднократно демонстрировали серьёзное недопонимание

многих знамений, упомянутых в "Энума Ану Энлиле".

Астрология в других регионах. Вторая половина II тыс. до н.э. - эпоха,

начиная с которой, мы можем говорить о развитии астрологии не только в

районе Двуречья. Так, к XV в. до н.э. относятся надписи на китайских

гадальных пластинках, которые можно классифицировать как наиболее ранние

астролого-астрономические тексты в Китае. Уже в XII в. до н.э.

астрономические наблюдения в Китае велись со специальных площадок-

обсерваторий. Примерно на рубеже II - I тыс. до н.э. китайские учёные

выделили на небе 28 "лунных стоянок" и 4 "сезонных" участка по 3 созвездия

в каждом. В Древнем Египте получили развитие представления о благоприятных

и злотворных днях календаря, в хронометрических целях велись наблюдения

звёзд (в частности, были выделены т.наз. деканы - 36 групп ярких звёзд,

расположенных вдоль эклиптики). Одновременно происходило формирование

астрологических концепций у индоевропейских племён.

Индоевропейцы. Арии, консолидировавшиеся на рубеже III - II тыс. до н.э.

где-то в районе Причерноморья и Прикаспия, стали энергично мигрировать в

разных направлениях с начала II тыс. до н.э. Арии, достигшие Индии в XIV -

XIII вв. до н.э., и иранские арии, осевшие в Иране в начале I тыс. до н.э.,

относятся к одной ветви индоевропейцев - к южной ветви, часто именуемой

индоиранской. Этим объясняется большое количество общих черт в культуре

иранцев и индийцев. Астрологические представления раннего периода нашли

выражение в священных книгах этих народов - Ведах и Авесте, которые начали

создаваться в конце II - начале I тыс. до н.э.

Древнеиранская астрология неразрывно связана с религией зороастризма:

разработка основных положений "науки о звёздах" приписывалась

непосредственно основателю религии пророку Заратуштре, и одной из главных

областей применения астрологии была религиозно-обрядовая сфера. Не менее

важное место заняла астрология в индийской ведической религии. Среди

наиболее оригинальных астрологических разработок индоиранцев - введение

"лунного Зодиака" из 28 накшатр в Индии, разработка идеи о 12 тысячелетиях

существования мира, соотнесение семи высших божеств с семью планетами и

деление Земли на семь климатических поясов в зороастризме.

Ассирия. В IX - VII вв. до н.э. наиболее могущественным государством в

Передней Азии была Ассирия, под властью которой оказался даже Египет (в 671

- 664 до н.э.). Ассирийская астрология продолжала астрологические традиции

Двуречья. В конце VIII в. до н.э. была создана клинописная серия "Мул

Апин", в которой обнаруживаются первые шаги к введению знаков Зодиака: были

выделены 18 созвездий на пути Луны и астрономические сезоны. Со времени

Набонасара (747 - 734 до н.э.) в Двуречье велись систематические наблюдения

затмений; в VII в. до н.э. вавилоняне уже умели правильно предсказывать

лунные затмения. Именно к данному периоду принадлежит правление

ассирийского царя Ашшурбанипала (668 - 635 до н.э.), много сделавшего для

развития астрологии. Как мы уже упоминали, он основал библиотеку

клинописных табличек в Ниневии, собрав астрологические материалы за многие

предшествующие столетия. Известны его личные астрологи Рамману-Шумаушар,

Набу-Мусиши и Мардук-Сакин-Шуму, которые готовили ему доклады с

обязательным астрологическим анализом поступавших новостей. Однако в конце

VII в. до н.э. Ассирия пала под ударами соединённых сил Мидии и восставшего

Вавилона, и царская библиотека (содержавшая до 25 тысяч табличек с

текстами) была уничтожена. До нашего времени дошли лишь её фрагменты.

Китай в VIII - VII веках до н.э. В обсуждаемый период в Китае продолжали

вырабатываться положения, которые в последующие столетия станут базисом

китайской астрологии. Среди важнейших событий следует упомянуть разработку

врачевателем из царства Цинь по имени И Хэ астромедицинской концепции о

шести энергиях (ци), успешное применение Ши Мо (придворным астрологом из

царства Цзинь, VIII в. до н.э.) теории об инь и ян в политических

прогнозах, а также создание "Канона перемен" ("И цзин") - ключевой работы

для понимания научной и философской мысли в древнем и средневековом Китае.

Месоамерика. Археологические находки в странах Латинской Америки позволяют

утверждать, что в древних индейских цивилизациях - у ольмеков и майя - уже

в первой половине I тыс. до н.э. были разработаны основные методики и

понятия оригинальной астрологической традиции, которая будет развиваться

различными народами Месоамерики вплоть до пришествия конкистадоров. В

частности, был выделен базовый для месоамериканской астрологии 260-дневнй

цикл

Высшие слои населения также занимались астрологией. В частности, первый

достоверно известный римский астролог Нигидий Фигул (I в. до н.э.) был

сенатором, другом Цицерона и при рождении Августа предсказал, что он станет

цезарем. Другой астролог, Фонтей Капитон, член коллегии понтификов, был

приближённым знаменитого полководца Антония и сопровождал египетскую царицу

Клеопатру в её поездке в Сирию. В 33 г. до н.э. он достиг вершины своей

карьеры, став консулом. Крайне показателен тот факт, что даже дата

основания Рима, от которой велось римское летосчисление, была определена

астрологически: эти расчёты были проведены в I в. до н.э. астрологом-

аристократом Таруцием Фирманом по просьбе его друга, историка Варрона.

Римские астрологи первых веков н.э. В I в. н.э. популярность астрологии в

Риме достигла максимальной величины. По свидетельствам римских историков

(Светония, Тацита, Дио Кассия и др.), многие события политической и

общественной жизни империи были вызваны реакцией правящей знати на советы

астрологов. Среди крупнейших астрологов Римской империи, живших в I в.,

следует упомянуть

· Марка Манилия, автора стихотворного трактата 'Астрономика',

· Тразилла (Фрасилла), который был личным астрологом и близким другом

императоров Августа и Тиберия,

· Доротея Сидонского, написавшего знаменитое астрологическое 'Пятикнижие',

· Херемона, который вместе с Сенекой был воспитателем юного Нерона,

· Тимея, автора двух авторитетных астрологических трактатов на греческом

языке,

· Балбилла, астролога императоров Клавдия и Нерона, который даже стал

правителем Египта (префектом),

· Паммена, изгнанного из Рима за свои политические предсказания,

· Птолемея Селевка, любимого астролога императора Отона,

· Асклетариона (Асклатиона), который был казнён в 96 г. за то, что сделал

точное предсказание смерти императору Домициану.

Отметим, что многие из этих астрологов происходили из эллинистического

Египта.

Во II в., помимо уже упомянутых александрийских астрологов, жили и работали

Веттий Валент Антиохийский, написавший интереснейшую астрологическую

антологию в девяти томах, и Антигон Никейский, который составил древнейшую

известную коллекцию гороскопов.

Многие римские императоры сами занимались астрологией (в т.ч. Август, Тит,

Домициан, Адриан).

Астрологи-врачи. Астрология также продолжала занимать важное место в

занятиях медициной. Такие известные врачи как Скрибоний (1-я пол. I в.),

Тессал (Фессалос; сер. I в.), Кринас из Массалии (2-я пол. I в.) и Гален

(129 - 199) не только использовали "науку о звёздах" в своей практике, но и

оставили сочинения на эту тему.

Однако чрезмерный интерес к астрологии имел и негативные последствия: в

Римской империи астрологи несколько раз подвергались гонениям - именно

потому, что они правильно определяли тенденции жизни сильных мира сего, а

этим могли воспользоваться противники правителя. Кроме того, появилось

большое количество полуобразованных шарлатанов, выдававших себя за опытных

астрологов.

Изменить эту ситуацию сумел Александр Север, правивший в 222 - 235 гг. Он

не только сам хорошо знал астрологию, но, в отличие от многих других

императоров, веривших в астрологию, не боялся предсказаний о своей судьбе.

Более того, он впервые после эпохи гонений на астрологов официально

разрешил им работать и преподавать в Риме. Поскольку у многих астрология

ассоциировалась с уличными шарлатанами, Александр Север стремился повышать

профессиональный уровень астрологов, развивать астрологию как науку. Для

этого он пригласил профессоров астрологии преподавать в римский Атеней.

С распространением христианства в первые века н.э. усилились голоса

критиков астрологии (Тертуллиан, Августин). Есть свидетельства, что

примерно в 296 г. император Диоклетиан запретил занятия астрологией во всей

империи. Тем не менее, учёние о звёздах продолжало существовать и

развиваться, играя существенную роль в жизни общества.

Индия в первые века н.э. В Индии интерес к астрологии также не ослабевал.

Предположительно I в. н.э. датируют создание "Гарга-самхиты", самого

раннего известного полного собрания астрологических предзнаменований на

санскрите.

Новый этап в развитии астрологических методик в Индии был связан с

установлением торговых контактов с эллинистическим миром в начале н.э. Во

II - III в. на санскрит были переведены несколько эллинистических работ по

гороскопной астрологии, в Индии доселе неизвестной. Сохранилось

стихотворное переложение одного из таких сочинений, сделанное

Спхуджидхваджей в 269/270 г. Изложенные в данных работах методики, будучи

объединены с рядом чисто индийских элементов (рассуждениями о кастовой

системе, принципами аюрведы, доктриной о переселении душ) стали основой

"яваны" ("греческой" школы) и оказались основным источником идей для

развития индийской астрологии вплоть до проникновения в Индию исламских

теорий (через переводы с персидского на санскрит в XIII в. и позднее).

Китай на рубеже н.э. В истории китайской астрологии близ рубежа нашей эры

также произошёл ряд значимых событий. Перечислим наиболее важные из них.

Цзоу Янь (305 - 240 до н.э.) разработал доктрину, увязавшую концепцию

взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий. Эта

доктрина получила развитие в философии Дуна Чжуншу (II в. до н.э.), который

свёл инь/ян и пять стихий в единую систему, охватывающую весь универсум.

Учеником Дуна Чжуншу был уже упомянутый Сыма Цянь, автор обширнейшего труда

"Исторические записки" (куда вошло и изложение астрологических методик его

времени). Мэн Си (I в. до н.э.) разработал систему соответствий 64

гексаграмм "Канона перемен" и календарно-климатических процессов. Ян Сюн

(53 до н.э. - 18 н.э.) создал в подражание "Канону перемен" труд "Тай сюань

[цзин]", в котором для отображения небесных циклов предложил систему из 81

тетраграммы.

В христианском мире в эпоху раннего Средневековья основным центром, в

котором астрология продолжала своё существование, была Византия.

Характерно, что византийцы мало занимались астрономическими наблюдениями.

Главным для них было изучение, издание и комментирование трактатов

древнегреческих и эллинистических учёных и применение на практике

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты