текстов из библиотеки Ашшурбанипала показывает, что месопотамские астрологи
более позднего времени неоднократно демонстрировали серьёзное недопонимание
многих знамений, упомянутых в "Энума Ану Энлиле".
Астрология в других регионах. Вторая половина II тыс. до н.э. - эпоха,
начиная с которой, мы можем говорить о развитии астрологии не только в
районе Двуречья. Так, к XV в. до н.э. относятся надписи на китайских
гадальных пластинках, которые можно классифицировать как наиболее ранние
астролого-астрономические тексты в Китае. Уже в XII в. до н.э.
астрономические наблюдения в Китае велись со специальных площадок-
обсерваторий. Примерно на рубеже II - I тыс. до н.э. китайские учёные
выделили на небе 28 "лунных стоянок" и 4 "сезонных" участка по 3 созвездия
в каждом. В Древнем Египте получили развитие представления о благоприятных
и злотворных днях календаря, в хронометрических целях велись наблюдения
звёзд (в частности, были выделены т.наз. деканы - 36 групп ярких звёзд,
расположенных вдоль эклиптики). Одновременно происходило формирование
астрологических концепций у индоевропейских племён.
Индоевропейцы. Арии, консолидировавшиеся на рубеже III - II тыс. до н.э.
где-то в районе Причерноморья и Прикаспия, стали энергично мигрировать в
разных направлениях с начала II тыс. до н.э. Арии, достигшие Индии в XIV -
XIII вв. до н.э., и иранские арии, осевшие в Иране в начале I тыс. до н.э.,
относятся к одной ветви индоевропейцев - к южной ветви, часто именуемой
индоиранской. Этим объясняется большое количество общих черт в культуре
иранцев и индийцев. Астрологические представления раннего периода нашли
выражение в священных книгах этих народов - Ведах и Авесте, которые начали
создаваться в конце II - начале I тыс. до н.э.
Древнеиранская астрология неразрывно связана с религией зороастризма:
разработка основных положений "науки о звёздах" приписывалась
непосредственно основателю религии пророку Заратуштре, и одной из главных
областей применения астрологии была религиозно-обрядовая сфера. Не менее
важное место заняла астрология в индийской ведической религии. Среди
наиболее оригинальных астрологических разработок индоиранцев - введение
"лунного Зодиака" из 28 накшатр в Индии, разработка идеи о 12 тысячелетиях
существования мира, соотнесение семи высших божеств с семью планетами и
деление Земли на семь климатических поясов в зороастризме.
Ассирия. В IX - VII вв. до н.э. наиболее могущественным государством в
Передней Азии была Ассирия, под властью которой оказался даже Египет (в 671
- 664 до н.э.). Ассирийская астрология продолжала астрологические традиции
Двуречья. В конце VIII в. до н.э. была создана клинописная серия "Мул
Апин", в которой обнаруживаются первые шаги к введению знаков Зодиака: были
выделены 18 созвездий на пути Луны и астрономические сезоны. Со времени
Набонасара (747 - 734 до н.э.) в Двуречье велись систематические наблюдения
затмений; в VII в. до н.э. вавилоняне уже умели правильно предсказывать
лунные затмения. Именно к данному периоду принадлежит правление
ассирийского царя Ашшурбанипала (668 - 635 до н.э.), много сделавшего для
развития астрологии. Как мы уже упоминали, он основал библиотеку
клинописных табличек в Ниневии, собрав астрологические материалы за многие
предшествующие столетия. Известны его личные астрологи Рамману-Шумаушар,
Набу-Мусиши и Мардук-Сакин-Шуму, которые готовили ему доклады с
обязательным астрологическим анализом поступавших новостей. Однако в конце
VII в. до н.э. Ассирия пала под ударами соединённых сил Мидии и восставшего
Вавилона, и царская библиотека (содержавшая до 25 тысяч табличек с
текстами) была уничтожена. До нашего времени дошли лишь её фрагменты.
Китай в VIII - VII веках до н.э. В обсуждаемый период в Китае продолжали
вырабатываться положения, которые в последующие столетия станут базисом
китайской астрологии. Среди важнейших событий следует упомянуть разработку
врачевателем из царства Цинь по имени И Хэ астромедицинской концепции о
шести энергиях (ци), успешное применение Ши Мо (придворным астрологом из
царства Цзинь, VIII в. до н.э.) теории об инь и ян в политических
прогнозах, а также создание "Канона перемен" ("И цзин") - ключевой работы
для понимания научной и философской мысли в древнем и средневековом Китае.
Месоамерика. Археологические находки в странах Латинской Америки позволяют
утверждать, что в древних индейских цивилизациях - у ольмеков и майя - уже
в первой половине I тыс. до н.э. были разработаны основные методики и
понятия оригинальной астрологической традиции, которая будет развиваться
различными народами Месоамерики вплоть до пришествия конкистадоров. В
частности, был выделен базовый для месоамериканской астрологии 260-дневнй
цикл
Высшие слои населения также занимались астрологией. В частности, первый
достоверно известный римский астролог Нигидий Фигул (I в. до н.э.) был
сенатором, другом Цицерона и при рождении Августа предсказал, что он станет
цезарем. Другой астролог, Фонтей Капитон, член коллегии понтификов, был
приближённым знаменитого полководца Антония и сопровождал египетскую царицу
Клеопатру в её поездке в Сирию. В 33 г. до н.э. он достиг вершины своей
карьеры, став консулом. Крайне показателен тот факт, что даже дата
основания Рима, от которой велось римское летосчисление, была определена
астрологически: эти расчёты были проведены в I в. до н.э. астрологом-
аристократом Таруцием Фирманом по просьбе его друга, историка Варрона.
Римские астрологи первых веков н.э. В I в. н.э. популярность астрологии в
Риме достигла максимальной величины. По свидетельствам римских историков
(Светония, Тацита, Дио Кассия и др.), многие события политической и
общественной жизни империи были вызваны реакцией правящей знати на советы
астрологов. Среди крупнейших астрологов Римской империи, живших в I в.,
следует упомянуть
· Марка Манилия, автора стихотворного трактата 'Астрономика',
· Тразилла (Фрасилла), который был личным астрологом и близким другом
императоров Августа и Тиберия,
· Доротея Сидонского, написавшего знаменитое астрологическое 'Пятикнижие',
· Херемона, который вместе с Сенекой был воспитателем юного Нерона,
· Тимея, автора двух авторитетных астрологических трактатов на греческом
языке,
· Балбилла, астролога императоров Клавдия и Нерона, который даже стал
правителем Египта (префектом),
· Паммена, изгнанного из Рима за свои политические предсказания,
· Птолемея Селевка, любимого астролога императора Отона,
· Асклетариона (Асклатиона), который был казнён в 96 г. за то, что сделал
точное предсказание смерти императору Домициану.
Отметим, что многие из этих астрологов происходили из эллинистического
Египта.
Во II в., помимо уже упомянутых александрийских астрологов, жили и работали
Веттий Валент Антиохийский, написавший интереснейшую астрологическую
антологию в девяти томах, и Антигон Никейский, который составил древнейшую
известную коллекцию гороскопов.
Многие римские императоры сами занимались астрологией (в т.ч. Август, Тит,
Домициан, Адриан).
Астрологи-врачи. Астрология также продолжала занимать важное место в
занятиях медициной. Такие известные врачи как Скрибоний (1-я пол. I в.),
Тессал (Фессалос; сер. I в.), Кринас из Массалии (2-я пол. I в.) и Гален
(129 - 199) не только использовали "науку о звёздах" в своей практике, но и
оставили сочинения на эту тему.
Однако чрезмерный интерес к астрологии имел и негативные последствия: в
Римской империи астрологи несколько раз подвергались гонениям - именно
потому, что они правильно определяли тенденции жизни сильных мира сего, а
этим могли воспользоваться противники правителя. Кроме того, появилось
большое количество полуобразованных шарлатанов, выдававших себя за опытных
астрологов.
Изменить эту ситуацию сумел Александр Север, правивший в 222 - 235 гг. Он
не только сам хорошо знал астрологию, но, в отличие от многих других
императоров, веривших в астрологию, не боялся предсказаний о своей судьбе.
Более того, он впервые после эпохи гонений на астрологов официально
разрешил им работать и преподавать в Риме. Поскольку у многих астрология
ассоциировалась с уличными шарлатанами, Александр Север стремился повышать
профессиональный уровень астрологов, развивать астрологию как науку. Для
этого он пригласил профессоров астрологии преподавать в римский Атеней.
С распространением христианства в первые века н.э. усилились голоса
критиков астрологии (Тертуллиан, Августин). Есть свидетельства, что
примерно в 296 г. император Диоклетиан запретил занятия астрологией во всей
империи. Тем не менее, учёние о звёздах продолжало существовать и
развиваться, играя существенную роль в жизни общества.
Индия в первые века н.э. В Индии интерес к астрологии также не ослабевал.
Предположительно I в. н.э. датируют создание "Гарга-самхиты", самого
раннего известного полного собрания астрологических предзнаменований на
санскрите.
Новый этап в развитии астрологических методик в Индии был связан с
установлением торговых контактов с эллинистическим миром в начале н.э. Во
II - III в. на санскрит были переведены несколько эллинистических работ по
гороскопной астрологии, в Индии доселе неизвестной. Сохранилось
стихотворное переложение одного из таких сочинений, сделанное
Спхуджидхваджей в 269/270 г. Изложенные в данных работах методики, будучи
объединены с рядом чисто индийских элементов (рассуждениями о кастовой
системе, принципами аюрведы, доктриной о переселении душ) стали основой
"яваны" ("греческой" школы) и оказались основным источником идей для
развития индийской астрологии вплоть до проникновения в Индию исламских
теорий (через переводы с персидского на санскрит в XIII в. и позднее).
Китай на рубеже н.э. В истории китайской астрологии близ рубежа нашей эры
также произошёл ряд значимых событий. Перечислим наиболее важные из них.
Цзоу Янь (305 - 240 до н.э.) разработал доктрину, увязавшую концепцию
взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий. Эта
доктрина получила развитие в философии Дуна Чжуншу (II в. до н.э.), который
свёл инь/ян и пять стихий в единую систему, охватывающую весь универсум.
Учеником Дуна Чжуншу был уже упомянутый Сыма Цянь, автор обширнейшего труда
"Исторические записки" (куда вошло и изложение астрологических методик его
времени). Мэн Си (I в. до н.э.) разработал систему соответствий 64
гексаграмм "Канона перемен" и календарно-климатических процессов. Ян Сюн
(53 до н.э. - 18 н.э.) создал в подражание "Канону перемен" труд "Тай сюань
[цзин]", в котором для отображения небесных циклов предложил систему из 81
тетраграммы.
В христианском мире в эпоху раннего Средневековья основным центром, в
котором астрология продолжала своё существование, была Византия.
Характерно, что византийцы мало занимались астрономическими наблюдениями.
Главным для них было изучение, издание и комментирование трактатов
древнегреческих и эллинистических учёных и применение на практике
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8