Магия и астрология как вненаучные формы познания

заявлял, что он был учеником халдеев, и Критодам, рассматривающий свое

учение как мистерии. Повальное увлечение астрологией начинается во II в. до

н.э., когда пишутся популярные пособия (особенно известным было

псевдоэпиграфическое сочинение "Откровения Нехепсо и Петосириса"), и в это

же время повсюду появляются практикующие астрологи. Это увлечение не было

всеобщим: Карнеад, глава платоновской Академии, выдвигает против нее веские

обвинения, и даже стоик Панэций отказывается от ее применения. Но, с другой

стороны, Гиппарх, знаменитый астроном, составивший каталог 850 звезд,

принял это учение. Плиний Старший в своей "Естественной Истории" говорит,

что он не может вознести достойную его хвалу, так как Гиппарх лучше, чем

кто-либо другой, доказал, что звезды связаны с людьми, а наши души - это

часть небес. Это та самая мистическая тенденция, которая окончательно была

оформлена стоиком Посидонием: он использовал астрологию в своей

космологической и философской системе, которая на долгое время овладела

умами. Это знаменовало окончательное закрепление астрологии в античном

мире.

Авторами наиболее важных греческих трудов по астрологии были Манефон,

Критодем, Птолемей, Доротей Сидонский, Серапион, Гемин, Тевкр, Протагор

Никейский, Антиох Афинский, Павел Александрийский, Гефестион Фиванский.

Большую роль в оформлении астрологии в стройную систему сыграли выдающиеся

астрономы античности Гиппарх и Птолемей.

К тому моменту существовало несколько астрологических систем. Самой древней

из них была система вавилонская, большое значение придававшая семи

планетам, особенно луне. Греки, как и вавилоняне, основывались на небесных

знамениях, но они назвали каждую из семи планет именем особого бога, и

перенесли на планеты характеристики бога, известные из мифов. Это стало

основой для астрологических предсказаний. Наконец, была и египетская

система 36 деканов. Особым явлением в греческой астрологии можно считать

Дельфийский Оракул.

Дельфийский оракул - общегреческое святилище, жрецы которого, имея обширные

связи во всех государствах Греции, часто могли давать дельные политические

советы. Предсказания-оракулы давались пифией, жрицей бога Аполлона, обычно

в нарочито неясной форме и могли быть истолкованы различно; благодаря этому

почти никогда нельзя было доказать, что предсказанное не сбылось.

Дельфийский храм, расположенный в естественном каменном амфитеатре, на

протяжении веков считался самым священным местом на земле. Террасы на южном

склоне горы, достигающей 2457 м, уступами поднимаются к святилищу Дельф,

где находился самый почитаемый оракул античности.

Оракул Дельфийский в честь Аполлона Пифийского находился в Беотийском

городе Дельфах, о котором думали, что он находится в средоточении земли. По

преданию, Юпитер пустил с обоих противоположных концов света, то есть от

востока и запада, двух орлов, которые слетелись на том месте, где

впоследствии существовал храм и прорицалище Аполлона Пифийского. Обретение

этого прорицалища приписывали случаю. Козы, бродившие между скалами горы

Парнасской, приблизившись к некоторому в земле отверстию, откуда исходили

вредные испарения. вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение.

Пастух и жители окрестных мест, сбежавшие на это чудо, ощутили то же

действие от этих испарений и в помешательстве ума своего произносили слова

несвязные и отрывистые. Тотчас слова эти приняли за предсказания, а пар,

исходивший из земного отверстия, за божественное вдохновение.

На главной стороне храма Аполлона в Дельфах, одетой паросским мрамором,

читали надпись: познай самого себя (Nosce te ipsum - лат.) Это латинский

перевод древнегреческого изречения, приписывавшегося то ли Хилону, то ли

Фалесу Милетскому (около 625-547 г. до н.э.), основоположнику милетской

философской школы. Толкование изречения находим в "Тускуланских беседах"

Цицерона: "Говоря "познай себя", Аполлон говорит: "познай свою душу". Ибо

тело есть как бы сосуд или иное вместилище души; что бы ни делал твой дух,

это делаешь ты сам". Ювенал в "Сатирах" написал: "Древний завет "познай

себя" нам дан небесами".

При входе в ограду видны были два источника, из которых один назывался

Кастальским. На столпах храма между прочими была надпись: Да не входят в

храм сей с нечистыми руками. Сокровища храма были несметны. Цари и частные

люди, просившие ответов у оракула, присылали со всех сторон сосуды,

треножники, статуи, чаши и золото в слитках.

Гадание производилось следующим образом. Жрецы возводили пифию на золотой

треножник, поддерживаемый железным драконом. Она, окуриваемая одуряющими

растениями, в бешенстве, произносила вещательные слова. Ответ, однако,

обыкновенно был так неясен, что его должны были истолковать жрецы. Оракул

Дельфийский существовал двадцать веков и прекратил существование после

рождества Христова.

Каковы были "научные" основы астрологии? Подобно римскому Янусу, у

астрологии было два лица: одно из них было повернуто к науке, второе - к

суеверию. В ее основании лежал мифологический принцип, переносящий имя и

характер бога на то или иное небесное тело. Основным ее достижением стало

соединение этого мифологического принципа с методами точных наук -

математики и астрономии. Оживленная полемика против нее была

безрезультатна, так как она была направлена против отдельных вопросов и не

затрагивала основного изъяна - произвольного характера этих предположений.

С того момента, как астрология была открыта греками, она, казалось бы,

потеряла свою привлекательность, и в 1943 г. Мартин Нильссон писал: "люди

сейчас не понимают, как она могла руководить человечеством в течение двух

тысячелетий". Сила, с помощью которой астрология захватила людские умы,

заключается в ее наукообразности. Древние физики полагали, что влияние

небесных тел на события на земле вполне вероятно. Микрокосм и макрокосм

были связаны "симпатической связью"; "симпатия" здесь употребляется в

прямом смысле слова - взаимодействие. Это взаимодействие мыслилось строго

причинным; астрология была самым сильным выражением принципа причинности,

которая казалось человеческому разуму фундаментальной. Эта зависимость

греками называлась Heimarmene, а римлянами - Fatum. По учению стоиков,

Heimarmene - это зависимость частей космоса друг от друга, или, иными

словами, план, по которому происходит развитие вселенной. Цицерон очень

четко выразил идею: "Причина, заставляет нас признать, что всем все

происходит по воле судьбы. Я называю судьбой то, что греки называют

Heimarmene, т.е. порядок и последовательность причин, в результате которых

одно событие порождает другое. Это неизменная истина с начала веков".

Астрология также приняла этот лозунг; Манилий, римский автор I в. до н.э.,

автор знаменитой "Астрономики", писал: "Судьба правит миром, все свершается

по твердому закону" .

Если рассматривать ее с научной стороны, то астрология была грандиозной

гипотезой, основанная на базе наиболее прогрессивной в то время науки,

астрономии, и она стремилась объяснить устройство вселенной. Так объясняли

ее силу и привлекательность ее античные критики. Строгий детерменизм убирал

из этого мира волю богов; астрология вела к атеизму, это замечали, но

редко.

Говоря о причинах такого распространения астрологии, как кажется,

необходимо остановится на нескольких важных моментах. Прежде всего,

астрология не была чем-то принципиально новым для греков, и уже

существовала какая-то почва для ее дальнейшего развития. Затем,

значительное влияние на распространение астрологии оказали философские

учения, особенно стоицизм с его учением о едином космосе. Ранние стоики

ничего не говорили на эту тему, но у нас есть свидетельство о том, что

Хрисипп верил в гороскопы. Большое внимание астрологии уделялось и

неопифагореизмом, и неоплатонизмом (правда, Плотин пытался остановить ее

наступление, но безуспешно). Особое место ей отводилось в герметизме:

знание системы деканов и семи планет было путем к познанию бога .

Можно предположить вместе с Э.Р. Доддсом, что "ее широкому распространению

благоприятствовали политические условия: в те беспокойные полстолетия,

которые предшествовали римскому завоеванию Греции, было особенно важно

знать, что должно было произойти в ближайшем будущем". Но политическая

история Греции не отличалась особой стабильностью еще с V в. до н.э., с

Пелопоннесской войны, поэтому имеет смысл особо обратить внимание на те

изменения, которые произошли в эллинском мире за полтора столетия с похода

Александра. После расцвета александрийской науки начинается период

"бездумного компилирования и логомахии", застой наблюдается практически во

всех областях знания, кроме, разве что, медицины. После систем Платона,

Аристотеля, Зенона широко распространяется скептицизм, а затем - и

различные философско-мистические течения. Отметим, что "страх свободы" -

бессознательное бегство от бремени индивидуального выбора, о котором

говорит Доддс ("в течение столетия или больше индивид сталкивался лицом к

лицу со своей интеллектуальной свободой, а теперь он трусливо сбегал от

этой опасной перспективы, считая, что лучше жесткий детерминизм Судьбы, чем

суровое бремя повседневной ответственности"), вполне может объяснить успех

астрологии в этом мире.

Вплоть до XVII в. астрономия и астрология разрывались в неразрывном

единстве. До XV в. слово «астролог» означало как астролога так и астронома.

Строго говоря, астрология была колыбелью астрономии, хотя не всем

астрономам приятно сейчас это осознавать. Со временем эти дисциплины все

дальше и дальше уходили друг от друга.

В эпоху Возрождения астрология пережила кризис. При составлении гороскопов

астрологи тогда основывались на традиционной геоцентрической системе мира,

превращенной Птолемеем в строгую теорию небесных явлений. Земля была в

центре, а все , что происходило во Вселенной, отражалось на этом центре. Но

в XV веке Николай Коперник превратил Землю в рядовую планету, а Джордано

Бруно низвел Солнце до положения заурядной звезды. Казалось, сами основы

астрологии были потрясены. Прошло немало времени, прежде чем астрологи

примирили астрологическую практику с открытиями Коперника.

***

Отношение к магии в I - V вв. н. э. представляет собой динамический

процесс, в ходе которого магия приспосабливается к нормативным формам

культуры. В III веке происходит перелом и начинается создание элитарной

магии - теургии, которая берется удовлетворить всем требованиям

нормативного благочестия. 1

Этот процесс является двусторонним. С одной стороны, сами маги предлагают

новый язык, не шокирующий своими унижающими богов формулировками и в

большей степени использующий понятия так называемого "философского койне",

и переориентируют свои цели на более возвышенные. С другой стороны,

религиозно - философская мысль все больше осознает, что магия нуждается в

таком же рационально - этическом очищении, каким античная религия была

некогда поднята на небывалую высоту. В этом процессе усиления интереса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты