заявлял, что он был учеником халдеев, и Критодам, рассматривающий свое
учение как мистерии. Повальное увлечение астрологией начинается во II в. до
н.э., когда пишутся популярные пособия (особенно известным было
псевдоэпиграфическое сочинение "Откровения Нехепсо и Петосириса"), и в это
же время повсюду появляются практикующие астрологи. Это увлечение не было
всеобщим: Карнеад, глава платоновской Академии, выдвигает против нее веские
обвинения, и даже стоик Панэций отказывается от ее применения. Но, с другой
стороны, Гиппарх, знаменитый астроном, составивший каталог 850 звезд,
принял это учение. Плиний Старший в своей "Естественной Истории" говорит,
что он не может вознести достойную его хвалу, так как Гиппарх лучше, чем
кто-либо другой, доказал, что звезды связаны с людьми, а наши души - это
часть небес. Это та самая мистическая тенденция, которая окончательно была
оформлена стоиком Посидонием: он использовал астрологию в своей
космологической и философской системе, которая на долгое время овладела
умами. Это знаменовало окончательное закрепление астрологии в античном
мире.
Авторами наиболее важных греческих трудов по астрологии были Манефон,
Критодем, Птолемей, Доротей Сидонский, Серапион, Гемин, Тевкр, Протагор
Никейский, Антиох Афинский, Павел Александрийский, Гефестион Фиванский.
Большую роль в оформлении астрологии в стройную систему сыграли выдающиеся
астрономы античности Гиппарх и Птолемей.
К тому моменту существовало несколько астрологических систем. Самой древней
из них была система вавилонская, большое значение придававшая семи
планетам, особенно луне. Греки, как и вавилоняне, основывались на небесных
знамениях, но они назвали каждую из семи планет именем особого бога, и
перенесли на планеты характеристики бога, известные из мифов. Это стало
основой для астрологических предсказаний. Наконец, была и египетская
система 36 деканов. Особым явлением в греческой астрологии можно считать
Дельфийский Оракул.
Дельфийский оракул - общегреческое святилище, жрецы которого, имея обширные
связи во всех государствах Греции, часто могли давать дельные политические
советы. Предсказания-оракулы давались пифией, жрицей бога Аполлона, обычно
в нарочито неясной форме и могли быть истолкованы различно; благодаря этому
почти никогда нельзя было доказать, что предсказанное не сбылось.
Дельфийский храм, расположенный в естественном каменном амфитеатре, на
протяжении веков считался самым священным местом на земле. Террасы на южном
склоне горы, достигающей 2457 м, уступами поднимаются к святилищу Дельф,
где находился самый почитаемый оракул античности.
Оракул Дельфийский в честь Аполлона Пифийского находился в Беотийском
городе Дельфах, о котором думали, что он находится в средоточении земли. По
преданию, Юпитер пустил с обоих противоположных концов света, то есть от
востока и запада, двух орлов, которые слетелись на том месте, где
впоследствии существовал храм и прорицалище Аполлона Пифийского. Обретение
этого прорицалища приписывали случаю. Козы, бродившие между скалами горы
Парнасской, приблизившись к некоторому в земле отверстию, откуда исходили
вредные испарения. вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение.
Пастух и жители окрестных мест, сбежавшие на это чудо, ощутили то же
действие от этих испарений и в помешательстве ума своего произносили слова
несвязные и отрывистые. Тотчас слова эти приняли за предсказания, а пар,
исходивший из земного отверстия, за божественное вдохновение.
На главной стороне храма Аполлона в Дельфах, одетой паросским мрамором,
читали надпись: познай самого себя (Nosce te ipsum - лат.) Это латинский
перевод древнегреческого изречения, приписывавшегося то ли Хилону, то ли
Фалесу Милетскому (около 625-547 г. до н.э.), основоположнику милетской
философской школы. Толкование изречения находим в "Тускуланских беседах"
Цицерона: "Говоря "познай себя", Аполлон говорит: "познай свою душу". Ибо
тело есть как бы сосуд или иное вместилище души; что бы ни делал твой дух,
это делаешь ты сам". Ювенал в "Сатирах" написал: "Древний завет "познай
себя" нам дан небесами".
При входе в ограду видны были два источника, из которых один назывался
Кастальским. На столпах храма между прочими была надпись: Да не входят в
храм сей с нечистыми руками. Сокровища храма были несметны. Цари и частные
люди, просившие ответов у оракула, присылали со всех сторон сосуды,
треножники, статуи, чаши и золото в слитках.
Гадание производилось следующим образом. Жрецы возводили пифию на золотой
треножник, поддерживаемый железным драконом. Она, окуриваемая одуряющими
растениями, в бешенстве, произносила вещательные слова. Ответ, однако,
обыкновенно был так неясен, что его должны были истолковать жрецы. Оракул
Дельфийский существовал двадцать веков и прекратил существование после
рождества Христова.
Каковы были "научные" основы астрологии? Подобно римскому Янусу, у
астрологии было два лица: одно из них было повернуто к науке, второе - к
суеверию. В ее основании лежал мифологический принцип, переносящий имя и
характер бога на то или иное небесное тело. Основным ее достижением стало
соединение этого мифологического принципа с методами точных наук -
математики и астрономии. Оживленная полемика против нее была
безрезультатна, так как она была направлена против отдельных вопросов и не
затрагивала основного изъяна - произвольного характера этих предположений.
С того момента, как астрология была открыта греками, она, казалось бы,
потеряла свою привлекательность, и в 1943 г. Мартин Нильссон писал: "люди
сейчас не понимают, как она могла руководить человечеством в течение двух
тысячелетий". Сила, с помощью которой астрология захватила людские умы,
заключается в ее наукообразности. Древние физики полагали, что влияние
небесных тел на события на земле вполне вероятно. Микрокосм и макрокосм
были связаны "симпатической связью"; "симпатия" здесь употребляется в
прямом смысле слова - взаимодействие. Это взаимодействие мыслилось строго
причинным; астрология была самым сильным выражением принципа причинности,
которая казалось человеческому разуму фундаментальной. Эта зависимость
греками называлась Heimarmene, а римлянами - Fatum. По учению стоиков,
Heimarmene - это зависимость частей космоса друг от друга, или, иными
словами, план, по которому происходит развитие вселенной. Цицерон очень
четко выразил идею: "Причина, заставляет нас признать, что всем все
происходит по воле судьбы. Я называю судьбой то, что греки называют
Heimarmene, т.е. порядок и последовательность причин, в результате которых
одно событие порождает другое. Это неизменная истина с начала веков".
Астрология также приняла этот лозунг; Манилий, римский автор I в. до н.э.,
автор знаменитой "Астрономики", писал: "Судьба правит миром, все свершается
по твердому закону" .
Если рассматривать ее с научной стороны, то астрология была грандиозной
гипотезой, основанная на базе наиболее прогрессивной в то время науки,
астрономии, и она стремилась объяснить устройство вселенной. Так объясняли
ее силу и привлекательность ее античные критики. Строгий детерменизм убирал
из этого мира волю богов; астрология вела к атеизму, это замечали, но
редко.
Говоря о причинах такого распространения астрологии, как кажется,
необходимо остановится на нескольких важных моментах. Прежде всего,
астрология не была чем-то принципиально новым для греков, и уже
существовала какая-то почва для ее дальнейшего развития. Затем,
значительное влияние на распространение астрологии оказали философские
учения, особенно стоицизм с его учением о едином космосе. Ранние стоики
ничего не говорили на эту тему, но у нас есть свидетельство о том, что
Хрисипп верил в гороскопы. Большое внимание астрологии уделялось и
неопифагореизмом, и неоплатонизмом (правда, Плотин пытался остановить ее
наступление, но безуспешно). Особое место ей отводилось в герметизме:
знание системы деканов и семи планет было путем к познанию бога .
Можно предположить вместе с Э.Р. Доддсом, что "ее широкому распространению
благоприятствовали политические условия: в те беспокойные полстолетия,
которые предшествовали римскому завоеванию Греции, было особенно важно
знать, что должно было произойти в ближайшем будущем". Но политическая
история Греции не отличалась особой стабильностью еще с V в. до н.э., с
Пелопоннесской войны, поэтому имеет смысл особо обратить внимание на те
изменения, которые произошли в эллинском мире за полтора столетия с похода
Александра. После расцвета александрийской науки начинается период
"бездумного компилирования и логомахии", застой наблюдается практически во
всех областях знания, кроме, разве что, медицины. После систем Платона,
Аристотеля, Зенона широко распространяется скептицизм, а затем - и
различные философско-мистические течения. Отметим, что "страх свободы" -
бессознательное бегство от бремени индивидуального выбора, о котором
говорит Доддс ("в течение столетия или больше индивид сталкивался лицом к
лицу со своей интеллектуальной свободой, а теперь он трусливо сбегал от
этой опасной перспективы, считая, что лучше жесткий детерминизм Судьбы, чем
суровое бремя повседневной ответственности"), вполне может объяснить успех
астрологии в этом мире.
Вплоть до XVII в. астрономия и астрология разрывались в неразрывном
единстве. До XV в. слово «астролог» означало как астролога так и астронома.
Строго говоря, астрология была колыбелью астрономии, хотя не всем
астрономам приятно сейчас это осознавать. Со временем эти дисциплины все
дальше и дальше уходили друг от друга.
В эпоху Возрождения астрология пережила кризис. При составлении гороскопов
астрологи тогда основывались на традиционной геоцентрической системе мира,
превращенной Птолемеем в строгую теорию небесных явлений. Земля была в
центре, а все , что происходило во Вселенной, отражалось на этом центре. Но
в XV веке Николай Коперник превратил Землю в рядовую планету, а Джордано
Бруно низвел Солнце до положения заурядной звезды. Казалось, сами основы
астрологии были потрясены. Прошло немало времени, прежде чем астрологи
примирили астрологическую практику с открытиями Коперника.
***
Отношение к магии в I - V вв. н. э. представляет собой динамический
процесс, в ходе которого магия приспосабливается к нормативным формам
культуры. В III веке происходит перелом и начинается создание элитарной
магии - теургии, которая берется удовлетворить всем требованиям
нормативного благочестия. 1
Этот процесс является двусторонним. С одной стороны, сами маги предлагают
новый язык, не шокирующий своими унижающими богов формулировками и в
большей степени использующий понятия так называемого "философского койне",
и переориентируют свои цели на более возвышенные. С другой стороны,
религиозно - философская мысль все больше осознает, что магия нуждается в
таком же рационально - этическом очищении, каким античная религия была
некогда поднята на небывалую высоту. В этом процессе усиления интереса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8