Магия и астрология как вненаучные формы познания

также родные города автора - Львов и Дрогобыч.

Халдеи и Древняя Греция. В Греции месопотамские жрецы-астрологи и их

ученики стали известны как "халдеи". Среди наиболее ранних свидетельств

появления халдеев в Греции - их упоминание Геродотом (451 г. до н.э.), а

также сообщение Геллия о том, что халдеи предсказали по звёздам

блистательное будущее великого драматурга Еврипида (родившегося в 480-х

гг.) его отцу.

Греческая наука, переживавшая в указанную эпоху свой расцвет, также внесла

значимый вклад в развитие астрологии. Афинский астроном Евктемон ок. 432 г.

до н.э. ввёл использование тропического Зодиака. Его современник и коллега

Метон открыл (видимо, независимо от вавилонян) 19-летний календарный цикл.

Концепции Эмпедокла (ок. 490 - ок. 430 до н.э.), Платона (427 - 347) и

Аристотеля (384 - 322) - особенно идея 4 стихий и представления о структуре

Космоса - составили философский базис астрологии последующих столетий. Идеи

Гиппократа (ок. 460 - 370) о значимости учёта воздействий звёзд в медицине

также получили дальнейшее развитие в эпоху эллинизма и средние века. Однако

следует признать, что разработанной астрологической системы и сколько-

нибудь широкой астрологической практики в Греции в данную эпоху ещё не

было.

На рубеже V - IV вв. до н.э. в греческих текстах начали появляться элементы

вавилонской астрономии и астрологии того времени. Платон, в частности, знал

о периодичности небесных явлений (концепция, являющаяся базисом всей

математической астрономии и астрологического учения о циклах) и о делении

эклиптики на 12 равных частей. Евдокс Книдский в первой половине IV в. до

н.э. определил восходы, заходы и кульминации ряда созвездий, которые почти

точно соответствуют известным месопотамским созвездиям, но совершенно

отличны от египетских. Остаётся неясным, насколько раньше месопотамские

созвездия стали известны в Греции. Ок. 270 г. до н.э. Арат из киликийского

города Солы написал дидактическую астрономико-астрологическую поэму

"Явления", в которой описал звёздное небо и звёздные явления согласно

учению Евдокса. Эта поэма - древнейшее из дошедших до нас полное описание

греческих созвездий.

Эллинизм. В 333 г. до н.э. под ударами армии Александра Македонского

государство Ахеменидов прекратило своё существование. Одну империю сменила

другая, не менее великая. Единое государство, созданное Александром,

просуществовало очень недолго, но его походы вызвали к жизни колонизацию

небывалых масшабов. В результате взаимовлияния греческих и местных

элементов на обширной территории (Балканский полуостров, острова Эгейского

моря, Египет, Малая и Передняя Азия, южные районы Средней Азии и часть

Центральной Азии) возникла т.наз. эллинистическая культура. В эту эпоху

астрология впервые стала поистине популярна, из сферы интересов узкого

круга жрецов и учёных она вышла в народные массы. Именно эллинизм явился

временем развития той отрасли астрологии, которая стремится не столько

решать общегосударственные вопросы, сколько давать ответ на частные вопросы

конкретного человека.

"Мудрость халдеев" получила широкое распространение в античном мире.

Исследователи предполагают, что все цитаты, приписываемые халдеям, восходят

к одному сочинению, написанному по-гречески в конце IV - начале II в. до

н.э., где в систематизированном и ясном виде было изложено астрономическое

и астрологическое учение халдеев. Вероятно, многие работы астрологов более

позднего времени находились под влиянием этой основополагающей книги.

Кидинну. Одним из известнейших халдейских астрологов был Кидинну. Ок. 315

г. до н.э. он основал школу астрологии в Вавилоне, которая продолжала

существовать даже два столетия спустя. В этой школе был проделан пионерский

опыт преподавания вавилонской астрологии греческим студентам. Кидинну одним

из первых использовал зодиакальный круг, поделённый на 360°. Он также

изучал лунные циклы и открыл важный для определения времени затмений

период, в котором 251 синодический месяц соотносится с 269

аномалистическими месяцами. Этот период был затем заимствован у Кидинну

Гиппархом.

Берос. Очень важным моментом, давшим мощный импульс к развитию астрологии в

эллинистическом мире, явилось открытие вавилонским жрецом, астрологом и

историком Беросом ок. 280 г. до н.э. астрологической школы на острове Кос.

Благодаря Беросу греки, видимо, впервые серьёзно познакомились с халдейской

астрологией. Центром астрологии и вообще эллинистической науки стала

Александрия Египетская (до этой эпохи, как мы уже отмечали, ни в Греции, ни

в Египте развитых астрологических учений не существовало).

Судин. Среди ведущих астрологов III в. до н.э. следует выделить халдейского

прорицателя Судина. Ок. 238 г. до н.э. он был приглашён ко двору Аттала I,

царя Пергама (241 - 197 до н.э.) и стал там самым влиятельным

предсказателем. Вместе с Атталом I он участвовал в войне против галатов.

Судин оставался авторитетом в вопросах астрологии и других методов

дивинации (напр., в гепатоскопии - предсказании по лопатке животного) для

многих последующих поколений. Он написал комментарии к "Явлениям" Арата,

составил лунные таблицы. Плиний Старший называет Судина одним из крупнейших

знатоков магических свойств драгоценных камней.

Александрия Египетская. Александрия, основанная в 332 г. до н.э.

Александром Македонским, стала пристанищем многих выдающихся учёных

античного мира. Особое покровительство наукам оказывал Птолемей II

Филадельф (282 - 246 до н.э.). На протяжении пяти веков большинство

астрологов работали в Александрии. В их числе были

· Серапион (рубеж н.э.), одним из первых разрабатывавший астрологию выбора

(катархен-астрологию),

· Клавдий Птолемей (II в.) - автор классического астрологического труда

"Тетрабиблос",

· Павел Александрийский (IV в.) - автор популярнейшего учебника по

астрологии,

· Гефестион Фиванский (380 - ?) - составитель большого компилятивного труда

по астрологии "Апотелесматика".

Александрия стала ещё более знаменитой благодаря неоплатонической школе,

основанной в 193 г. н.э. Аммонием Сакком, учениками которого были Ориген

(помимо всего прочего, имевший оригинальное мнение по поводу влияния

звёзд), Плотин (систематизировавший и обогативший астрологические знания) и

многие другие. Известнейшие школы гностиков также берут своё начало в

Александрии. Филон Иудей (признававший учение о природной симпатии между

различными частями вселенной и считавший, что все вещи на земле зависят от

звёзд), Иосиф, Ямвлих (интересовавшийся астрологией), Порфирий (развивавший

эзотерическую астрологию, среди его сочинений следует отметить "Введение в

астрологию"), Климент Александрийский, Эратосфен принадлежали в разное

время к этим великим школам и помогли превратить Александрию в один из

наиболее справедливо прославляемых оплотов учёности, когда-либо

существовавших в истории.

Нехепсон и Петосирид. Ключевыми фигурами эллинистической астрологии

являются Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи, работавшие в первой

половине II в. до н.э. в Египте. Некоторые исследователи считают этих

астрологов одним лицом. Они были авторами сочинений по четырём

направлениям:

1) астрологические предзнаменования;

2) составление и анализ гороскопа (предполагается, что Нехепсон и Петосирид

были первыми, кто установил понятие восходящего знака и использовал его);

3) астрологическая ботаника, преследующая медицинские цели, и литотерапия;

4) нумерология.

Труды Нехепсона-Петосирида, как предполагается, легли в основу всей

позднейшей астрологической литературы.

Герметизм. Ряд важнейших астрологических сочинений связан с именем Гермеса

Трисмегиста (т.е. Триждывеличайшего), считавшегося основателем астрологии и

алхимии. От лица этого божества, отождествлявшегося с египетским богом

мудрости и письма Тотом, ведётся повествование в ряде сочинений по

астрологии, алхимии, магии и оккультизму, созданных в III в. до н.э. - III

в. н.э. Указанные сочинения образуют особое религиозно-философское

направление в поздней античности (так называемый герметизм), глубоко

повлиявшее на развитие естествознания в средние века и в эпоху Возрождения.

Множество других магических, астрологических и алхимических трактатов,

авторство которых приписывалось Гермесу, создавались на протяжении всего

Средневековья.

Вряд ли в Греции существовали особые культы небесных тел, кроме почитания

Луны в Аркадии. Конечно, Солнце и Луна были богами, но богами

мифологическими. Некоторые ученые думают, что было бы неверно считать, что

греки знакомятся с астрологией только с началом походов Александра. Уже

Геродот в своей "Истории" говорит о том, что у египтян "каждый может

предугадать заранее, какую судьбу, какую смерть и характер будет иметь

родившийся в тот или иной день". Авл Геллий сообщает, что халдеи

предсказали по звездам блестящее будущее Еврипида его отцу. Крайне

скептически о астрологии отзывается астроном Евдокс Книдский.

Отметим, что Платону принадлежит особая роль в распространении астрологии:

когда он выступает в защиту религии от критики софистов, особое внимание

уделяется тому, что существуют боги, которые обеспечивают постоянный

порядок и строгое исполнение законов - это небесные тела. Вслед за ним

божественность небесных тел признавали почти все философские школы, начиная

с Аристотеля и стоиков. С другой стороны, широко распространенным было

мнение о том, что именно звезды ответственны за изменения погоды на земле.

Эти два положения и стали основанием для распространения астрологии в

Греции.

Из авторов IV-го века, которым известна астрология, можно также назвать

Ктесия и Демокрита. Теофраст, ученик Аристотеля, дивится науке халдеев,

которые по небесным знакам могли не только предсказывать погоду, но и

судьбу человека или даже целых народов. В эпоху эллинизма греки ближе

знакомятся с этой наукой; особую роль в этом процессе сыграли, с одной

стороны, греческие колонисты в Месопотамии, а с другой - астрономы, которые

получили доступ к вавилонским архивам астрономических записей (так,

Птолемей не только сам пользовался записями о затмениях, но и сообщает, что

Гиппарх, живший во II в. до н.э., использовал вавилонские таблички для

расчета периодов вращения планет). Около 280 г. Бероз, жрец Бела,

переселившийся на греческий остров Кос и открывший там астрологическую

школу (из нее вышел первый знаменитый греческий астролог Архинопол), дает

систематический свод знаний об астрологии в своем сочинении "Babyloniaca".

Бероз рассматривает всю историю своей родной страны с позиций астрологии и

утверждает теорию катастроф: когда все планеты собираются в знаке Рака или

Козерога, то возникает либо мировой пожар, либо мировой потоп. Он был не

единственным вавилонским астрологом, передающим свои знания грекам -

поколением позже мы обнаруживаем в эллинистическом Пергаме предсказателя

Судина. В III в. появляются и астрологи-греки: Эпиген из Византия, который

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты