Магия и астрология как вненаучные формы познания

датируется 410 г. до н.э. и составлен в Вавилоне).

Из Вавилона гороскопы распространились на Запад (через Малую Азию и Сирию в

Египет, Грецию и Рим) и на Восток (в Персию и Индию). При своём

распространении астрология переносила также астрономические вычислительные

процедуры, которые необходимы

Вероятно, в середине IV в. до н.э. в Египте был введён интеркаляционный

календарный цикл. В его основе лежал гражданский год из 365 дней. Египтяне

приравнивали 25 таких лет 309 синодическим месяцам, тогда как система

Лагадхи оперировала более неточным соотнесением 25 лет с 310 синодическими

месяцами. Таким образом, сам египетский календарный период, видимо, не

вавилонского происхождения, но одновременность введения таких солнечно-

лунных циклов во всех странах, находившихся под ахеменидским контролем или

влиянием, даёт серьёзные основания предположить общий источник мотивации и

технических знаний - вавилонский.

Наше знание астрологических предзнаменований в ахеменидском Египте основано

на демотическом папирусе, написанном на рубеже II - III вв. н.э. Первая

часть этого текста - о предзнаменованиях, связанных с затмениями, - часто

датируется ахеменидским периодом и содержит не только предзнаменования,

параллельные солнечной и лунной частям "Энума Ану Энлиль" (хотя и

изменённые для того, чтобы соответствовать реалиям египетского общества),

но и дискуссию о 18-летнем цикле затмений (очевидно, вавилонском). Вторая

часть папируса - о лунных предзнаменованиях - возможно, и пост-

Ахеменидского периода, но ряд явлений, описанных в ней, также восходит к

лунному разделу "Энума Ану Энлиль".

Западная Европа.

С VIII в. над Испанией и Сицилией обрели владычество арабы, у которых, как

отмечалось выше, астрология активно развивалась. Постепенно идеи исламской

науки начали проникать в европейские образованные круги. Большой интерес к

астрологии, характерный для европейцев этой эпохи, стал причиной того, что

когда западные эрудиты начали развивать контакты с арабами, астрологические

тексты были среди первых переведённых работ. Ряд латинских сочинений X в.

уже содержит арабские термины и концепции (в частности, систему 28 лунных

стоянок). Однако действительно активное изучение арабских работ началось

лишь в XII в.

Характерно, что период, когда арабские научные тексты переводились на

греческий язык, длился с IX по XIV в., а на латинский язык арабские

сочинения переводились в основном с XII по XIII в. Однако за эти два века

было сделано гораздо больше латинских переводов, чем греческих - за шесть

веков. Во многом это объясняется тем, что греки имели в своём распоряжении

обширные научные источники (прежде всего, античные), не уступающие

арабским, тогда как на латинском Западе научные знания были гораздо

скуднее. Поэтому, когда появилась возможность научных контактов с исламским

миром, европейские переводчики воспользовались ею весьма активно.

Выдающимися переводчиками, познакомившими латинский Запад со многими

работами греческих, арабских и еврейских астрологов были Аделярд из Бата

(ок. 1080 - 1152), Платон Тиволийский (1-я пол. XII в.), Хуго Санталийский

(сер. XII в.), Роджер из Херефорда (2-я пол. XII в.), Михаэль Скот (ум. ок.

1235). При этом они и сами были прекрасными астрологами.

Особо важную роль в распространении астрологический знаний сыграл Альфонс X

Мудрый (1221 - 1284), король Кастилии и Леона с 1252 г., а с 1257 г. также

король Германии. Он покровительствовал наукам и литературе, сам занимался

астрологией и астрономией (за что и был прозван Мудрым), заботился о

переводе всех доступных ему исламских астрологических трактатов на

латинский язык. Кроме того, по инициативе Альфонса Мудрого в 1248 г. в

Толедо испанскими, арабскими и еврейскими учёными были разработаны новые

таблицы движения планет. Они были изданы в 1252 г. и получили название

"Альфонсинских таблиц". Астрологи Европы использовали их для составления

гороскопов на протяжении нескольких веков (вплоть до Кеплера).

Активное внедрение астрологии в жизнь Западной Европы потребовало

философско-мировоззренческого переосмысления "науки о звёздах" с позиций

церкви. Такие крупные философы, как Роберт Гроссетест (епископ Линкольнский

с 1235 г.), францисканский монах Роджер Бэкон, Альберт Великий (провинциал

доминиканского ордена в Германии с 1254 г.) и, наконец, крупнейшие

авторитеты своих орденов доминиканец Фома Аквинский и францисканец Иоанн

Дунс Скот сходились в мнении о том, что астрология является наукой,

заслуживающей доверия и что она не вступает в противоречие с учением

христианской церкви, если не придерживаться фаталистической трактовки

астрологии. Согласно мнению этих теологов, небесные тела, созданные

Всевышним, действительно влияют на земные тела, но не властны над свободной

волей. Однако находились и церковные деятели, настроенные гораздо более

непримиримо. Такой бастион ортодоксии, как Сорбонна (факультет теологии

Парижского университета), с 1210 г. стал выступать с запретами на занятия

астрологии, которые с 1245 г. были распространены на всю Францию. Однако

эти запреты не оказали желаемого результата.

С интересом относились к астрологии философы Возрождения, которые

выработали особую концепцию связи микро- и макрокосма.

Николай Кузанский (1401 - 1464) в своей работе "Conjecturis" включает Землю

во всеобъемлющую сеть космических энергий. Индивидуум у Николая Кузанского

оказывается входящим в космическое целое, но имеющим определённую

автономность: "Каждое существо во Вселенной наслаждается своей

уникальностью, которую он не делит ни с кем иным". В этом пункте становится

заметным, что индивидуальная астрология, астрология личности в эпоху

Возрождения акцентируется всё больше и больше, в то время как "всеобщая"

астрология отступает на второй план.

Марсилио Фичино (1433 - 1499), основатель платоновской Академии во

Флоренции, перевёл на латинский язык ряд работ эллинистических астрологов и

написал трактат по медицинской астрологии, но при этом отвергал

использование астрологии в предсказательных целях. Его друг и коллега Пико

делла Мирандола (1463 - 1494), автор знаменитой "Речи о достоинстве

человека", активно интересовался каббалой, астрологией и другими

оккультными дисциплинами. Однако к концу жизни он стал склоняться к критике

астрологии. Через год после смерти Пико, в 1495 г., было опубликовано его

сочинение "Против предсказательной астрологии".

В XIV - XVI вв. наблюдается наивысший подъём интереса к астрологии в

Европе. В этот период астрологи работают при дворах большинства европейских

правителей. Появляются первые печатные астрологические эфемериды, альманахи

и календари. В университетах астрология преподаётся как научная дисциплина,

многие выдающиеся учёные и церковные деятели приобретают известность и как

астрологи: в их числе

· основатель Падуанской философской школы и знаменитый врач Пьетро д'Абано

(ок.1250 - 1316),

· итальянский учёный-энциклопедист Чекко д'Асколи (1250 или 1269 - 1327),

· разносторонний еврейский учёный и теолог Леви бен Жерсон (1288 - 1344),

· английский учёный и церковный деятель Саймон Бредон (ок.1300 - ок.1372),

· французский математик и врач Доминик де Клавазио (сер. XIV в.),

· папский легат и кардинал Пьер д'Айли (1350 - 1420), а также

· один из самых выдающихся математиков своего времени, автор первых

печатных эфемерид немец Иоганн Мюллер (Региомонтан; 1436 - 1476).

Среди людей, интересовавшихся астрологией, были и князья, и короли, и даже

римские папы.

XIII - XV вв. - это эпоха большого количества знатоков "науки о звёздах",

для которых астрология была не просто одной из сфер интереса, но главнейшим

занятием жизни. Среди наиболее знаменитых имён -

· итальянец Кампано да Новара (разработавший оригинальную систему деления

гороскопа на астрологические дома),

его соотечественник Гвидо Бонатти (пожалуй, самый влиятельный астролог XIII

в.),

· Джон Эшенден (наиболее плодовитый из всех средневековых английских

авторов астрологических работ),

· немец Иоганнес Лихтенбергер (автор книги предсказаний, сохранявшей

популярность вплоть до XIX в.),

· француз Симон де Фарес (первый историограф астрологии, активно

выступавший в её защиту).

Восточная Европа.

В обсуждаемый период астрология получила распространение и в Восточной

Европе. Хотя естественные науки в целом и "наука о звёздах" в частности не

приветствовались православной церковью, данная дисциплина была известна и

на Руси. К примеру, сохранились сведения, что астрология входила в

квадривиум наук, изучавшихся в школах повышенного типа в Полоцком

княжестве.

Центром астрологических знаний в Восточной Европе с XV в. стала Польша.

Главной "кузницей" астрологических кадров была Краковская академия

(Краковский университет), в которой существовала самостоятельная кафедра

астрологии. Первый курс астрологии был здесь прочитан в 1423 г. Хенриком

Чехом, который славился точностью своих прогнозов. В последующие полтора

столетия в Краковской академии работала целая плеяда известных астрологов:

· Мартин из Журавицы (ок. 1422 - ок. 1459), математик и доктор медицины,

получивший за удачные исцеления прозвище "короля в медицине", он был

автором первого в Польше прогностика (сборника астрологических

предсказаний) на 1451 г.;

· его ученик Мартин Былица (1433 - 1494), преподававший астрологию и

астрономию в университетах Италии и Венгрии и составивший вместе с

Региомонтаном астрологические таблицы;

· Пётр Гашовец (ок. 1430 - 1474), доктор медицины, ректор Краковской

академии, придворный астролог Казимира IV;

· Войцех Брудзевски (2-я пол. XV в.), магистр астрологии, автор ряда

альманахов и прогнозов, опубликованных в 1480-х гг.;

· Михал из Вроцлава (ум. ок. 1534), философ (представитель среднего

аристотелизма), теолог, математик, автор первых печатных прогностиков.

В Краковской академии также получил образование Георгий Дрогобычский (Юрий

из России; ок. 1450 - 1494) - первый отечественный доктор медицины и

философии и первый восточнославянский астролог, получивший европейскую

известность. В 1478 - 1482 гг. он читал лекции по астрологии и медицине в

Болонском университете, а на 1481 - 1482 учебный год был избран ректором

этого университета благодаря своему высокому престижу в науке о звёздах.

Параллельно он практиковал как астролог. С 1487 г. Юрий из России

преподавал астрономию, астрологию и медицину в Кракове. Среди его учеников

в астрономии был Николай Коперник. Георгий Дрогобычский был признан одним

из лучших врачей своего времени, и в 1492 г. получил должность

"королевского лекаря" при Казимире Ягеллончике. Он был автором ряда

трактатов по мунданной астрологии, посвящённых преимущественно предсказанию

по затмениям. Интересно, что именно в астрологическом сочинении Георгия из

Дрогобыча "Прогностическое суждение...", изданном в Риме в 1483 г., впервые

в истории печати упомянуты Москва, Вильно (Вильнюс), Кафа (Феодосия), а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты