молекулы. Огромное разнообразие белковых веществ зависит преимущественно от
порядка расположения в их молекулах аминокислот, причем число возможных
комбинаций при их сочетаниях практически бесконечно. Фундаментальные
частицы материи, существования которых предполагал Демокрит, соединяли в
себе в некоторой мере свойства атома, молекулы, микрочастицы, химического
элемента и некоторых более сложных соединений.
Атомы различались также величиной, от которой в свою очередь зависела
тяжесть. Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес
атомов, которые в зависимости от размеров бывают тяжелее или легче. Так,
например, самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие
шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека.
С формой и величиной атомов связан вопрос о так называемых амерах или
«математическом атомизме» Демокрита. Ряд древнегреческих философов
(пифагорейцы, элейцы, Анаксагор, Левкипп) занимались математическими
исследованиями. Выдающимся математическим умом был, несомненно, и Демокрит.
Однако демокритовская математика отличалась от общепринятой математики.
Согласно Аристотелю, она «расшатывала математику». Она основывалась на
атомистических понятиях. Соглашаясь с Зеноном, что делимость пространства
до бесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые величины, из
которых ничего не может быть построено, Демокрит открыл свои неделимые
атомы. Но физический атом не совпадал с математической точкой. Согласно
Демокриту, атомы имели разные размеры и формы фигуры, одни были больше,
другие меньше. Он допускал, что есть атомы крючкообразные, якоревидные,
шероховатые, угловатые, изогнутые – иначе бы они не сцеплялись друг с
другом. Демокрит считал, что атомы неделимы физически, но мысленно в них
можно выделить части — точки, которые, конечно, нельзя отторгнуть, они не
имеют своего веса, но они тоже являются протяженными. Это не нулевая, а
минимальная величина, дальше неделимая, мысленная часть атома — «амера»
(бесчастная). Согласно некоторым свидетельствам (среди них имеется описание
так называемой «площади Демокрита» у Джордано Бруно), в самом мелком атоме
было 7 амер: верх, низ, левое, правое, переднее, заднее, середина. Это была
математика, согласная с данными чувственного восприятия, которые говорили,
что, как бы мало ни было физическое тело, например, невидимый атом, —
такие части (стороны) в нем всегда можно вообразить, делить же до
бесконечности даже мысленно невозможно.
Из протяженных точек Демокрит составлял протяженные линии, из них
—плоскости. Конус, например, согласно Демокриту, состоит из тончайших
чувственно не воспринимаемых из-за своей тонкости кружков, параллельных
основанию. Так, путем складывания линий, сопровождающегося доказательством,
Демокрит открыл теорему об объеме конуса, который равен трети объема
цилиндра с тем же основанием и равной высотой; так же он высчитал объем
пирамиды. Оба открытия признал (и уже иначе обосновал) Архимед.
Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали его математику.
Аристотель же и последующие математики ее резко отвергли, поэтому она была
забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов и амер
у Демокрита и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомы
неделимыми и физически и теоретически; но последняя точка зрения ведет к
слишком большим противоречиям. Атомистическая теория математики
существовала, и она возродилась впоследствии в школе Эпикура.
Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно
(разнообразно), «так как нет основания, почему бы они были скорее такими,
чем иными». Этот принцип («не более так, чем иначе»), который иногда в
литературе называется принципом индифферентности или разновероятности,
характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно
было обосновать бесконечность движения, пространства и времени. Согласно
Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает
бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов,
а это в свою очередь приводит к их встречам и столкновениям. Таким
образом, все мирообразование детерминировано и является естественным
следствием вечного движения материи.
О вечном движении говорили уже ионийские философы. Мир находится в
вечном движении, ибо он в их понимании — живое существо. Совершенно иначе
решает вопрос Демокрит. Его атомы не одушевлены (атомы души являются ими
только в связи с телом животного или человека). Вечное движение—это
сталкивание, отталкивание, сцепление, разъединение, перемещение и падение
атомов вызванное первоначальным вихрем. Больше того, у атомов имеется свое,
первичное движение, не вызванное толчками: «трястись во всех направлениях»
или «вибрировать». Последнее понятие не было развито; его не заметил
Эпикур, когда он скорректировал демокритовскую теорию движения атомов,
введя понятие произвольного отклонения атомов от прямой.
В своей картине строения материи Демокрит исходил также из принципа,
выдвинутого предшествующей философией (сформулированного Мелиссом и
повторенного Анаксагором), — принципа сохранения бытия «ничто не возникает
из ничего». Он связывал его с вечностью времени и движения, что означало
определенное понимание единства материи (атомов) и форм ее существования. И
если элейцы считали, что этот принцип относится только к умопостигаемому
«истинно сущему», то Демокрит относил его к реальному, объективно
существующему миру, природе.
Атомистическая картина мира представляется несложной, но она
грандиозна Гипотеза об атомарном строении вещества была самой научной по
своим принципам и самой убедительной из всех, созданных философами ранее.
Она отметала самым решительным образом основную массу религиозно-
мифологических представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов.
Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и
сцепления — это простейшая модель причинного взаимодействия. Детерминизм
атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовская картина
мира — это уже ярко выраженный материализм, такое философское миропонимание
было в условиях древности максимально противоположно мифологическому
миропониманию.
Космогония и космология.
На основе наблюдений и, возможно, философского переосмысления
традиционной мифологической идеи о первоначальном «хаосе» Левкипп пришел к
своей замечательной гипотезе, одной из самых плодотворных идей древности о
«вихре» (dinos) атомов, — начальном состоянии и движущей силе возникновения
космоса. Демокрит, отбросив учение о силах, движущих материю («Любовь» и
«Вражда» у Эмпедокла, Разум—«Нус» у Анаксагора), целиком принял и дальше
развил концепцию Левкиппа. Ученый комментатор Аристотеля Филопон дает нам
следующее определение вихря: вихрь — «это такое движение элементов,
вследствие которого они отделяются друг от друга». Древние авторы приводят
ряд описаний возникновения мира из вихря атомов, которые, «сталкиваясь
между собой и всячески кружась... распределяются по отдельным местам —
подобное к подобному»; «все рождается путем сплочения и сцепления
(epallaxis) этих первотел».
Первичное движение атомов — это природное движение, им присущее, оно
не требует внешнего толчка. Только в дальнейшем сплетение и сочетание
атомов в сложные тела происходит в результате толчков, ударов и силы
притяжения подобного к подобному, признание которой характерно для ряда
философских систем того времени. Эта сила действует в космогонической
картине Демокрита как закон природы и, согласно мнению некоторых
исследователей, является первичной причиной образования самого вихря.
Вихрь возникает не единожды. Хаотическое движение атомов в
пространстве постоянно приводит к образованию вихрей, из которых создаются
бесчисленные миры. Все эти миры, в том числе и наш, рождаются и погибают,
но Вселенная вечна: безначальна и бесконечна. Она не имеет создателя, и в
ней нет цели; все в ней подчинено всеобъемлющему закону необходимости, и
ничто не случается без естественной причины.
Бесконечные миры во Вселенной! Эта мысль всегда в истории науки и в
истории философии ассоциировалась с фигурой Джордано Бруно. Однако эта
идея, выдвинутая итальянским мыслителем на новой научной основе в конце XVI
в., была настоящим «возрождением» из пепла идей древних атомистов. О
бесконечных мирах последовательно, с точки зрения атомизма, учили Левкипп и
Демокрит. Согласно их взглядам, множество миров существуют одновременно в
пространстве; они разные (есть и одинаковые), на самых разных расстояниях
друг от друга и на разных стадиях развития. Каждый из них рождается,
расцветает и погибает. Столкновение этих миров может вызвать космическую
катастрофу. Однако, по мнению некоторых исследователей, Демокрит говорит не
о падении целых миров друг на друга, а только о выпадении (так сказано у
Плутарха и Ипполита) отдельных атомов одного мира в другой (Сейчас это
можно назвать космической радиацией) в виде истечений, которые могут иметь
пагубные последствия.
Исходя из атомистической теории, Демокрит рисует грандиозную
космогоническую гипотезу. Вихреобразное движение, согласно Демокриту, было
причиной образования и нашего мира, и этот мир, сейчас находящийся в
расцвете, подчинен естественным законам Вселенной. В процессе вихревого
движения осуществилась качественная дифференциация материи. В результате
действия закона притяжения подобного подобным, атомы, более или менее
однородные по форме, объединились вместе, возникли Земля и небесные
светила, раскалившиеся от быстроты движения. Но тот же закон имел и
обратное действие; несходные атомы отталкивали друг друга. Таким образом,
процессы притяжения и отталкивания привели к образованию всего окружающего
мира.
Все происходящее в мире, согласно Демокриту, подчинено не
сверхъестественной силе, а только закону необходимости (ananke, to
anankaion). Необходимость Демокрит, понимал как бесконечную цепь причинно-
следственных связей. Он не искал первопричины мира, он ее отрицал. Но он
постоянно искал причинные основания всех временных явлений. Об этом говорят
заглавия целого цикла его произведений: «Небесные причины»; «Наземные
причины»; «Причины огня и того, что в огне»; «Причины звуков»; «Причины
семян, растений и плодов»; «Причины живых существ», «Смешанные причины». В