механизмов формирования индивидуальности к научно-дисциплинарным
механизмам, когда нормальное взяло верх над наследственным, а измерение –
над статусом (заменив тем самым индивидуальность человека, которого помнят,
индивидуальностью человека исчисляемого), момент, когда стали возможны
науки о человеке, есть момент, когда были осуществлены новая технология
власти и новая политическая анатомия тела».[17]
П.6. Регистрация.
Каждый член общества (равно – единица общества, гражданин) должен
иметь паспорт (документ, удостоверяющий личность). В нём записано: Имя,
Фамилия и Отчество, дата и место рождения, место регистрации, воинская
обязанность и т. д. Данный документ заверен отделом внутренних дел и т. д.
Именно с этим документом работают институты власти. Важно не то, что
говорит человек (люди имеют способность обманывать), а то что записано в
документе. Это сертификат соответствия. Каждый такой документ имеет серию и
номер, то есть код. Каждая единица общества получает номер, по которому она
идентифицируется. На каждого индивида можно вести досье – индивидуальную
историю жизни. Можно вести историю тела как историю болезни. Такие истории
можно составлять в каталоги, систематизировать, разбивать по родам и видам.
Индивидуальная история становиться объектом, частью системы общей истории
государства.
П.7.Дробление.
Каждый получает свою ячейку со своим номером в каталоге. В Паноптиконе
каждый получает свою камеру. Власть следит не за всеми вместе, а за каждым
в отдельности. Каждый несёт ответственность, а не все несут ответственность
общую. Происходит дробление на единицы. В случае нарушения закона группой
лиц, ответственность несёт каждый в отдельности за общее преступление. При
этом преступлению, совершённому в составе группы соответствует более
строгое наказание, нежели подобному преступлению совершённому одним лицом.
Групповое преступление является отягчающим обстоятельством, так как несёт
большую угрозу для социума.
Приказ или распоряжение отдаётся общее для одной группы, то есть, для
всех участников, но звучит оно для каждого, поскольку ответственность за
выполнение приказа несёт каждый участник, но выполняется он всей группой,
так как каждая единица находится в функциональной связанности с другими
единицами группы. Поломка одной детали приводит к нарушению работы всего
узла механизма и, следовательно, к нарушению всего процесса производства.
Через понимание поднадзорности каждым индивидом, осуществляется сборка
и функционирование машины (группы). (Коммунального тела). И это уже не
бесформенная толпа, а исправно работающий механизм, где каждый имеет своё
место, выполняет свою функцию, подчиняется общему времяисчислению и
выполняет синхронные действия согласно заданной программе.
«Дисциплины должны также усиливать единичную полезность каждого
элемента множества, причем самыми быстрыми и дешёвыми способами, используя
для этого, так сказать, само множество. Отсюда использование, для
извлечения из тел максимума времени и сил, общих методов, известных как
распорядок дня, коллективная муштра, упражнения, глобальный и вместе с тем
детальный надзор. Кроме того, дисциплина усиливает эффект полезности
множеств, добиваясь, чтоб каждое из них было полезнее простой суммы своих
элементов; именно для увеличения полезных свойств множества дисциплины
вводят тактики распределения, обоюдного приспособления тел, жестов и
ритмов, дифференцирование способностей, взаимной координации относительно
аппарата или задач. Наконец, дисциплины должны вводить в игру отношения
власти (не над множеством, но в самой его толще) как можно более
незаметным, как нельзя лучше связанным с другими его функциями и наименее
дорогостоящим образом: этой цели отвечают анонимные инструменты власти,
сопротяженные с множеством, которое они систематизируют и унифицируют, -
иерархический надзор, непрерывная запись и регистрация, вечная оценка и
классификация»[18].
§3 «Образование» и «изготовление».
П.1. Дисциплинарное пространство школы.
Институт образования. Его так же можно описать как машину в системе
государства. «Завод», на котором изготавливают детали. Он же институт
социализации и стандартизации. Здесь происходит адаптация ребёнка к жизни в
социуме. Новорожденный материал, из которого надо сделать «полноценного»
члена общества.
Школа так же является дисциплинарным пространством. Расписание
занятий, время начала занятий и их продолжительность, дисциплина: что
должен и чего не должен делать ученик на занятиях, шкала оценок подготовки
ученика. В начальной школе отдельно оценивается прилежание и отдельно
поведение ученика, при этом следует обратить внимание на то, что оценка эта
касается не только поведения ученика во время занятий, но и поведения во
весь период присутствия на территории школы. Отчасти это может быть
оправдано техникой безопасности. Но это техника безопасности на всю
предстоящую жизнь и за пределами учебного заведения, её второе имя –
дисциплина. И даже на оборот: «техника безопасности» - второе имя
дисциплины. Так же может быть разработана система поощрений и наказаний
(замечаний) за «общественную деятельность», то есть: поливание цветов,
«самоотверженную» работу на дежурстве, особую бдительность и так далее.
Оценки, получаемые учеником, а так же поощрения и взыскания регистрируются
в журнале преподавателя и в дневнике ученика. В обязанности учащегося школы
входит регулярное посещение учебного заведения, подчинение правилам,
действующим на территории школы, выполнение домашних заданий и т.д.
Процесс обучения делится на периоды (стадии – классы), то есть разные
уровни, по прошествии которых ученик должен держать экзамен. Происходит
дробление по возрастным категориям, от младшего возраста к старшему, и по
уровню сложности знаний, от простого к сложному.
«Именно это дисциплинарное время постепенно внедряется в
педагогическую практику, обособляя время обучения и отделяя его от времени
взрослости, времени владения мастерством. Устанавливая различные стадии,
отделённые друг от друга всё более трудными экзаменами. Вводя программы,
каждая из которых должна выполняться на определённой стадии и содержать
упражнения возрастающей трудности».[19]
«Дневник» - это документ, который для школы является «паспортом» и
«трудовой книжкой» одновременно. На каждого ученика в школе заводиться
«личное дело», которое храниться в архиве школы и после того, как тот
получит аттестат и станет выпускником. Это «дело» может быть затребовано
другими институтами государственной власти в порядке, предусмотренном
законом. Таким образом, повторяется модель: «Паспортный стол» - «личное
дело» - «паспорт» и «Школа» - «личное дело» - «дневник». Первое и второе не
двойники, но родные братья. Забавно и само название «личное дело», которое
уже давно не воспринимается как личное, это просто некоторая часть фактов
из жизни одного индивида. Оно не носит значения приватного, интимного. Оно,
даже, в своей материальной оформленности, в виде справок, записок, отзывов,
характеристик, жалоб и так далее, в виде толстой папки с номером, не
принадлежит индивиду, которому юриспруденция давно придумала название
«физическое лицо». Это «личное дело» находится в ведении государства и
может, с подачи власти, стать достоянием общественности.
Родители ребёнка включены в процесс образования. В их обязанности
входит контроль над выполнением домашних заданий, проверка дневника (того
самого «паспорта – трудовой книжки»), который заверяется подписью
родителей, посещение «родительских собраний». И что важно – функция
наказания ребёнка, то есть функция взыскания за нарушение дисциплины и/или
плохое прилежание в школе.
П.2. Проекция дисциплинарного пространства государства на школу. Или
от школы к государству.
Итак, попадая в школу, ребёнок находиться в дисциплинарном
пространстве. За ним наблюдают, его действиям даётся оценка, оценки
регистрируются и заносятся в «личное дело», то есть записывается история
обучения ребёнка. За оценкой действий следуют поощрения или наказания.
Ученик находиться под наблюдением, и понимание поднадзорности приходит с
опытом, с опытом поощрений и наказаний. И задача начальной школы состоит не
только в преподавании определённых учебных дисциплин, но и в том, чтобы
сделать ученика дисциплинированным.
Семья и школа в одной связке моделируют дисциплинарное пространство
государства, в которое попадёт выпускник школы, получив аттестат зрелости.
И школа здесь несёт функцию института социализации.
Чтобы стать выпускником, ученик должен сдать экзамены и получить
аттестат, который является государственным документом, подтверждающим
владение выпускника определёнными навыками и знаниями. Как и любой продукт,
деталь проходит через отдел контроля качества и там она подвергается
определённым испытаниям, то есть тестируется. После этого к ней прилагается
сертификат - документ, гарантирующий соответствие государственному
стандарту.
§4. Принцип причастности.
П.1. «Обязательные» образовательные дисциплины.
В школе закладывается принцип причастности к обществу, принадлежность
каждого государству. Благодаря этому принципу каждый индивид
идентифицируется как гражданин. Делается это благодаря ряду обязательных
предметов: «история государства», «родной язык». (Следовало бы включить в
этот список и правоведение, но оно преподаётся не во всех школах, и в
большинстве случаев - факультативно. Но тут причина другого рода. «Незнание
законов не освобождает от ответственности за их нарушение». Закон – один из
элементов, задающих поле дисциплинарного пространства, но он действует
извне, не зависимо от индивида. То есть, для того чтобы запустить машину
правосудия, вовсе не обязательно, чтобы подсудимый имел какие-либо
представления о законе.)
П.2. Государственный язык.
Язык, как средство коммуникации, необходим для взаимодействия единиц,
поэтому должен быть общим в рамках одной системы. Изучение государственного
языка обязательно для каждого будущего гражданина. Вообще, причастность
индивида к культуре и истории какого-либо народа и, соответственно
причастность к определённым взглядам и ценностям может, отчасти,