рационализм и материализм, они отстаивали бога в человеке. Постановка
вопроса о внутренней духовной свободе человека была несомненной заслугой
философов-славянофилов.
Славянофилы выступали против личной собственности правового
государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи,
являются наилучшей средой для существования личности. Всем формам внешней
свободы - политической, правовой, экономической, они противопоставляли
внутреннюю свободу личности, основанную на ценностях внутреннего мир,
освещённых религией.
Чернышевский и Добролюбов подняли эту проблему на новую ступень. От
абстрактной человеческой природы они перешли к пониманию личности как
субъекта социально-политической деятельности.
Они утверждали социальную активность, утверждали единство слова и
дела. Человек превращается в личность в процессе борьбы против сил,
препятствующих прогрессу, против рабства и пустой мечтательности.
Чернышевскаий разработал идею “Разумного эгоизма”. Его суть: протест
против фальши и лицемерия, против индивидуального эгоизма, против насилия
над личностью, но “за” разумное сочетание интересов личности и общества, за
единство сознания и поведения.
Иначе к разработке проблемы личности подошёл Владимир Соловъёв. Он
анализировал человека в масштабах глобальных, космических, его понимание
вносило гуманистический характер. Его исследования сущности добра, стыда,
единства познания, нравственности, эстетики, обогатили мировую философскую
мысль.
Следует отметить, что Соловъёв в работе “Оправдания добра” объявлял
социализм несостоятельным именно с точки зрения ценностей.
Он утверждал, что социализм, отрицая высшее начало, т.е. бога,
“ограничивает и унижает человека”.
Проблема свободы личности, которой русские философы посвятили столько
ярких страниц, приобрела в современном мире особое значение, она становится
объектом не только политических деклараций, но и теоретических изысканий.
Одним из них является либерализм. Российский либерализм выражается
социальным строем, который многие люди представляли себе как движение
общества к гражданскому и правовому государству, где все равны перед
законом, где интересы личности выше интересов государства, где хорошие
условия труда и жизни.
Глубину идеи русского либерализма демонстрирует работа одного из
ведущих представителей русской социально-философской мысли Петра Струве.
В трудах Струве нашло свой продолжение позиция либерального
консерватизма к которому он относит таких людей, как Екатерина II, Карамзин
и Вяземский, Александр Пушкин.
Струве считал, что главная сущность тех или иных учений - это
отношение “к двум основным проблемам культурного и государственного
развития России: проблеме свободы и власти”. Таким образом, сплетаются две
тенденции - полная свобода личности и в тоже время поиск границ этой
свободы. Классическим выражением либерального консерватизма Струве считал
творчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел сочетание как любви к
свободе, так и любви к власти.
Прётр Струве развивал идеи “Великой России”. При этом он опирался и на
историческое прошлое страны, и на живые культурные традиции.
Познание государства важнейшим фактором прогресса страны логически
вело к утверждению роли права. Именно по этому Струве выступал против
произвола и разрушительной анархии.
В 20-е годы в статье “Наши люди” Струве выступил против революции, так
и против надежд на реставрацию царизма. Он писал: “России нужно
возрождение, а не реставрация. Возрождение всеобъемлюще, проникнутое идеями
нации и отечества, свободы и собственности и в то же время свободное от
духа и духов корысти и мести”.
Только укрепление конституционных начал государства, установление
твёрдых законов, создание общества, основанного на прочных правовых
принципах, способных предотвратить любые эксцессы, любые формы
разрушительного действия анархической массы, умело направляемой теми, кто
стремится к власти.
Пётр Струве был убеждён в необходимости не только эволюционных
изменений на основе строгой законности, но и в возможности разнообразных
компромиссов с обеих сторон.
Революцию 1917 года Струве назвал всероссийской катастрофой,
ответственность за которую несёт неповоротливая власть, радикальная и
либеральная интеллигенция.
Вполне закономерно, что Струве пришёл к оценке русской революции 1917
года как “национального несчастья”, культурного, социального и
политического крушения. Он признавал влияние марксизма на общественное
сознание, но сама теория не может служить источником гигантских
исторических перемен.
Таким образом, мыслители XIX - начала XX века стремились утвердить в
российском обществе идеи просвещения и уважения к правовым нормам, уважение
к личности.
“Идея всеединства философского учения Вл. Соловьёва”
(Дёмкина А., студентка 112 гр.)
Самой яркой фигурой в русской философии второй половины XIX века был
Владимир Сергеевич Соловьёв.
Он с самого начала своего философского творчества был необычно
самостоятельным. Соловьёв обладал редкой способностью быстро освоить,
изучить значительное число источников, в том числе и древних авторов, а за
тем очень критично и обстоятельно их проанализировать. Огромное влияние на
мировоззрение Соловьёва оказали труды Платона. Известно, что он даже
предпринял попытку перевести все диалоги Платона на русский язык и только
смерть помешала ему довести это дело до конца.
Владимир Соловьёв высоко ценил идеализм Платона, его идеальное
мировоззрение, но считал, что одними идеями преобразовать жизнь невозможно.
А потому, идея должна быть воплощена материально, не потеряв своего смысла.
Соловьёв считал, что стать действительным сверхчеловеком только силой ума и
гениальности невозможно.
Соловьёв, создавая свою философскую систему, обращался к трудам и
других европейских философов. В частности к Шеллингу, Канту, Гегелю. Также
как и эти немецкие философы, он высоко ценил человеческий разум, но по ряду
принципиальных вопросов расходился с ними. Главное принципиальное различие
заключалось уже в том, что Владимир Соловьёв с начала и до конца
ориентировался на христианское богословие, в то время как немецкие философы
в той или иной мере отходили от христианства.
По своему мировоззрению он был всесторонним учёным, то есть в своих
теоретических трудах он выступал не только как философ, но и старался
представить цельное, синтетическое знание.
Соловьёв глубоко знал не только теологию, но и хорошо знал
художественную литературу. Он считается выдающимся публицистом и
художественным критиком.
Таким образом, философ Владимир Соловьёв выступает как многосторонний
исследователь. Важное место в его философском творчестве занимает учение о
Софии и о Богочеловечестве. Его сочинения “Чтения о Богочеловечестве”
позволяют уяснить представления Соловьёва о смысле жизни и о смысле
исторического процесса.
Центральная идея философии Соловьёва - идея всеединства. Основной
принцип всеединства: “Всё едино в Боге”. Бог у Соловьёва - обсолютная
личность: любящая, милостивая, волевая, которая обеспечивает материальное и
духовное единство мира. Философ характеризует Бога как “космический разум”,
“существо сверхличное”, “особую организующую силу, действующую в мире”.
Соловьёв был сторонником диалектического подхода к действительности.
По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах.
Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений.
Непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьёва
мировая душа, обладающая особой энергией, которая одухотворяет всё
существующее. Однако, деятельность мировой души нуждается в божественном
импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог даёт мировой душе идею
всеединство как определяющую форму всей его деятельности. Эта вечная
божественная идея в системе Соловьёва получила название Софии - мудрости.
Основой и существом мира является “душа мира” - София, которую следует
рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее
общность Богу, миру и человечеству.
Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в
философском учении Соловьёва через концепцию богочеловечества. реальным и
совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьёву, выступает Иисус
Христос, являющийся, согласно христианскому догмату, и полным богом, и
полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен
стремиться каждый индивидуум, но и высшей целью развития всего
исторического процесса.
На этой цели базируется соловьёвская историософия. Целью и смыслом
всего исторического процесса является одухотворение человечества,
соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества. Недостаточно,
считает Соловьёв, чтобы совпадение божественного с человеческим произошло
только в лице Иисуса Христа. Необходимо, чтобы соединение состоялось
реально - практически и при том, не в отдельных людях (в “святых”), а в
масштабах всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству
является принятие вероучения христианства. Христос открыл человеку всеобщие
моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования.
Приобщаясь к учению Христа человек идёт по пути своего одухотворения. Этот
процесс занимает весь исторический период жизни человечества. Человечество
придёт к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, когда его
объединяющим началом станет воплощённый в человеке Бог, переместившийся из
центра вечности в центр исторического процесса. Общественное устройство
предполагает, с точки зрения Соловьёва, единство “вселенской церкви” и
монархического господства, слияние которых должно привести к образованию
“свободной теократии”. В гносеологическом аспекте принцип всеединства
реализуется через концепцию цельного знания, представляющую собой
неразрывную взаимосвязь трёх разновидностей этого знания: имперического
(научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-
религиозного). В качестве предпосылки, основополагающего принципа цельное
знание предполагает веру в существование абсолютного начала - Бога.