поведения и способов деят-ти - институты семьи, образования, религии и
т.д.; 3) произ-во и распределение обеспечивается экономическо-соц-ми
институтами управления и контроля - органы власти.
Нация и национальный фактор в современном общественном развитии.
НАЦИЯ. Пришла на смену народности, сложившись в процессе капиталистической
формации. В докапиталистическом обществе нации вызреть не могли, хотя
многие их предпосылки как общность территории и языка, общие черты культуры
и хоз деятельности, заложены еще в народности. Становление общности
экономической жизни связано с процессом генезиса и образование капитализма,
ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между
отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в
общенациональный. Нация характеризуется след признаками:
1. Общность территории.
2. Общность языка --- национальный язык, общенародный, разговорный.
3. общность экономической жизни, которая возникает на основе хозяйственной
специализации различных районов страны и упрочение торгово-обменных связей
между ними. Этот процесс специализации различных родов, их усиливающейся
хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременно процессом
экономической консолидации нации.
4. Общие черты психологического склада, закрепленные в менталитете данного
народа (нац быт народы, нравы, привычки, склонности людей, особенности
песен, танцев, живописи, фольклора).
5. Национальное самосознание --- сознательное отнесение себя к той или
иной социальной общности, идентификация с ней. Данный признак, в отличие
от всех уже рассмотренных, является субъективным по своей природе, и это
служит аргументом против его существования. В действительности же о нации
как реально существующей и нормально функционирующей общности можно
говорить только в том случае, когда объективные признаки дополняются четко
выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить
только о этнической общности людей, а не их национальной принадлежности.
Современные философские проблемы --- каково влияние среды на формирование
особенностей этносов и наций? Возможность влиять на национальное
самосознание. Процесс интеграции наций в единую общепланетную и в то же
время сохранение нац культуры. Процесс слияния этносов --- метисы, мулаты.
Он будет только усиливаться. Проблема межнациональных отношений.
Национализм в различных проявлениях.
Общество и природа, как подсистемы объективной реальности. Функционирование
общества, как естественно-исторический процесс.
Термин «Природа» служит для обозначения объективной реальности, всего
того, что существует. Высшее ее порождение и часть – человек. Природа
делится на 2 части: Связанную с деятельностью человека и не связанную с
ней.
Общество – представляет собой совокупность исторически изменяющихся форм
совместной деятельности людей, определенным образом связанных между собой и
образующих некоторую целостность на основе необходимости материального
производства в интересах ее (этой целостности) самосохранения, само
производства и саморазвития.
Природа как целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически
ограниченно как в пространстве так и во времени.
Человеческое общество не может возникнуть, существовать и развиваться вне
и независимо от природы.
Природа как условие жизни и развитие общества не является постоянной и
неизменной величиной.
Формы восприятия природы.
Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек
мыслился как одна из ее частей.
Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа
кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек,
так как только он наделен божественным началом – душой. Более того ,
природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или
подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с
греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для
негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто
неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.
Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для
себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней
источник радости, наслаждения, вдохновения.
Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься
как объек интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из
которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения
преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого
отношения к природе.
Взаимодействие человека и природы
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания
существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась
постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.
Четыре типа взаимодействия общества с природой:
Присваивающий (для первобытного общества)
Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное
производство)
Подчиняющий (Капиталистический строй)
НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)
Глобализация социальных, культурных, экономических и политических
процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является
экологическая проблема.
Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и
углубляющемся противоречии между производительной деятельностью
человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал
основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида
в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и
приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения
являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,
производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком
неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты
ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год
составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из
этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,
которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших
факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической
проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр
среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих
катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния
ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в
экологических беженцев.
Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в
пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных
условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и
более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и
его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не
только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб
пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,
ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного
населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не
на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а
наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые
страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям
философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на
ценности духовные.
№60. Глобальные проблемы современности и главные общественно-политические
процессы.
Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого
диапазона параметров физической среды, био-и социосферы. Человечество
держится на острие. ускорение процессов развития общества сопровождается
понижением уровня его стабильности. сопровождается состояниями
неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как
человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали
носить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые
изменения могут привести к изменению всей структуры, что означает, что
индивидуальная деятельность совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо,
навсегда лишился стабильности и гарантий непреходящих законов.
Особенно стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на
входе дает большой на выходе, и повышение темпоральности ---
чувствительности к ходу времени.
Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с
внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия
системы "общество-природа".
Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл
ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-
прир. "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу
она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те
последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем
другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение
первых." Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.
Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,
расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно
обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на
нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше
ответственность".
В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа
мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде
всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем
отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и
гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом.
Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих
проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем невозможно...
Другие проблемы
невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое
равновесие между природой и чел. Уничтожение прир ископаемых, пресной воды,
лесов, видов животных. Вправе ли чел, осознавая ответственность перед лицом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10