отношений на сферу межличностых коммуникаций, принципиально диалогичных,
предполагающих понимание. Важнейший момоент - необходимая смена субъект-
объектно организованной «научно-технической рациональности» на новую
«коммуникативную рциональность, в основе которой лежит субъект-субъектная
структура.
В связи с этим развил теорию дискурса. Интеллигенция как класс обладает не
только высоким культурным потенциалом, но также и культурой критического
дискурса (фр. - речь; сама речь + внеречевые факторы (личность, намерения
участников и т.д.)). По Хабермасу, дискурс выступает как вид рефлексивной
речевой коммуникации, предполагающей проговаривание и интерпретацию
(толкование) всех важных для участников коммуникации аспектов, это
многоуровневый диалог. Это создает своего рода коммуникативную реальность,
не совпадающую с реальным социальным фоном ее протекания.
Хабермас: именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная
рационализация, а не отношения производства, лежат в основе современного
гражданского общества.
№52. Индустриальное общество как продукт общественной рационализации.
Теория индустриального общества исходит из того, что коренные социально-
экономические, политические и культурные изменения в процессе общественного
развития происходят в результате трансформации «традиционных» аграрных
обществ к «индустриальным», т.е. и сменой господства. Сама же эта
трансформация осуществляется через промышленную революцию и связанный с ней
быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума. Это
быстрое развитие техники определяет социально-экономическое развитие и
динамику общества.
Макс Вебер рассматривает типы легитимного (признанного управляемыми
индивидами) господства с точки зрения типологии социального действия:
1)целе-рациональное действие (цели и средства их достижения сознательно
выбираются индивидом, а критерием их адекватности является успех);
2)ценностно-рациональное (осмысленно действие организуется системой
ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха);
3) аффективное (определяемое эмоциональной реакцией);
4) традиционное (определяемое привычкой).
Базой традиционного типа господства, для которого характерны вера в
священность существующих властных порядков является привычка к
определенному действию, укладу жизни.
В основе легального типа господства (к которому относятся современные
западные государства) лежит рациональное действие и мотивом признания
власти служит соображение интереса. Для этого типа характерны формально-
правовое начало и развитие бюрократии. Западное общество последних трех-
четырех столетий, по Веберу, характеризуется коренной рационализацией его
основных сфер, охватывающей хозяйственную деятельность, политико-правовые
отношения и образ мышления. Именно универсальное господство рационального
начала отличает современное общество от всех существовавших ранее
(«традиционных»). Свойственные «традиционным» обществам жесткие социальные
«перегородки» в процессе характерной для индустриалльного общества
мобильности разрушаются, традиционные наследственные привилегии уступают
место равенству возможностей, что приводит к расширению и обогащению
гражданских прав, к демократизации общественно-политической жизни.
№58. Концепция информационного общества
О.Тоффлер – американский социолог, философ-футуролог, автор одного из
вариантов концепции постиндустриального общества.
В общественном развитии взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо-
и психосфера. Решающую роль в волнообразно происходящих цивилизационных
изменениях играет техносфера. Поэтому источником и движущей силой
нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости
от характера революции определяется сущность соответствующей цивилизации.
1. Первая технологическая революция – аграрная – дала волну с/х
цивилизации (основа экономики, культуры – земля; авторитарная власть;
сословность).
2. На смену ей приходит индустриальная цивилизация (символ – заводская
труба; работники промышленного производства становятся придатками машин;
единообразие = массовидность во всех сферах жизни; экологические проблемы,
конечность природных ресурсов).
3. В пределах индустриальной цивилизации во втрой половине ХХ века
возникла Третья волна технологических и социальных транформаций
(рапространение компьтеров, генной инженерии, теле- и видеокоммуникации).
Главными становятся – информация, творчество и интеллектуальная технология.
На смену пролетариату-придатку машин приходит «когнитариат» =
интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, что
позволяет ему работать со все более сложной информацией. Инвестиции – в
обучение, переквалификацию, социальную и культурную адаптацию. Самое важное
– трансформация не машин, а людей, перевооружение их сознания, переход к
пониманию первичной роли культуры. Одновременно происходит революция в
инфосфере: для восприятия мира необходимо непрерывное образование,
широкомасштабное мышление, постоянное развитие способностей.
Из столкновений Втрорй и Третьей цивилизационных волн проистекают:
– экономический кризис, вызванный хищническим отношением человека к
природе с губительными последствиями для человека;
– информационное загрязнение, борьба за интеллетуальные ресурсы
(«инфовойны»), широкое распространение психических заболеваний.
По мнению Тоффлера, глобальная революция Третьей революции несет с собой
«первую действительно гуманную цивилизацию в известной нам истории».
Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности
позволят бысрее, эффективнее и безболезненные адаптироваться к ускоряющимся
транформациям в техносфере, экономике и культуре.
№55. Концепция цивилизационно-циклической динамики общества в философии и
культуре ХХ в.
Освальд Шпенглер – нем философ, автор одной из наиболее знач философско-
исторических концепций ХХв. Свое видение истории Шпенглер определяет через
критику классического историзма, представляющего исторический процесс как
прогрессивное развитие человеческого общества во всемирном масштабе.
Традиционная периодизация итсорического прогресса (Древний мир – Средние
века – Новое время) не имеет никакого значения для неевропейских обществ.
Концепция «всемирной истории» = «птоломеева система истории», основанная на
европоцентризме в понимании иных культур. История – это возникновение,
расцвет, гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу
великих культур, реазизовавших свои потенции отности китайскую, индийскую,
вавилонскую, египетскую, античную, западную и др. Уникальность каждой
культуры обуславливет их равенство по историческому значению вне оценочных
категорий. Судьбы культур характеризуются гомологиями (последовательность
фаз развития, создание специфического стиля во всех сферах). Отрицал высший
смысл истории, прогресс: культуры возникают «с возвышенной бесцельностью,
подобно цветам в поле». Жизненным началом любой культуры является ее
«душа», по мере того, как душа исчерпывает свои возможности, культура
мертвеет и преходит в фазу цивилизации, для котрой свойственны
иррелигиозность, техницизм, урбанизм и мипериализм. Шпенглер – о закате
Европы: великие культуры прошлого как бы демонстрируют Западу его судьбу,
его ближайшее историческое будущее. Тема кризиса европейской культуры имеет
фундаментальное значение для современного западного самосознания.
Тойнби, Арнольд – британский историк. Его осн труд – 12-томное
«Исследование истории» – принадлежит к числу высших достижений современной
философии истории. Подлинным объектом изучения считает цивилизации –
общности, боьшие в пространстве, чем нации, и меньшие, чем все
человечество. При этом историческая концепция Тойнби антропоцентрична:
личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии
людей между собой. Понимая человека как существо сознательное и способное
осуществлять выбор, разрабатывает «драматическое» понимание истории.
Элементарной «клеточкой» истории является Вызов, ставящий под угрозу
существование общества, и творческий Ответ, даваемый людьми. Вызов =
Божественное испытаниечеловека – завоевания, ухудшение природных условий;
Ответ = человеческий выбор между добром и злом. История образована
челночным движением Вызова-и-Ответа; удачный Ответ порождает «локальную
цивилизацию», обладающую неповторимым своеобразием. Автор Ответа – не
общество в целом, а творческое меньшинство, котрое посредством мимесиса
(подражания) приобщает инертную массу к новым ценностям. Сопоставление
локальных цивилизаций дает алгоритм:
– генезис (зарождение) цивилизации;
– фаза роста поступательного движения как череда успешных Вызовов и
Ответов – критериями роста являются процессы самоопределения и
дифференциации (вызов внутрь общества и усиление внутреннего разнообразия);
– фаза надлома – вызвана деградацией элиты (творческое меньшинство
озабочено отлько собственным выживанием и сохранением власти, основанной на
силе).
Если Шпенглер: старение и смерть цивилизаций фатальны (неизбежны), то
Тойнби: цивилизация жизнеспособна, пока элита сохраняет духовный потенциал.
Наряду с первичными цивилизациями (возникли из первобытных обществ),
выделяет цивилизации второго и третьего поколений. Особенность перехода от
втрой к третьей – воспроизводство цивилизации посредством церкви –
«куколки». Возникновение «высших религий» – христианства, ислама, индуизма
и буддизма – важнейший этап духовного прогресса человечества.
Тойнби: «цивилизации приходят и уходят, а Цивилизация остается».
Цивилизация – это синоним свободы и творч возможностей человека,
бесконечная духовная задача, а не окончательно достигнутый результат.
№57. Концепция постиндустриального общества
Белл, Даниел (р. 1919) – американский философ и социолог, один из
представителей сциентистско(научно-)-технократического направления
социальной философии.
В 1960 стал одним из авторов концепции деидеологизации, ставшей истоком
индустриального общества. Центральные переменные динамики его – труд и
капитал, а противоречия между ними являются основным источником развития.
Основной инструмент оптимизации такого общества – машинная технология. Само
же развитие технологии происходит рывками, что образует соответственно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10