Шпаргалки по философии для магистранта БГУ

отношений на сферу межличностых коммуникаций, принципиально диалогичных,

предполагающих понимание. Важнейший момоент - необходимая смена субъект-

объектно организованной «научно-технической рациональности» на новую

«коммуникативную рциональность, в основе которой лежит субъект-субъектная

структура.

В связи с этим развил теорию дискурса. Интеллигенция как класс обладает не

только высоким культурным потенциалом, но также и культурой критического

дискурса (фр. - речь; сама речь + внеречевые факторы (личность, намерения

участников и т.д.)). По Хабермасу, дискурс выступает как вид рефлексивной

речевой коммуникации, предполагающей проговаривание и интерпретацию

(толкование) всех важных для участников коммуникации аспектов, это

многоуровневый диалог. Это создает своего рода коммуникативную реальность,

не совпадающую с реальным социальным фоном ее протекания.

Хабермас: именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная

рационализация, а не отношения производства, лежат в основе современного

гражданского общества.

№52. Индустриальное общество как продукт общественной рационализации.

Теория индустриального общества исходит из того, что коренные социально-

экономические, политические и культурные изменения в процессе общественного

развития происходят в результате трансформации «традиционных» аграрных

обществ к «индустриальным», т.е. и сменой господства. Сама же эта

трансформация осуществляется через промышленную революцию и связанный с ней

быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума. Это

быстрое развитие техники определяет социально-экономическое развитие и

динамику общества.

Макс Вебер рассматривает типы легитимного (признанного управляемыми

индивидами) господства с точки зрения типологии социального действия:

1)целе-рациональное действие (цели и средства их достижения сознательно

выбираются индивидом, а критерием их адекватности является успех);

2)ценностно-рациональное (осмысленно действие организуется системой

ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха);

3) аффективное (определяемое эмоциональной реакцией);

4) традиционное (определяемое привычкой).

Базой традиционного типа господства, для которого характерны вера в

священность существующих властных порядков является привычка к

определенному действию, укладу жизни.

В основе легального типа господства (к которому относятся современные

западные государства) лежит рациональное действие и мотивом признания

власти служит соображение интереса. Для этого типа характерны формально-

правовое начало и развитие бюрократии. Западное общество последних трех-

четырех столетий, по Веберу, характеризуется коренной рационализацией его

основных сфер, охватывающей хозяйственную деятельность, политико-правовые

отношения и образ мышления. Именно универсальное господство рационального

начала отличает современное общество от всех существовавших ранее

(«традиционных»). Свойственные «традиционным» обществам жесткие социальные

«перегородки» в процессе характерной для индустриалльного общества

мобильности разрушаются, традиционные наследственные привилегии уступают

место равенству возможностей, что приводит к расширению и обогащению

гражданских прав, к демократизации общественно-политической жизни.

№58. Концепция информационного общества

О.Тоффлер – американский социолог, философ-футуролог, автор одного из

вариантов концепции постиндустриального общества.

В общественном развитии взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо-

и психосфера. Решающую роль в волнообразно происходящих цивилизационных

изменениях играет техносфера. Поэтому источником и движущей силой

нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости

от характера революции определяется сущность соответствующей цивилизации.

1. Первая технологическая революция – аграрная – дала волну с/х

цивилизации (основа экономики, культуры – земля; авторитарная власть;

сословность).

2. На смену ей приходит индустриальная цивилизация (символ – заводская

труба; работники промышленного производства становятся придатками машин;

единообразие = массовидность во всех сферах жизни; экологические проблемы,

конечность природных ресурсов).

3. В пределах индустриальной цивилизации во втрой половине ХХ века

возникла Третья волна технологических и социальных транформаций

(рапространение компьтеров, генной инженерии, теле- и видеокоммуникации).

Главными становятся – информация, творчество и интеллектуальная технология.

На смену пролетариату-придатку машин приходит «когнитариат» =

интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, что

позволяет ему работать со все более сложной информацией. Инвестиции – в

обучение, переквалификацию, социальную и культурную адаптацию. Самое важное

– трансформация не машин, а людей, перевооружение их сознания, переход к

пониманию первичной роли культуры. Одновременно происходит революция в

инфосфере: для восприятия мира необходимо непрерывное образование,

широкомасштабное мышление, постоянное развитие способностей.

Из столкновений Втрорй и Третьей цивилизационных волн проистекают:

– экономический кризис, вызванный хищническим отношением человека к

природе с губительными последствиями для человека;

– информационное загрязнение, борьба за интеллетуальные ресурсы

(«инфовойны»), широкое распространение психических заболеваний.

По мнению Тоффлера, глобальная революция Третьей революции несет с собой

«первую действительно гуманную цивилизацию в известной нам истории».

Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности

позволят бысрее, эффективнее и безболезненные адаптироваться к ускоряющимся

транформациям в техносфере, экономике и культуре.

№55. Концепция цивилизационно-циклической динамики общества в философии и

культуре ХХ в.

Освальд Шпенглер – нем философ, автор одной из наиболее знач философско-

исторических концепций ХХв. Свое видение истории Шпенглер определяет через

критику классического историзма, представляющего исторический процесс как

прогрессивное развитие человеческого общества во всемирном масштабе.

Традиционная периодизация итсорического прогресса (Древний мир – Средние

века – Новое время) не имеет никакого значения для неевропейских обществ.

Концепция «всемирной истории» = «птоломеева система истории», основанная на

европоцентризме в понимании иных культур. История – это возникновение,

расцвет, гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу

великих культур, реазизовавших свои потенции отности китайскую, индийскую,

вавилонскую, египетскую, античную, западную и др. Уникальность каждой

культуры обуславливет их равенство по историческому значению вне оценочных

категорий. Судьбы культур характеризуются гомологиями (последовательность

фаз развития, создание специфического стиля во всех сферах). Отрицал высший

смысл истории, прогресс: культуры возникают «с возвышенной бесцельностью,

подобно цветам в поле». Жизненным началом любой культуры является ее

«душа», по мере того, как душа исчерпывает свои возможности, культура

мертвеет и преходит в фазу цивилизации, для котрой свойственны

иррелигиозность, техницизм, урбанизм и мипериализм. Шпенглер – о закате

Европы: великие культуры прошлого как бы демонстрируют Западу его судьбу,

его ближайшее историческое будущее. Тема кризиса европейской культуры имеет

фундаментальное значение для современного западного самосознания.

Тойнби, Арнольд – британский историк. Его осн труд – 12-томное

«Исследование истории» – принадлежит к числу высших достижений современной

философии истории. Подлинным объектом изучения считает цивилизации –

общности, боьшие в пространстве, чем нации, и меньшие, чем все

человечество. При этом историческая концепция Тойнби антропоцентрична:

личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии

людей между собой. Понимая человека как существо сознательное и способное

осуществлять выбор, разрабатывает «драматическое» понимание истории.

Элементарной «клеточкой» истории является Вызов, ставящий под угрозу

существование общества, и творческий Ответ, даваемый людьми. Вызов =

Божественное испытаниечеловека – завоевания, ухудшение природных условий;

Ответ = человеческий выбор между добром и злом. История образована

челночным движением Вызова-и-Ответа; удачный Ответ порождает «локальную

цивилизацию», обладающую неповторимым своеобразием. Автор Ответа – не

общество в целом, а творческое меньшинство, котрое посредством мимесиса

(подражания) приобщает инертную массу к новым ценностям. Сопоставление

локальных цивилизаций дает алгоритм:

– генезис (зарождение) цивилизации;

– фаза роста поступательного движения как череда успешных Вызовов и

Ответов – критериями роста являются процессы самоопределения и

дифференциации (вызов внутрь общества и усиление внутреннего разнообразия);

– фаза надлома – вызвана деградацией элиты (творческое меньшинство

озабочено отлько собственным выживанием и сохранением власти, основанной на

силе).

Если Шпенглер: старение и смерть цивилизаций фатальны (неизбежны), то

Тойнби: цивилизация жизнеспособна, пока элита сохраняет духовный потенциал.

Наряду с первичными цивилизациями (возникли из первобытных обществ),

выделяет цивилизации второго и третьего поколений. Особенность перехода от

втрой к третьей – воспроизводство цивилизации посредством церкви –

«куколки». Возникновение «высших религий» – христианства, ислама, индуизма

и буддизма – важнейший этап духовного прогресса человечества.

Тойнби: «цивилизации приходят и уходят, а Цивилизация остается».

Цивилизация – это синоним свободы и творч возможностей человека,

бесконечная духовная задача, а не окончательно достигнутый результат.

№57. Концепция постиндустриального общества

Белл, Даниел (р. 1919) – американский философ и социолог, один из

представителей сциентистско(научно-)-технократического направления

социальной философии.

В 1960 стал одним из авторов концепции деидеологизации, ставшей истоком

индустриального общества. Центральные переменные динамики его – труд и

капитал, а противоречия между ними являются основным источником развития.

Основной инструмент оптимизации такого общества – машинная технология. Само

же развитие технологии происходит рывками, что образует соответственно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты