Шпаргалки по философии для магистранта БГУ

практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие

продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задаяа науки -

выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются

объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть

включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным

законам функционирования и развития, составляют первую, главную

особеность научного познания., которая отличает ее от других форм

познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное

исследование действительности.Процесс научного познания обусловлен не

только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами

социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет

только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму

этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его

состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и

культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые

подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука

тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука может изучать все в

человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не

может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что

ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения

духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного

познания от обыденного : 1) установка на исследования законов

преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и

объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур

производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно

независимо от сегоднешних возможностей их производственного освоения.

Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирические и теоретические. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в

то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование. Эмпирическое познание никогда не может быть

сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических

знаний – данные наблюдений – представляют собой сложное переплетение

чувственного и рационального. Но эмпирическое познание к данным наблюдений

не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных

наблюдения особого типа знаний – научного факта. Научный факт возникает как

результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений. В

теоретическим знании мы также сталкиваемся с переплетением чувственного и

рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения,

умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения

действительности. Но при построении теории используются также и наглядные

модельные представления. Таким образом теория всегда содержит чувственно-

наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях

эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне –

рациональное.

Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по:

а) Предмету.

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же

объективную реальность но ее видение, ее представление, будут даваться по-

разному.

Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений

и зависимостей между ними. На уровне же теретического познания происходит

выделение сущностных связей в чистом виде.

Эмпирическая является результатом индуктивного обобщения опыта и

представляет собой вероятностно-истинное знание.

Теоретический же закон – это всегда знание достоверное.

Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих

корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление

закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического

исследования.

б) Средствам.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом

взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает

осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность.

На теоретическом уровне объект может изучаться только опосредованно, в

мысленном эксперименте. Задачей теоретического исследования является

познание сущности в чистом виде.

Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно

обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.

Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы

можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и

признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка –

тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу).

в) Методам.

Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и реальное

наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания,

ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений

объективную характеристику изучаемых явлений.

Методы теоретического исследования – идеализация (метод построения

идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными

объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к

конкретному, гипотетико-духовный метод); методы логического и исторического

исследований.

Структура эмпирического и теоретического уровней знания.

Эмпирический уровень.

Наблюдения – первичная информация в форме непосредственных чувственных

данных субъекта наблюдения. Эмпирические факты – рациональная обработка

данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания.

Теоретический уровень.

Частные теоретические модели и законы – теория, относящаяся к достаточно

ограниченной области явлений. Закон характеризует отношения идеальных

объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию

эмпирической реальности.

Развитая теория – обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все

частные случаи.

Методы научного исследования. Общенаучные и специальные методы.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то

же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и

можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических

фактов.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем

непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в

особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта

наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы

наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме.

В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов,

даются характеристики прибора.Это не случайно поскольку в данных наблюдений

наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт

субъективной информации, зависящий от условий наблюдения, приборов и т.д.

Приборы могут давать ошибки, поэтому данные наблюдения еще не являются

достоверным знанием, и на них на может опираться теория. Базисом теории

являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда

достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей

м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к

фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные

операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них

устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо

сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с

погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование

выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого

истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В

формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от

теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний,

которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в

формировании новейших фактов, и т.п.

Методы научно-эмпирического исследования. (1) Наблюдение –

целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе

которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях

изучаемых объектов. Процесс наблюдения не пассивное созерцание

действительности – это особая деятельность, включающая наблюдателя, объект

наблюдения и средства наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является

его целенаправленный характер, которая обусловлена наличием предварительных

идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с

описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью

определенных знаковых средств. Эмпирич описание – это фиксация средствами

естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в

наблюдении. Описание подразделяется на два вида – качественное и

количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка

математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В

узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В

широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей м/у

результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание

превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение

объектов по каким либо сходным свойствам или сторонам ( рассказать

самостоятельно). Наблюдение и сравнение могут проводится как относительно

самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с экспериментом. В отличии от

обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в

протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания.

Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и

контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход

явления при повторении условий.

Проблема истины в философии и подходы к ее решению.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты