практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие
продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задаяа науки -
выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются
объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть
включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным
законам функционирования и развития, составляют первую, главную
особеность научного познания., которая отличает ее от других форм
познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное
исследование действительности.Процесс научного познания обусловлен не
только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами
социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет
только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму
этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его
состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и
культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые
подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука
тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука может изучать все в
человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не
может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что
ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения
духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного
познания от обыденного : 1) установка на исследования законов
преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и
объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур
производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно
независимо от сегоднешних возможностей их производственного освоения.
Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –
эмпирические и теоретические. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в
то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и
теоретическое исследование. Эмпирическое познание никогда не может быть
сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических
знаний – данные наблюдений – представляют собой сложное переплетение
чувственного и рационального. Но эмпирическое познание к данным наблюдений
не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных
наблюдения особого типа знаний – научного факта. Научный факт возникает как
результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений. В
теоретическим знании мы также сталкиваемся с переплетением чувственного и
рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения,
умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения
действительности. Но при построении теории используются также и наглядные
модельные представления. Таким образом теория всегда содержит чувственно-
наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях
эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне –
рациональное.
Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по:
а) Предмету.
Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же
объективную реальность но ее видение, ее представление, будут даваться по-
разному.
Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений
и зависимостей между ними. На уровне же теретического познания происходит
выделение сущностных связей в чистом виде.
Эмпирическая является результатом индуктивного обобщения опыта и
представляет собой вероятностно-истинное знание.
Теоретический же закон – это всегда знание достоверное.
Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих
корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление
закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического
исследования.
б) Средствам.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом
взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает
осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность.
На теоретическом уровне объект может изучаться только опосредованно, в
мысленном эксперименте. Задачей теоретического исследования является
познание сущности в чистом виде.
Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно
обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.
Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы
можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и
признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка –
тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу).
в) Методам.
Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и реальное
наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания,
ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений
объективную характеристику изучаемых явлений.
Методы теоретического исследования – идеализация (метод построения
идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными
объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к
конкретному, гипотетико-духовный метод); методы логического и исторического
исследований.
Структура эмпирического и теоретического уровней знания.
Эмпирический уровень.
Наблюдения – первичная информация в форме непосредственных чувственных
данных субъекта наблюдения. Эмпирические факты – рациональная обработка
данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания.
Теоретический уровень.
Частные теоретические модели и законы – теория, относящаяся к достаточно
ограниченной области явлений. Закон характеризует отношения идеальных
объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию
эмпирической реальности.
Развитая теория – обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все
частные случаи.
Методы научного исследования. Общенаучные и специальные методы.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –
эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то
же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и
теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и
можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических
фактов.
Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем
непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в
особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта
наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы
наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме.
В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов,
даются характеристики прибора.Это не случайно поскольку в данных наблюдений
наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт
субъективной информации, зависящий от условий наблюдения, приборов и т.д.
Приборы могут давать ошибки, поэтому данные наблюдения еще не являются
достоверным знанием, и на них на может опираться теория. Базисом теории
являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда
достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей
м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к
фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные
операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них
устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо
сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с
погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование
выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого
истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В
формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от
теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний,
которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в
формировании новейших фактов, и т.п.
Методы научно-эмпирического исследования. (1) Наблюдение –
целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе
которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях
изучаемых объектов. Процесс наблюдения не пассивное созерцание
действительности – это особая деятельность, включающая наблюдателя, объект
наблюдения и средства наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является
его целенаправленный характер, которая обусловлена наличием предварительных
идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с
описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью
определенных знаковых средств. Эмпирич описание – это фиксация средствами
естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в
наблюдении. Описание подразделяется на два вида – качественное и
количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка
математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В
узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В
широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей м/у
результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание
превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение
объектов по каким либо сходным свойствам или сторонам ( рассказать
самостоятельно). Наблюдение и сравнение могут проводится как относительно
самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с экспериментом. В отличии от
обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в
протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания.
Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и
контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход
явления при повторении условий.
Проблема истины в философии и подходы к ее решению.
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10