Вселенной, изменять Землю?Действия людей носят некомпенсируемый характер.
Озоновый слой,парниковый эффект, проблема шума. Сам человек начинает
эволюционировать в техногенной среде. ведут мутации к негативному или к
полезному? Психические изменения в рез-те жизни в неестественных условиях.
Скука, апатия, безнадежность, мусор, теснота и др проблемы.
Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении.
Население растет в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При
этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка
рождаемости в Африке и Лат Америке. Вопрос о коэволюции человека и
животного. Вынос высоких технологий в космос и загрязнение космоса.
Проблема информационного потока. Проблема искусственного интеллекта и
механической жизни. Проблемы генной инженерии сейчас вышли на первый план.
Ну и так далее, словом, здесь можно говорить, не останавливаясь.
Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти,
ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть
человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как
безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого.
Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема -- когда
можно говорить о жизни нового человеческого сущва? проблема борьбы со
СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия.
Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их
адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему ---
если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и
нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?
При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело
простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого
развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы
сводится к формированию новой цивилизации. Становится вопрос разработки
Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы. Понятие об
экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи, в
частности изменение некоторых свв окружающей среды недопустимо ни при каких
обстоятельствах. Это новые составляющие новой нравственности человечества.
актуальной задачей стало создание планетарного гражданского общества как
института, в рамках которого и возможна эффективная реализация стратегии
человечества, сопровождаемая формами контроля международных организаций.
Невозможность разделения этических и научных ценностей, следовательно,
новая этика, построенная на ответственности как на высшей ценности.
Концепция --- изменить путь современной цивилизации, совершив коренной
поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и
др. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то
сейчас общество есть общ потребителей, потребление стало целью, все
производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и
прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух
совершенствование.
К концепции постидустриальго общества примыкает идея цивилизационного
переворота, предполагающая отказ от ценностей цивилизации локального типа.
На мену им выдвигается идеал глобальной цивилизации как единого
социоприродного комплекса, история которого мыслится как комплексный
планетарный процесс. В культурном плане он организуется на основе
этнического полицентризма (поли- греч. много). Это позволяет в глобальном
масштабе задать механизмы поддержания тонкого социоприродного равновесия на
уровне конкрутных микроландшафтных зон.
№43. Человек массы
Х. Ортега-и-Гассет
Философское эссе испанского мыслителя Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс»
(1929) занимает особое место среди работ, посященных европейскому кризису.
Глубинную суть кризиса Ортега видел в выдвижении на историческую сцену
нового феномена – «человека массы». Нивелирование (уравниловка) охватывает
все: судьбы, культуру социальных классов, даже половые различия. Наступает
господство «среднего человека», господство «человека массы».
Основное свойство существа из «массы» – не столько его стандартность,
сколько инертность. Речь идет о таком «способе быть человеком», когда
представители «массы» живут без какого-либо жизненного проекта, находя
смысл существования в достижении предельной идентичности с другими. Они не
осознают, что сущестование и развитие демократии требуют постоянной
поддержки и бдительности – «человек массы» социально безответственен.
Психология «человека массы»: характерно прежде всего вульгарное
самадовольство, что и замыкает его от всего внешнего.
Одним из первых зафиксировал феномен возникновения «массового сознания» в
европейском менталитете: «масса» у Ортеги трансформируется в толпу,
представители которой захватывают господствующие позиции в иерархии
социальных структур, навязывая собственные псевдо-ценности остальным
социальным движениям. Всю свою жизнь он готов передоверить государственной
власти, что приводит общество к кризису.
Восстание масс может быть катастрофой: достаточно 30 лет господства
«человека массы», чтобы вернуть человечество к эпохе варвартства. Очень
опасным явлением, связанным с «восстанием масс», Ортега считал усугубление
атмосферы насилия, культа силы в обществе. С критикой культа насилия он
обращается к анализу тоталитарных режимов ХХ века. Деструктивные процессы
массовизации общества связаны с ростом технического развития: спад
духовности. Узкая специализация ограничивает цельность личности. Эти
невилированные, «средние» люди проникают во все сферы жизни и стремятся
господствовать везде. В результате средством контроля и удержания масс
становится регулярное государственное насилие (в абсолюте – тоталитаризм).
Выводы Ортеги пессимистичны: судьба Европы и мира представляются ему как
господство «человека массы», бюрократии, тоталитарного режима, уничтожение
культуры, превращение людей в моральных идиотов и технических роботов.
№44. Феномен толпы и массы
Тард, Габриэль – французский социолог и криминалист.
Рассматривал общество как результат взаимодействий и взаимовлияний
индивидуальных сознаний, при котрых людьми передаются и усваиваются
верования, убеждения, жедания и т.д. Наука об обществе может быть создана
только на основе социально-псизологического рассмотрения межличностных
взаимодействий. Таким образом, «интердуховное взаимодействие» – это
источник всей социальной жизни.
Выделял три основные социальные процесса – подражание, оппозиция и
адаптация. Особое значение придавал механизму подражания – воплощение
мирового закона повторения. Подражание является основой общественного
развития.
Большое внимание уделял разработке проблематики «психологии толпы». Толпа
– это «множество лиц, собраышихся в одном и том же определенном месте и
объединяемых чувством, верой и действием». Специфическими чертами толпы
называл иррациональность, внушаемость, преобладание чувств над мыслями,
снижение интеллектуальности, подавление и уничтожение индивидуальности.
Формирование толпы связывал с действием механизма подражания – взаимного
подражания и подражания образцам.
Тард отличал толпу от «публики», которая является не физическим, а
духовным объединением; в публике не утрачивается личностное начало,
предполагается определенный уровень индивидуального развития.
Характерно, что толпа и семья оценивались как формообрахующие элементы
общества; причем семейное начало соотносилось с деревенскими обществами, а
толпа – с городскими.
Изучал массовое общество, механизмы межличностного общения и др.
Лебон, Гюстав (1841–1931) – французский социолог, антрополог.
В своих работах раскрывал проблемы массовой психики и психологии народов.
«Душа народа» едина для всех его представителей, что связано и со
спецификой общественно-исторического процесса. Лебон поддерживал идеи
иерархии рас, влияние расовой принадлежности на психологию индивидов.
Анализируя проблемы «психики толп», отмечал ее особенности: эмоциональный
характер, зараженность общей идеей, сознание непобедимости, внушаемость,
готовность следовать за лидером. В толпе действует «закон духовного
единства толпы», подавляется индивидуальное рациональное начало.
История цивилизации: достижения культуры связаны с деятельностью элиты,
которой толпа подражает. Развитие промышленности, средств массовой
информации, рост городов приведут к тому, что общество вступит в век масс,
где будет доминировать «бессознательная деятельность толпы». Понятия массы
и толпы отождествлял. Лебон выступал противником идей демократии и
равенства; резко критиковал социализм – с властью толпы эволюционирует к
анархии и диктатуре, экономическому краху.
Канетти, Элиас – австрийский писатель.
Творчески развил традицию Ницше–Лебона–Фрейда–Ортеги-и-Гассета. По
Канетти, смерть – идеология и главный инструмент власти. Именно страх
смерти, стремление к выживанию придают динамику системе «масса – власть».
Полинная власть не может не основывваться на массовых убийствах. Не история
губит массы, а антигуманная власть. В трактате «Масса и власть» показал
значение массовых процессов в развитии государств, в формировании мировых
религий. Пришел к выводам о связи феноменов власти и массы; паранойа и
власть – два аналогичных способа реализации единой тенденции личности.
Результат исследования – политическая антропология власти», из которой
следует, что человечество обречено на бесконечное повторение сценариев
деспотизма. Однако существует положительная альтернатива: угроза гибели
человечества в ядерной войне делает бессмысленными попытки реализации
властных импульсов и ведет к выработке новых форм взаимоотношений власти и
массы.
№35. Философская антропология.
Шелер, Макс – нем философ и социолог, один из основателей филос
антропологии, аксиологии. Критически проанализировал основные подходы к
познанию человека в европейской культуре и поставил перед филос
антропологией задачу постижения человека во всей полноте его бытия. Филос
антропология призвана соединить в себе конкретно-научное, предметное
изучение различных сфер человеческого бытия с целостным филос пониманием
сущности человека и критическим переосмыслением филос традиций. Шелер
утверждал, что в человеке природа приходит к концентрированному, высшему
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10