Шпаргалки по философии для магистранта БГУ

целые эпохи.

Белл вводит в концепию так называемый «осевой принцип». Различные общества

развиваются в контексте определенной стержневой линии. Исторический процесс

можно рассматривать как смену форм собственности и соответствующих им

общественных формаций («феодализм», «капитализм», «социализм»). Если же за

«ось» принять статус и роль человеческих знаний, то социальная эволюция

такова: доиндустриальное – индустриальное – постиндустриальное общество.

Символ постиндустриального общества – компьютер.

В постиндустриальную эпоху знание выступает источником богатства и власти,

поэтому решающим средством упоравления выступают уже не машинные, а

интеллектуальные технологии. В ХХI веке определяющее значение будет иметь

становление системы коммуникаций. Для понимания «телекоммуникационной

революции» важны три аспекта:

1) переход от индустриального к «сервисному» обществу (Фурастье: развитие

«цивилизации услуг»);

2) первостепенное значение кодифицированного теоретического знания для

осуществления технологических нововведений;

3) превращение новой интелектуальной технологии в инструмент системного

анализа и теории принятия решений.

«Информационное общество» в силу нарастающих культурных протитворечий

может оказаться перед опасностью еще более глубокого разрыва между

культурной и социальной жизнью. Для искоренения экономической

нестабильности – рыночная система.

Базовая концепция Белла вызвала возникновение двух течений:

1) радикальное; ориентир - европейская модель постиндустриализма

(Фурастье, Турен); 2) либеральное; ориентир - американская модель

(Гелбрейт, Тоффлер).

Ж.Фурастье – представитель радикального напраления развития концепции

постиндустриального общества, ориентированное на европейский вариант

постиндустриализма как образчик. Трактует постиндустриальное общество,

исходя из идеи о техническом детерминизме, как общество выравнивания и

стабилизации экономики. Характерный тип мышления – свободный, то есть

неограниченный ни со стороны до-рациональной аффективности (эмоциональном

способе) до-индустриального общества, ни со стороны преувеличенного

конструктивизма, присущего индустриальному обществу.

Технократизм

Гэлбрейт: по мере нарастания могущества индустирализма и повышения роли

специалистов в управлении экономикой и другими сферами общественной жизни в

индустриальном обществе пролисходит отделение собственности от процесса

управления, а реальная власть переходит к «техноструктуре» – специфической

социальной организации, состоящей из совокупности ученых, инженеров и

техников, специалистов по реализации, торговле, рекламе, экспертов в

области отношений с общественностью.

№4. Культура, как способ человеческого существования.

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения

в природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности. В дальнейшем слово

"культура" получило более обобщенное значение, и им стали называть все

созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,

включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого

человека в значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является

очевидным. Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных

ценностей, мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к

человеку. Культура представляет собой меру человеческого в человеке,

характеристику развития человека как общественного существа. Идея культуры

выражала степень развития разумного начала, поступательного исторического

развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве, морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума. Немецкая

классическая философия рассматривала культуру как процесс морального

(Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания. B XIX в.

завершается формирование "классической" модели культуры. В этой модели

человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое существо,

развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую

интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема

воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых

условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития

человека.

В XX в. обнаружилось, что в рамках классической модели культуры не удается

преодолеть трудности рационалистического познания культуры, что привело к

росту иррационалистических тенденций. Все это (контакты с неевропейскими

культурами, кризис колониализма, углубление исследований сущности культуры)

привело к появлению других моделей культуры. Неклассическая (модернистская)

модель ориентирована на повседневную жизнь человека. Для нее характерны

пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира, приоритет личного перед

общественным в жизни человека. Постмодернистская модель – скептическое

отстранение от установки преобразования мира, мир не только не поддается

человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы.

Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода

она рассматривается как способ организации и развития человеческой

деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и

духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях. Существует

множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм

деятельности общественного человека. Единство мира культуры определяется

целостностью последнего, действующего, как целостное существо. Культура не

существует вне своего живого носителя – человека.

3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация.

Естественные и культурные предпосылки бытия человека. Понятие культуры.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Проблема соотношения природного и социального в философии.

Познание в контексте чел существования. Субъект и объект познания.

Субъект познания --- это источник целенаправленной активности, носитель

предметно-практической деятельности, оценки и познания. Нечто типа сознания

в чистом виде. Суб поз может быть индивид, коллектив, соц группа, общество

в целом. Компьютеры или приборы могут входить как часть суб , а могут быть

предметом, которым пользуется субъект. Суб наделен сознанием, ощущениями,

восприятием, способностью оперировать образами, действует в процессе

практики как реальная сила, изменяющая мат системы. общество есть

универсальный суб поз. Объект --- это то, на что нацелена предметно-

практическая, оценочная и познавательная деятельность суб. Есть системы,

пока не ставшие об поз, поэтому об реальность не совп с об поз. Суб поз

может выступать и как об поз, причем в качестве об может выступать и

духовное, например, сознание есть об для психолога. В новой науке субъект

вторгается в объект, грань между ними сливается. Принцип неопределенности

Гейзенберга, невозможность познать об без его изменения. Важную роль играют

условия познания, они опосредуют отношения об и суб. В идеалист трактовке

есть сущ-ние всемирного суб, которому приписывается все творческое начало.

У Канта суб сводится исключительно к чел сознанию, которое понимается как

чистая деятельность. Знание, добытое отд индивидом, отчуждается в процессе

его фиксации в некоторых символьных средствах, языке. Тогда оно становится

принадлежащим всем, всеобщим. Оно само может выступить об поз. активная,

направленная на об деятельность субъекта есть необходимая предпосылка

выступ предмета об поз. Познание есть активное воспроизведение внешнего

мира суб. Например, камень воспринимается чел и геологом по-разному.

восприятие снега жителями севера и юга. На предмет накладывается пред

опыт.

Наука, как специализиров форма познавате деятельности. Особенности научного

познания.

Научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете,

необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого

различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей

научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно

организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда

продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее

компонентами. Предметная структура деятельности - взаимодействие средств

с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря

осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект

деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего

для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны

средства могут быть представленны в качестве скуственных органов

чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве

естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами.

Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями.

Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та или иная деятельность”

Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело

с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции

предметной деятельности выступают фрагенты природы, а если в функции ее

предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной

практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой

точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического

действия.

Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты