Шпоры по философии

историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся

вместе с ней.

Функции философии.

Познавательная – новые взаимосвязи м/у движ., временем, пространством,

новые знания о законах с общ.

Мировоззренческая – взгляд на мир в целом, положение чел в этом мире.

Воспитательная – этика, эстетика

Коммуникативная Объединительная - объедин. науки воедино

Методологическая - законы Д общие или всеобщие, а науки единичны

Идеологическая - взгляд на чел общество с точки зрения господств. класса

или соц. группы.

9. Античная философия. Проблема первоосновы бытия

Социально-экономические изменения, происходившие в 7-6 веках до н.э., вели

к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида

выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была

философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции,

углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и

верований, а с другой, пыталась найти фундамент, на котором можно было бы

возвести новое здание, новый тип культуры.

Основные черты античной философии

1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос,

особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы,

космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками ("физис" -

природа). Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии,

которая была "религией" природы, её обожествлением. Важнейшая проблема

древнефеческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология

отвечала на вопрос "кто родил космос, то философия - "из чего он произошёл?

2. С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и

началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и

антологизм.

Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по

себе, независимо от мышления, воли и желания человека;

Антологизм. Антология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно

существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только

значится существующим;

3. Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое.

Его начало (Гераклит - огонь, Даллес - вода. Демокрит - атом, Платон -

идея), неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы,

испытывая всевозможные превращения.

10. Учение о бытии Парменида

Понятие «бытие» введено греч. Философом Парменидом. Он утверждал, что

истинное бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно

неподвижно. Все заполнено бытием, поэтому пустоты (небытия) нет, а раз так,

то и движения нет. Это истинное бытие является первоосновой мира, благодаря

ему существует мир чувственного бытия, в котором живет человек. Человек

познает мир в котором живет, опираясь на чувственный опыт. Истинный же мир

бытия познается только мыслью о умопостигаемом. Таким образам парменид

разделил мир на 2 составляющих: 1. мир божественных, вечных сущностей; 2.

Низший мир конечных смертных вещей.

11. Атомистическое учение Демокрита

Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей

абсолютной плотности, исключительной малости и отсутствия в них пустых

промежутков. Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу: одни

шероховатые, другие круглые, третьи угловатые и крючковатые. Душа человека,

по Демокриту, тоже состоит из атомов, но только более подвижных, мелких и

круглых. Атомы и пустота - единственная реальность; соединение атомов

образует всё многообразие природы, в том числе и человеческую душу. Таким

образом, Демокрит первый в истории античной философии преодолел

противопоставление материи и духа, удерживая единую, универсальную природу

материи и мышления. Именно по этому с именем Демокрита и связывается в

истории философии зарождение материализма как собственно философской

доктрины. Атомистическая теория объясняла явления природы естественными

причинами и тем самым освобождала людей от мифологического страха перед

таинственными, сверхъестественными силами. Демокрит учил, что мир не создан

богами, а существует вечно, что в нём всё движется и превращается из одного

состояния в другое благодаря соединению и разъединению атомов, все явления

подчинены в нём причинным связям. Демокрит не допускал внешнего по

отношению к материи источника движения.

12. Платон. Учение об абсолютных идеях

Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими

тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру. Платон

говорит: «Мир это не просто телесный космос, и отдельные предметы и

явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с

человеческим». По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается

видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет

собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто

среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии.

Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто

идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды

или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это

смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь:

они обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им

свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы,

парадигмы (от греч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и

текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал

идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины,

заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения

координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она

своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название

Разума и Божества. Платон доказывает существование Бога чувством нашего

сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Платон

говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и

красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находится в

человеческом теле, как узник в темнице.

Платон противопоставляет идеализм материализму древних философов, которые

«смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей»,

душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты утверждают, что

«первоначало есть душа, а не огонь, и не воздух»; «душа правит всем, что

есть на земле и на небе с помощью своих собственных движений, названия

которым следующие: желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное

мнение, радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть». Идеи

являются причинами движения и существования вещей.

13. «Государство» Платона как социальная утопия

Утопия – место, которого не существует. В своих трудах Платон описывал то

идеальное государство, которого быть не может. Государство Платона это

большой космос, где все находится в порядке, оно объединяет людей в одно

целое. Во главе этого государства философы – носители истин. Философы пишут

законы, в которых роль человека ничтожна мала, в них преобладает роль

государства в целом. Даже судьба семьи в этом государстве решается

философами. Они решают кто на ком женится. После рождения ребенка, его

отделяют от семьи, и воспитывают отдельно, в результате чего ребенок

считает своей семьей государство. Существует 3 класса людей: философы,

войны и крестьяне (ремесленники). Каждый класс людей обладает своими

качествами: философы – разумом (их дело состоит в том чтобы писать законы);

войны – благородством (служить государству и охранять его от внешних и

внутренних врагов); крестьяне или ремесленники – обладают материальными

потребностями. Только этому классу позволено иметь золото или серебро, так

как деньги развращают человека, а в случае крестьян, они являются стимулом

работы. Остальные же классы находятся на государственном обеспечении. Все

расписано в этом государстве, даже догу жителе. Запрещается слушать музыку

писсимистического характера. В свободное время люди должны водить хороводы

распевая веселые песни, славящие государство

14. Философия Аристотеля

Аристотель был учеником Платона, но по ряду принципиальных вопросов

расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв

между миром чувственных вещей и миром идей. Признавая объективное

существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и

неуничтожимой. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты

в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого,

энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой

грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в

его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания

объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной,

несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не

может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по

себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь

возможность возникновения действительного многообразия вещей. Аристотель

разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была

«сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь

к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными

только три категории: сущность, состояние, отношение.По утверждению

Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно

обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из

понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так

называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая

причина движения, начало всех начал. Аристотель дал анализ различных

«частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а

от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию,

а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и

познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о

душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего».

Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа

вечна и бессмертна. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие.

Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать

форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же

усматривает общее в единичном. Он разработал теорию мышления и его формы,

понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является

основоположником логики.

15. Средневековая философия. Основные идеи и принципы

Для эпохи средневековья характерно религиозное осмысление мира. Культура

средневековья теоцентрична. В средневековом «стиле социально-культурного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты