поведения» приемлемыми стали теологические ценности, которые приобрели
статус общечеловеческих. Западноевропейское средневековье в качестве
официальной доктрины избрало христианство, независимые от него
представления жестоко карались. Активность человеческого духа была обращена
к проблемам бытия Божьего и направлена на поиск спасения души. В средние
века теология рассматривалась в направлении усвоения греческих моделей. Бог
рассматривался как идея абсолютного Блага, абсолютной истины, как чистое
бытие. Однако в самой религии велись непрекращающиеся споры относительно
толкования отдельных догматов. Местные и вселенские соборы принимали
решения и контр-решения, разносились анафемы в адрес инакомыслящих.
Религиозный фанатизм стал отличительной чертой развития религии и философии
в средние века. Тертуллиан – все сущее есть тело, следовательно, и Бог
должен быть принят как «тело, которое, впрочем, есть дух» Требует
представить душу человека такой какой она является в видении, т.е. как
прозрачное святящееся тело. Вещественность души свидетельствует о ее
материальном происхождении: она не вселяется в тело извне, а зарождается в
теле от спермы. Абеляр – предлагал: сначала с помощью разума исследовать
религиозные истины, а затем судить, заслуживают ли они веры или нет.
Стремился к четкому разграничению между верой и знанием. Принцип:
«Понимать, чтобы верить»
16. Понятие Бытие как основополагающее современной философии
Бытие - интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира,
через его существование. Таким образом понятие бытия отвлекается от
конкретных характеристик предметов, кроме одной их черты - их
существования. Это задаёт миру исходную целостность и делает его объектом
философского размышления.Один из первых вопросов, возникающих на пути
философского осмысления мира - вопрос о многообразии способов и форм бытия.
XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с
историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. А такая
философская школа, как неопозитивизм, вообще истолковала проблему бытия в
философии как псевдопроблему, полагая, что прежняя наука о бытии - есть
предмет частных наук, но не философии.Рассмотрением вопросов, касающихся
проблем бытия и небытия, существования и несуществования, а также
выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством - качеством
быть, существовать, занимается особая наука - онтология. Это отдельная
область философских знаний. Термин "онтология" означает "учение о сущем". В
философии он употребляется с XVII века.
17. Материалистическая философия. Общая характеристика
Это философия, которая воспринимает мир как движущуюся материю. Эта материя
ни кем не создана и неуничтожима, она находится в постоянном движении.
Существует такой вопрос как: «что первично идея или материя», на который
философ материалист ответит что материя, так как материалисты не признают
идеологию для них материя первооснова бытия. Материя характеризуется
движение, точнее это ее атрибут. Без движения не существует материи.
Формами материи являются пространство и время. Еще один очень важный аспект
то что материалистическая философия атеистична. Материалисты воспринимают
религию как ложную форму познания действительности. В конечной форме
материалистическая философия представлена Марксом и Энгельсом в
диалектическом материализме.
18. Движение как способ существования материи
ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это
атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно
пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение
неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была высказана англ.
материалистом ТОЛАНГОМ: «материя не существует без движения, движение - без
материи». Движение есть единственный способ существования материи.
Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников
метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае,
движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под
воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование
абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный
покой. Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией,
характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен,
потому, что при неизменности координат данного тела в системе , связанной с
каким - либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои
координаты в системах, связанных с другими телами. (Механистический
аспект). С другой стороны, покой относителен в том плане, что в состоянии
этого относительного покоя происходят изменения разноуровнего характера (
движение частиц и т.д.) В виде относительного покоя мы можем
характеризовать наличие в рамках действительности, относительной
устойчивости, позволяющей телам на протяжении определенного времени
сохранятся как телам ( сохранять качественную определенность).
Качественно различным видам материи соответствуют свои особые, качественно
различающиеся между собой формы движения.
Наиболее приемлемыми и общепризнанными формами движения являются:
*Механическая форма движения (изменения, обусловленные содержанием
механики)
*Физическая форма ( типа расширения металла и др.)
*Химическая форма движения ( мобильность молекул, движение и изменение хим
связей)
*Биологическая ( рост растений организмов)
*Социальная (реформы, процессы воспитания, политические передряги)
В последнее время некоторые пытаются включить сюда еще другие формы.
19.20. Пространство и время как атрибут материи
Пространство и время: общие формы существования материи. Пространство -
совокупность отношений, выражающих координацию объектов,
взаиморасположение, относительную величину. Пространство трёхмерно,
изотропно, однородно.
Время - совокупность отношений, выражающее координацию явлений, их
последовательность и длительность. Время одномерно, однородно, необратимо.
В науке сложились две концепции в понимании пространства и времени:
• Субстанциональная: пространство и время самостоятельны, существующие
наряду с материей, как её пустые вместилища. Пространство - чистая
протяжённость; Время -чистая длительность (Демокрит, Ньютон);
• Рельявистская: пространство и время - формы существования материальных
объектов.Пространство выражает существование объектов; время –
последовательность состояний (Аристотель, Лейбниц);
• Классическая физика; пространство и время существуют сами по себе,
независимо от движущейся материи и друг друга. Пространство - вместилище;
время – чистая длительность;
В истории философии и человеческой культуры сложились также две основные
концепции осмысления порядка и направленности времени: динамическая и
статическая. Динамическая концепция времени восходит к утверждению
Гераклита: "Все течет, все изменяется". Она признает объективную реальность
временных процессов вообще
и течения времени в частности. С точки зрения данной концепции, подлинным
бытием обладают лишь события настоящего. Прошлое Существует в
воспоминаниях, события будущего - неизвестно, будут ли еще существовать.
Только в момент настоящего возможные события на основе прошлых причин
приходят в реальное бытие, затем они уходят в прошлое, оставляя лишь след в
настоящем. Аристотель сформулировал парадокс времени, который затем был
дополнен Августином Блаженным. По утверждению Аристотеля, прошлое не
существует уже, будущее не существует еще, следовательно, актуально
существует лишь настоящее. Если предположить, что само настоящее
стягивается в лишенное длительности мгновение, то согласно Августину,
настоящее тоже не существует. Таким образом, оказывается, что время 'вообще
не обладает реальностью. Другая концепция - статическая - не отрицая
наличия объективных временных процессов, отрицает разделение времени на
прошлое, настоящее и будущее. В ней признается объективным временное
отношение "раньше - позже". Основными свойствами пространства и времени
являются бесконечность и неисчерпаемость пространства и времени,
трехмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени.
Всеобщность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая
все структуры универсума.
21. Сознание как высшая форма отражения действительности
Отражение - уникальное свойство мира. Любой процесс в момент
взаимодействия с другим процессом порождает отражение, как например следы
на песке или отражение в зеркале. Сознание занимает самую высшую ступень
формы отражения действительности. Испокон веков философы стремятся дать
определение сознанию, но по сей день нет универсального определения которое
было бы окончательным, абсолютным. Потому что сознание лишь приоткрыло
тайну человеку, но это не значит, что он до конца постиг природу сознания.
Сознание характеризуется еще тем что оно способно к саморефлексии, мысль
сознания о себе самом (я не просто мыслю, а я знаю что я мыслю – факт
самосознания). Далее возникает вопрос: А откуда вообще берется сознание?
Оно дано человеку от рождения? Или приходит с первым вздохом (криком)
ребенка? Нет. Сознание по своей природе социально, и формируется в процессе
воспитания (социализации). Сознание можно разделить на виды: индивидуальное
сознание, групповое, коллективное, общественное. Каждая ступень организации
порождает свой вид сознания, но общественное сознание не есть сумма
индивидуальных. Оно иное по своей природе, оно вырабатывает формы, которые
становятся достоянием всех и каждого. Общественное сознание также
представлено различными формами: политика (отражено отношение правящей
элиты к тем проблемам, которые имеются), религия (отражено отношение
определенной части общества к миру с позиции религиозное веры).
22. Общественное сознание и его уровни: обыденны и теоретически
Существующее в обществе длительное время разделение труда, которое связано
с разными уровнями отражения людьми их деятельности, приводит к делению
общественного сознания на два уровня — теоретический и обыденный. Впервые
такое деление появляется в рабовладельческом обществе, когда производством
идей, выработкой представлений и норм начинают заниматься особые группы
людей (попы, идеологи, учёные и др.). С развитием общества развиваются и
уровни общественного сознания, однако между ними сохраняется существенное
различие. Теоретическое сознание является продуктом сознательного
творчества и по определённой логике систематизированно выражает то или иное
понимание природных или социальных явлений, формирует требования, задачи и
цели деятельности. Обыденное сознание не является результатом специальной
деятельности, оно отражает бытие через повседневный, практический опыт
людей. «Обыденное сознание, — пишет В. С. Буянов, — это такой уровень
сознания (и общественного, и индивидуального), для которого во многом
характерно сравнительно неглубокое проникновение в суть явлений природного