Шпоры по философии

существование.

29. Природа и общество проблема взаимодействия

В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий

существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и

человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми

узами. Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества,

происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену

первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между

человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.

Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в

том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей

степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в

развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек

подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся

зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических

проблемах. Даже если к примеру выключить электричество в городе(которое

появилось в человеческом обществе нет так давно), то не известно сколько

человеческих смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития

отношений между природой и обществом относился к природе главным образом

как кладовке нужных материалов и материальных благ. Но остро вопрос о

регенерации природы встал в нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана

покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.

30. Натуралистический подход к познанию общества

Исходит из того что общество есть некий феномен природы, т.е фаза

природного развития. Общество это часть природы, отделившаяся от него. Но и

отделившись от него остается подвержена тем природным закономерностям,

которые в мире природы существуют и прежде всего космическим. Одни говорят:

общество определяется географическим положением региона, климатом этого

региона, народом который является природным телом, населяющим данный

регион. Другие утверждают, что природу общества нужно изучать с позиции

социобиологии. Это говорит о том, что природа определяет человеческое

общество так, как оно природой было сформировано (рождено). В этом

социобиологи большой акцент делают на расовом делении человеческого

общества, на расово-генетических типах, на неравенстве человеческих рас.

Например выделяя 4 расы: белую, черную, желтую и красную. Социобиологи

начинают свои построения делать в результате которых, возникают идеи

нардической расы. Или в противовес ей идея избранного народа: богом

избранного народа – Израиль. Или японцы которые считают что ими правит

Микадо, сын солнца. Т.е. натуралистический подход позволяет нам выявить те

природные основания, без которых человеческое общество существовать не

может, но его недостаток заключается в том, что он придает абсолютный

характер этим природным зависимостям, абсолютизирует их и не хочет видеть

другие факторы.

31. Идеалистический подход к познанию общества

Идеалистический подход, объясняя общественное устройство, акцент делает ни

на природных условиях, ни на материальном производстве, ни на экономическом

факторе. Первое на что обращают внимание сторонники идеалистического

подхода это роль идеи в жизни человеческого общества. Благодаря этим идеям

считают они, человеческое общество объединяется в единое целое,

сплачивается и существует достаточно долго. Среди этих идей в современной

социологии и философии внимание привлекают, прежде всего идеи связанные с

любым религиозным вероучением, и такие идеократические государства, которые

в XX в. получили название «тоталитарные» , где государственная идея

выступает основополагающим фактором в формировании данного общества и

государства. Во главе таких государств обычно стоят люди отмеченные, как

они считают, печатью избранности. А если это представители религиозных идей

какой-то религии, он приобретает роль духовного религиозного лидера (отца

нации). Ну а что касается тотатлитаризма, то здесь 2 крайних формы фашизм и

коммунизм.

32. Материалистический подход к познанию общества

Это в основном подход Маркса и Энгельса, их материалистическое толкование

истории. Они считают, что в основании истории человеческой, любого общества

и любого государства лежит материальный способ производства. В процессе

производства люди осуществляют производство материальных благ, которые

служат удовлетворению человеческих потребностей. Каждая историческая эпоха

характеризуется не тем что производится, а тем как производится. Отсюда

эпохи сменяются эпохами, первобытность уступила место рабовладению,

рабовладение феодализму, феодализм капитализму, капитализм социализму, так

как менялся способ материального производства. Таким образом, экономический

фактор (материальный, производственный фактор) является определяющим в

жизни чел общества. А государство это политическая и правовая надстройка,

которая надстраивается на этом базисе, который формируется в виде

совокупности производственных или экономических отношений. Отношения

собственности, производства, обмена, распределения и потребления

материальных благ. Вся эта совокупность производственных и экономических

отношений называется экономическим базисом общества, а на этом базисе, как

на фундаменте, строится соответствующее этому базису – государство.

33. Элементы и типы человеческой деятельности

Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного

отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное

осмысление, изменение и преобразование данного мира. Это содержание

реализуется основными структурными элементами деятельности, которые имеются

уже в простейшем индивидуальном социальном действии.

Первым, необходимым элементом всякой деятельности является человек. Он

выступает в качестве активной стороны, субъекта социальной деятельности.

Его деятельность направлена на те или иные объекты, в качестве которых

выступают в некоторых случаях люди (деятельность врача, учителя), но чаще

всегда объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы. Первая

подгруппа - это все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую

среду с целью ее приспособления к своим потребностям - орудия и средства,

производства. Вторая подгруппа - это средства, необходимые для человеческой

деятельности, но не имеющие вещественного характера. Это язык жестов,

звуковая и письменная речь, информация, заключенная в ее различных

носителях - магнитных лентах, дискетах, книгах, картинах, т.е. символы и

знаки, которые воздействуют на сознание человека и обеспечивают

целенаправленность индивидуальной деятельности, а также согласованность

коллективной деятельности. Еще одним элементом необходимым для всякого

социального действия, являются связи и отношения между основными факторами

такого действия. Устойчивые, многократно повторяющиеся связи между людьми,

вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне индивидуального

действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют

исключительно важное значение для общественной жизни. Таким образом,

существуют четыре. элемента всякой человеческой деятельности - люди,

физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного

воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности,

образующие основную, базовую структуру в многоплановой общественной

системе, Соответственно четырем основным элементам простейшего социального

действия выделяются четыре типа или, сферы, области общественной

деятельности, материальная, духовная, регулятивная, или управленческая;

деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной или социальной в

узком смысле слова. Материальное производство призвано создавать

определенные вещи .необходимые для удовлетворения потребностей людей

поддержания их активности в любой сфере. Складывающиеся в производственной

сфере социальные отношения традиционно отличались особой степенью

напряженности и конфликтностью.

В процессе духовного производства производятся идеи, образы, научные и

художественные ценности, которые так или иначе материализуются в физических

вещах, носителях этих духовных ценностей - книгах, картинах, скульптурах. В

процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его

многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностного сознания,

определяя значение тех или иных явлений для людей, глубже познает самого

себя и свой духовный мир. Благодаря полученным знаниям совершенствуются все

формы деятельности. Специфической задачей регулятивной, или управленческой,

деятельности, т.е. деятельности различного рода администраторов,

"управляющих, политиков, является поддержание связей между людьми ,

регулирование их деятельности и общественных отношений. Для "поддержания

наиболее важных и необходимых социальных связей формируются

специализированные виды регулятивной деятельности и соответствующие им

организации, деятельность которых направлена на обеспечение

согласованности, упорядоченности различных сфер "'общественной

деятельности. Содержание социальной деятельности в узком смысле слова или

деятельности по обслуживанию людей составляет создание предпосылок жизни,

воспроизводства, активности людей. Общество включается в этот процесс через

школы и вузы, создает систему здравоохранения и культурного отдыха. Сфера

обслуживания является одной из самых динамичных в современном обществе.

34. Экономическая подсистема общества

Экономическая подсистема представляет собой совокупность форм

производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Каждое

общество располагает необходимыми для его существования и развития

природными благами. Однако общественное богатство создается трудом

человека. Сохранение и использование созданного предшествующими

поколениями достояния и развитие производительных сил общества приводит

к росту общественного богатства, в результате чего возникает институт

собственности как важнейший инструмент и стимул общественного производства.

Отношения собственности, первоначально опирающиеся на право силы, авторитет

и обычай в дальнейшем приобретают юридическую форму. В развитом виде

собственность означает право владения, распоряжения и использования

некоторой доли общественного богатства. Она существовала и существует в

различных формах, что решающим образом определяет и саму форму

общественного производства. Экономическая система включает в себя

материальное и духовное производство и производство материальных и духовных

услуг. Важнейшими факторами производства являются работники, их труд и

средства производства + предметы и средства труда. Совокупность материально-

технических средств производства и людей, способных приводить их в

действие, составляет производственные силы общества.

35. Политическая подсистема общества

Под политической системой понимается совокупность государственных и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты