Шпоры по философии

политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих

политические отношения в обществе. Центральным элементом политической

системы является государство. Основными признаками государства являются:

1) публичная власть, обособленная от общества. Власть – это возможность

одного субъекта - властителя отдавать приказы подвластным ей гражданам

осуществлять контроль за их исполнением и применять санкции по отношению к

людям, уклоняющимся от их исполнения;

2) суверенитет, т. е. полнота верховной власти на территории своей страны и

независимость во внешнеполитическом плане; территория, на которой

распространены законы и полномочия власти;

4) исключительное право на создание законов и норм обязательных для всего

населения;

5) право на взимание налогов с населения, для содержания государственных

служащих, армии, органов принуждения.

Форма государства определяется формой правления, т.е. способом организации

власти и формой государственного устройства. По формам правления

различаются монархия и республика. В монархии власть принадлежит_одному

лицу,глава государ ства получает свою власть по наследству. Различаются

абсолютные монархии, где глава государства не ограничен никакими

конституционными нормами, и Институционные монархии, где полномочии монарха

ограничены конституцией. В республике источником власти является народ,

который избирает высшие органы государства. Различаются парламентская,

президенская и смешанная республики. Парламентская республика предполагает

формирование правительства по принципу Парламентского большинства -

партия, составляющая большинство в "парламенте, формирует из "своего

состава правительство, подотчетное парламенту.В президентской республике

главой государства и правительства является президент. В смешанной, или

полупрезидентской, республике сочетается сильная президентская власть с

эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

По форме государственного устройства государства делятся на унитарные,

федеративные и конфедеративные. Унитарным является единое, политически

однородное государство, административные единицы которого не о6ладают

собственной государственностью. Федерация - это союз государств, имеющих

собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

Их "самостоятельность ограничена пределами, обусловленными распределением

компетенции между центром и уходящими в состав федерации субъектами.

Конфедерация - это постоянный союз самостоятельных государств для

осуществления конкретных совместных целей.

36. Социальная подсистема общества

Социальная структура любого общества в определенный период его истории

характеризуется совокупностью конкретно-исторических социальных общностей и

групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждении,

регулирующих эти отношения. Важнейшим элементом социальной структуры

являются социальные общности и группы. Они представляют собой более или

менее целостные обьединения людей, отличающиеся наличием общих социальных

признаков, таких как общие для группы потребности и интересы, ценности и

нормы, образ жизни, место в общественном разделении труда и связанные с

ними роли. Общественная жизнь протекает в рамках некоторых конкретно-

исторических коллективов людей, которые складываются на основе общностей

хозяйства, территории, языка, обычаев, традиций, верований, ритуалов и

образуют различные виды этнических общностей. Основными формами таких

общностей выступают род, племя, народность, нация. Социальной структуре

общества значительное место занимают сословия и классы. Сословия – это

социальные группы, возникшие в доиндустриальных обществах и различающиеся

юридическими или "основанными на обычаях и передаваемыми по наследству

правами и обязанностями. Классы - это большие группы людей, различающиеся

по экономическому, политическому, социально-психологическому статусу.

37. Человек. Биологическое и социальное в их единстве.

В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке

высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами:

концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или

натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных,

биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в

которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его

социальных отношений, их пассивное порождение. К биологизаторским

концепциям относится расизм. Вопрос о научной несостоятельности

биологизаторских концепций должен рассматриваться в плане претензий не

только на описание того, что есть человек, но и на обоснование определенной

программы социальных действий. Для философского осмысления тех опасностей,

которые таят в себе социологизаторские трактовки человека, очень многое

дает популярный в нашем столетии жанр антиутопий литературы, описывающей

вымышленное общество, в котором господствует примитивный, одномерный

социальный идеал. Человек и общество неразрывно. Сознание и мышление

человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются

вторичными по отношению к его общественному бытию. Вместе с тем необходимо

отметить, что в нашей философии ,да и в конкретных науках, изучающих

человека, на протяжении длительного времени господствовали упрощенные,

односторонние интерпретации марксистского учения о человеке: подчеркивались

лишь его социальные характеристики, а всякие попытки разговора о биологии

человека жестоко пресекались.

Конец формы

38. Представление о человеке в античности, средневековье и нов времени

Античность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному

космосу. Индивид в античной философии – часть мироздания, поэтому все его

проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе. В средневековой

философии человек редуцируется до объекта спасения. Цель его бытия –

спасение души и соединение с богом. Отношения с миром и другими людьми

имеют смысл только в качестве средств восхождения в царство божье. Желание

личности стать самостоятельной и свободной однозначно трактуется как

греховное. Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности,

создала свой идеал свободной и гармоничной личности. В философии этого

времени на первый план выходит тема жизни и деятельности человека в мире

ради достижения счастья. Возрожденческое мышление апеллирует к человеку как

к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. Личность

предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях

свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг. В философии

Нового времени и Просвещения человек рассматривается как субъект

рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности,

целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта. Разум

утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он

может обрести свободу и счастье, выступает источником и предпосылкой

остальных характеристик личности. Новое время и Просвещение рассматривают

человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан – в

нем нет тайны. Классическая философия XVII – XVIII в. Так и не создала

идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку апеллировала не

столько к самой личности, сколько к надличностной силе – разуму, способному

преобразовать природу человека.

39. Смысл человеческой жизни и проблема бессмертия в философии

Как писал французский философ Камю, есть только один фундаментальный

философский вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой. Каждая

философская система, обосновывая определенные ценности, предлагает свою

версию ответа на вопрос о цели и смысле жизни. Проблема смысла жизни

возникает из осознания человеком своей смертности. Человек – единственное

существо которое знает о границах своего существования. На фоне смерти

ценность жизни и ответственность за нее осознается еще более отчетливо.

Философия не занимается умозрительным конструированием смысла жизни, но она

обнаруживает эту проблему и предлагает спектр ее решений. Все многообразие

ответов на вопрос о смысле жизни можно объединить в 2 группы: Религиозные и

светские версии. Религия и религиозная философия связывают смысл

индивидуального бытия с богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в

потустороннем мире. ИЗ обещания вечной жизни выводится абсолютность

нравственных постулатов, поскольку их нарушение обрекает человека на вечные

страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служении богу, выполнении

религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Земная жизнь

сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку в качестве

испытания. Для того кто выдержит испытание, уготовано бессмертие в

потустороннем. Религиозная цель жизни спасение бессмертной души. Светская

философия отрицает идею бога , отказывается от поиска смысла в

потустороннем, но при этом либо подчиняет индивидуальную жизнь

надличностным, внечеловеческим целям, либо пытается обнаружить смысл в

самой жизни. Например, смысл индивидуальной жизни может напрямую выводиться

из общего исторического смысла и подчинять жизнь личности задачам общества.

Такой ответ о смысле жизни дает Платон, Гегель, марксисты и др. С другой

стороны, экзистенциалисты и персоналисты настаивают на первичности

индивидуального бытия, ищут смысл жизни в ней самой. По мнению их

философов, человек сам хозяин своей судьбы, его сознание и воля позволяют

обрести твердую основу без обращения к надличностным и потусторонним силам.

Как выразил эту мысль Камю, «либо мы не свободны, и ответ за зло лежит на

всемогущем боге, либо мы свободны и ответственны, а бог не всемогущ».

40. Культура и цивилизация. Единства и различия

Культура – специфический способ организации и развития человеческой

жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного

труда. Термин "цивилизация" используется в различных смыслах. Во-первых

цивилизация предстает как историческая ступень в развитии человечества,

которая началась после варварства и характеризуется образованием классов,

государства урбанизацией и возникновением письменности. Цивилизация

определяет характер и направленность жизненного существования людей, их

социальности. Значимость социальных норм 'Вызывала необходимость

формирования соответствующих способов их передачи - средств коммуникации и

институтов их подкрепления. В настоящее время в большинстве словарей термин

"цивилизация" рассматривается как синоним понятия "культура". В широком

смысле под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных

достижений общества в его историческом развитии, а в узком смысле только

материальная культура. В то же время еще в XIX в., прежде всего, в странах

германского языка, понятие "культура" противопоставлялось понятию

"цивилизация". Уже у И. Канта намечается различие между этими понятиями. О.

Шпенглер абсолютизировал это различие, определив цивилизацию как момент

развитии культуры. На анализе огромного фактического материала он пришел к

выводу , что в историй человечества существовало и существует множество

самобытных и эквивалентных по значимости культур, каждая из которых

завершает пройденный ею жизненный цикл стадией омертвения, которую О.

Шпенглер называет цивилизацией. В концепциях О. Шпенглера, А. Тойнби, П.

Сорокина и многих других цивилизация определяется как этап вырождения

культуры, как царство технико-механических элементов, вытесняющих

органически жизненное начало, концентрирующееся в культуре. Важный вклад в

понимание сущности цивилизации был внесен этнографическими исследованиями

XIX - XX вв., раскрывшими огромное богатство и многообразие духовного мира,

быта, обычаев, экономики и культуры различных народов. Один из известных

этнографов XIX в. Э. Тайлор отождествил культуру и цивилизацию, полагая,

что оба эти понятия обозначают весь комплекс знании, верований, морально-

этических концепций, юридических установлений, привычек и практических

навыков, приобретаемых людьми в ходе истории. Многие исследователи сходятся

в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку

мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура

является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и

являясь символом его духовного богатства. Цивилизация и культура едины, они

не существуют друг без друга. Цивилизация создает предпосылки культурного

процесса, регламентирует его. В свою очередь, культура создает условия

развития цивилизации, являясь творчеством нового. Но культура и цивилизация

не тождественны друг другу. Культура есть свободная деятельность,

предполагающая воплощение, реализацию социальных норм, предписываемых

цивилизацией. Она составляет ценностное достояние общества,_сово купность

материальных и духовных благ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты