политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих
политические отношения в обществе. Центральным элементом политической
системы является государство. Основными признаками государства являются:
1) публичная власть, обособленная от общества. Власть – это возможность
одного субъекта - властителя отдавать приказы подвластным ей гражданам
осуществлять контроль за их исполнением и применять санкции по отношению к
людям, уклоняющимся от их исполнения;
2) суверенитет, т. е. полнота верховной власти на территории своей страны и
независимость во внешнеполитическом плане; территория, на которой
распространены законы и полномочия власти;
4) исключительное право на создание законов и норм обязательных для всего
населения;
5) право на взимание налогов с населения, для содержания государственных
служащих, армии, органов принуждения.
Форма государства определяется формой правления, т.е. способом организации
власти и формой государственного устройства. По формам правления
различаются монархия и республика. В монархии власть принадлежит_одному
лицу,глава государ ства получает свою власть по наследству. Различаются
абсолютные монархии, где глава государства не ограничен никакими
конституционными нормами, и Институционные монархии, где полномочии монарха
ограничены конституцией. В республике источником власти является народ,
который избирает высшие органы государства. Различаются парламентская,
президенская и смешанная республики. Парламентская республика предполагает
формирование правительства по принципу Парламентского большинства -
партия, составляющая большинство в "парламенте, формирует из "своего
состава правительство, подотчетное парламенту.В президентской республике
главой государства и правительства является президент. В смешанной, или
полупрезидентской, республике сочетается сильная президентская власть с
эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
По форме государственного устройства государства делятся на унитарные,
федеративные и конфедеративные. Унитарным является единое, политически
однородное государство, административные единицы которого не о6ладают
собственной государственностью. Федерация - это союз государств, имеющих
собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.
Их "самостоятельность ограничена пределами, обусловленными распределением
компетенции между центром и уходящими в состав федерации субъектами.
Конфедерация - это постоянный союз самостоятельных государств для
осуществления конкретных совместных целей.
36. Социальная подсистема общества
Социальная структура любого общества в определенный период его истории
характеризуется совокупностью конкретно-исторических социальных общностей и
групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждении,
регулирующих эти отношения. Важнейшим элементом социальной структуры
являются социальные общности и группы. Они представляют собой более или
менее целостные обьединения людей, отличающиеся наличием общих социальных
признаков, таких как общие для группы потребности и интересы, ценности и
нормы, образ жизни, место в общественном разделении труда и связанные с
ними роли. Общественная жизнь протекает в рамках некоторых конкретно-
исторических коллективов людей, которые складываются на основе общностей
хозяйства, территории, языка, обычаев, традиций, верований, ритуалов и
образуют различные виды этнических общностей. Основными формами таких
общностей выступают род, племя, народность, нация. Социальной структуре
общества значительное место занимают сословия и классы. Сословия – это
социальные группы, возникшие в доиндустриальных обществах и различающиеся
юридическими или "основанными на обычаях и передаваемыми по наследству
правами и обязанностями. Классы - это большие группы людей, различающиеся
по экономическому, политическому, социально-психологическому статусу.
37. Человек. Биологическое и социальное в их единстве.
В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке
высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами:
концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или
натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных,
биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в
которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его
социальных отношений, их пассивное порождение. К биологизаторским
концепциям относится расизм. Вопрос о научной несостоятельности
биологизаторских концепций должен рассматриваться в плане претензий не
только на описание того, что есть человек, но и на обоснование определенной
программы социальных действий. Для философского осмысления тех опасностей,
которые таят в себе социологизаторские трактовки человека, очень многое
дает популярный в нашем столетии жанр антиутопий литературы, описывающей
вымышленное общество, в котором господствует примитивный, одномерный
социальный идеал. Человек и общество неразрывно. Сознание и мышление
человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются
вторичными по отношению к его общественному бытию. Вместе с тем необходимо
отметить, что в нашей философии ,да и в конкретных науках, изучающих
человека, на протяжении длительного времени господствовали упрощенные,
односторонние интерпретации марксистского учения о человеке: подчеркивались
лишь его социальные характеристики, а всякие попытки разговора о биологии
человека жестоко пресекались.
Конец формы
38. Представление о человеке в античности, средневековье и нов времени
Античность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному
космосу. Индивид в античной философии – часть мироздания, поэтому все его
проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе. В средневековой
философии человек редуцируется до объекта спасения. Цель его бытия –
спасение души и соединение с богом. Отношения с миром и другими людьми
имеют смысл только в качестве средств восхождения в царство божье. Желание
личности стать самостоятельной и свободной однозначно трактуется как
греховное. Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности,
создала свой идеал свободной и гармоничной личности. В философии этого
времени на первый план выходит тема жизни и деятельности человека в мире
ради достижения счастья. Возрожденческое мышление апеллирует к человеку как
к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. Личность
предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях
свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг. В философии
Нового времени и Просвещения человек рассматривается как субъект
рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности,
целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта. Разум
утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он
может обрести свободу и счастье, выступает источником и предпосылкой
остальных характеристик личности. Новое время и Просвещение рассматривают
человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан – в
нем нет тайны. Классическая философия XVII – XVIII в. Так и не создала
идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку апеллировала не
столько к самой личности, сколько к надличностной силе – разуму, способному
преобразовать природу человека.
39. Смысл человеческой жизни и проблема бессмертия в философии
Как писал французский философ Камю, есть только один фундаментальный
философский вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой. Каждая
философская система, обосновывая определенные ценности, предлагает свою
версию ответа на вопрос о цели и смысле жизни. Проблема смысла жизни
возникает из осознания человеком своей смертности. Человек – единственное
существо которое знает о границах своего существования. На фоне смерти
ценность жизни и ответственность за нее осознается еще более отчетливо.
Философия не занимается умозрительным конструированием смысла жизни, но она
обнаруживает эту проблему и предлагает спектр ее решений. Все многообразие
ответов на вопрос о смысле жизни можно объединить в 2 группы: Религиозные и
светские версии. Религия и религиозная философия связывают смысл
индивидуального бытия с богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в
потустороннем мире. ИЗ обещания вечной жизни выводится абсолютность
нравственных постулатов, поскольку их нарушение обрекает человека на вечные
страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служении богу, выполнении
религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Земная жизнь
сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку в качестве
испытания. Для того кто выдержит испытание, уготовано бессмертие в
потустороннем. Религиозная цель жизни спасение бессмертной души. Светская
философия отрицает идею бога , отказывается от поиска смысла в
потустороннем, но при этом либо подчиняет индивидуальную жизнь
надличностным, внечеловеческим целям, либо пытается обнаружить смысл в
самой жизни. Например, смысл индивидуальной жизни может напрямую выводиться
из общего исторического смысла и подчинять жизнь личности задачам общества.
Такой ответ о смысле жизни дает Платон, Гегель, марксисты и др. С другой
стороны, экзистенциалисты и персоналисты настаивают на первичности
индивидуального бытия, ищут смысл жизни в ней самой. По мнению их
философов, человек сам хозяин своей судьбы, его сознание и воля позволяют
обрести твердую основу без обращения к надличностным и потусторонним силам.
Как выразил эту мысль Камю, «либо мы не свободны, и ответ за зло лежит на
всемогущем боге, либо мы свободны и ответственны, а бог не всемогущ».
40. Культура и цивилизация. Единства и различия
Культура – специфический способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного
труда. Термин "цивилизация" используется в различных смыслах. Во-первых
цивилизация предстает как историческая ступень в развитии человечества,
которая началась после варварства и характеризуется образованием классов,
государства урбанизацией и возникновением письменности. Цивилизация
определяет характер и направленность жизненного существования людей, их
социальности. Значимость социальных норм 'Вызывала необходимость
формирования соответствующих способов их передачи - средств коммуникации и
институтов их подкрепления. В настоящее время в большинстве словарей термин
"цивилизация" рассматривается как синоним понятия "культура". В широком
смысле под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных
достижений общества в его историческом развитии, а в узком смысле только
материальная культура. В то же время еще в XIX в., прежде всего, в странах
германского языка, понятие "культура" противопоставлялось понятию
"цивилизация". Уже у И. Канта намечается различие между этими понятиями. О.
Шпенглер абсолютизировал это различие, определив цивилизацию как момент
развитии культуры. На анализе огромного фактического материала он пришел к
выводу , что в историй человечества существовало и существует множество
самобытных и эквивалентных по значимости культур, каждая из которых
завершает пройденный ею жизненный цикл стадией омертвения, которую О.
Шпенглер называет цивилизацией. В концепциях О. Шпенглера, А. Тойнби, П.
Сорокина и многих других цивилизация определяется как этап вырождения
культуры, как царство технико-механических элементов, вытесняющих
органически жизненное начало, концентрирующееся в культуре. Важный вклад в
понимание сущности цивилизации был внесен этнографическими исследованиями
XIX - XX вв., раскрывшими огромное богатство и многообразие духовного мира,
быта, обычаев, экономики и культуры различных народов. Один из известных
этнографов XIX в. Э. Тайлор отождествил культуру и цивилизацию, полагая,
что оба эти понятия обозначают весь комплекс знании, верований, морально-
этических концепций, юридических установлений, привычек и практических
навыков, приобретаемых людьми в ходе истории. Многие исследователи сходятся
в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку
мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура
является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и
являясь символом его духовного богатства. Цивилизация и культура едины, они
не существуют друг без друга. Цивилизация создает предпосылки культурного
процесса, регламентирует его. В свою очередь, культура создает условия
развития цивилизации, являясь творчеством нового. Но культура и цивилизация
не тождественны друг другу. Культура есть свободная деятельность,
предполагающая воплощение, реализацию социальных норм, предписываемых
цивилизацией. Она составляет ценностное достояние общества,_сово купность
материальных и духовных благ.