и социального мира, недостаточная систематизированность, оно складывается
на основе житейского опыта людей». Неправильно было бы считать, что
обыденное сознание всегда отставало от теоретического — достаточно
вспомнить средневековую католическую церковь или современных буржуазных
идеологов. В связи с этим из теоретического иногда выделяют научное
сознание, которое подтверждается естественной и общественной практикой.
23. Формы общественного сознания: мораль, религия, политика, наука
Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие
виды общественного сознания, как научное. религиозное, нравственное,
эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по
содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации,
по социальным функциям. Виды, или формы, общественного сознания
представляют собой многоуровневые образования, включающие обыденный и
теоретический уровни, общественную психологию и идеологию.
Целостная характеристика общественного сознания выражается в понятиях
состояния общественного сознания, таких как массовое сознание и
общественное мнение. Состояние общественного сознания определяется тем,
какие идеи и взгляды доминируют в данный исторический период, какие формы
общественного сознания оказывают наиболее эффективное воздействие на
общественное мнение и настроение, каково место науки, религии, политики и
права среди инструментов формирования общественного мнения. Серьезное
значение в характеристике состояний общественного сознания имеет
определение соотношения научных и вненаучных представлений.
24. Чувственное познание и его формы
Познавательная способность человека связана прежде всего с органами чувств.
Человеческий организм имеет систему чувств, направленных на внешнюю среду
(зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Существует 3 формы чувственного
отражения: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – соответствует
определенным свойствам предметов. Восприятие – система свойств предмета,
которая формируется на основе ощущений. Ощущение является субъективным,
идеальным образом предмета, поскольку отражает и преломляет воздействие
предмета через призму человеческого сознания. Восприятие – является
результатом активного деятельностного отношения человека к внешней среде.
Благодаря этому отдельные ощущения приобретают реальную значимость в виде
целостного образа предмета. Представление – чувственно наглядный образ
предмета и явлений действительности, которые воспринимаются в прошлом, но
сохраняются в нашей памяти. Представление возникает на базе ощущений и
восприятий, и вместе с ними входит в состав чувственного познания, но они
уже содержат в себе элементы рационального обобщения и играют важную роль в
процессе рационального познания.
25. Рациональное познание и его формы
Познание основано на 2 способностях нашего мышления: рассудочное и
рациональное. Рассудок вырабатывает интеллектуальные способы и приемы
познания действительности, выполняет черновую работу в рациональном
познании, а разум осуществляет прорыв, открывая для человечества новое
перспективное. Разум – рассудочное, разумное действие. Понятие –
определенный набор свойств, черт того или иного предмета. Например, стол.
Что такое стол? Это предмет, обозначенный понятием стол, которое
вырабатывает рассудок. В это понятие рассудок складывает все основные
характеристики этого предмета. На основе понятия разум начинает совершать
определенные логические, мыслительные операции и эти мыслительно-логические
операции осуществляются уже в других формах рационального мышления:
суждения и умозаключения. Суждение это логическая связь понятий в единое
целое. Т.е. когда мы эту связь воспроизводим мы связываем 2 понятия, и в
этой связи заключается смысл того, что мы пытаемся для себя постичь. (и
дальше про жучку) «Жучка есть собака» - это суждение, в этом суждении
связаны 2 понятия: Жучка и собака. Собака – всеобщее понятие, с помощью
этого понятия мы можем объединить всех тех животных с одинаковыми
признаками и чертами. А Жучка это единичный представитель данного общества
собак. В этом суждении четко просматривается связь между ед. и общим. Ну а
на основе суждения мы приходим к умозаключениям, но что бы его сделать
нужно минимум 2: «жучка есть собака» и «все собаки смертны» след. Жучка
смертна.
26. Проблема истины в познании
Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений
действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина"
происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный,
действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина -
это то. что открыто для человеческого познания. Проблема истины является
ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания
касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования
истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они
концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.В
теории познания - гносеологии - существуют разные понимания истины. В
древнейшей, классической концепции истины, с которой начинается
теоретическое исследование истины, выделяется главное положение, согласно
которому истина есть соответствие мыслей действительности. Первые попытки
исследования этой концепции были предприняты Платоном и Аристотелем.
Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский. П. Гольбах, Г.
Гегель, Л. Фейербах. К. Маркс. его разделяют многие философы XX столетия.
Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых,
понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная
реальность, существующая .до и независимо от нашего сознания, как состоящая
не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и
проявляющихся в них. Во-вторых, "действительность" входит также и
субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная
реальность. В-третьих, "познание, его результат - истина, а также сам
объект понимаются как "неразрывно связанные с предметно-чувственной
деятельностью человека, с практикой; объект.задается через практику;
истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на
практике. В четвертых, истина есть процесс, она является не только
"статичным, но и динамическим образованием. Характерной чертой истины
является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность
истины заключается в том, что истинное содержание человеческих
представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, субъективность
- в том, что она не существует помимо человека и человечества.
27. Методы научного познания
Метод - это способ построения и обоснования системы философского знания;
совокупность приемов и операций "теоретического и практического освоения
действительности; Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования,
ее составной частью является методология - система принципов и способов
организации и построения теоретической и практической деятельности, а также
учение об этой системе. Методы научного познания можно подразделить на три
группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы
применимы только в рамках отдельных наук, объективной основой этих методов
являются соответствующие специально-научные законы и теории. К этим методам
относятся, в частности, различные методы качественного анализа в химии,
метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического
моделирования при изучении сложных систем. Общенаучные методы характеризуют
ход познания во всех науках, их объективной основой являются
общеметодологические -закономерности познания, которые включают в себя и
гносеологические принципы. К таким методам относятся методы эксперимента и
наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктиеный метод, метод
восхождения от абстрактного к конкретному. Универсальные методы
характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах
познавательной деятельности человека с учетом их специфики, Их
общечеловеческого основой выступают общефилософские "закономерности
понимания объективного мирп, самого человека, его мышления и процесса
познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся
философские методы и принципы мышления, в частности, принцип диалектической
противоречивости, принцип историзма.
28. Общество как система. Общая характеристика.
Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле -
это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая
собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком
смысле - это определенный этап развития человеческой истории. Общество
понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной
совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе
совместных интересов и договора. В своем первоначальном значении термин
"общество" обозначал общность, союз, сотрудничество людей. Аристотель-
назвал человека "политическим животным", подразумевая, что только люди
способны добровольно и сознательно объединиться в общество. Однако в
"современном понимании термины "общность" и "общество" не тождественны.
Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия
людей, связанных общим языком, происхождением, Судьбой; в качестве
таковых, выделяются семья и народ. Не всякая "общность людей является
обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся
общность. Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель,
движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский
смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей
индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные
(Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.),
материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс). Философский
взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека- Для
понимания феномена общества необходимо уяснить противоречия человека как
"социального атома" и разобраться в характере закономерностей,
объединяющих людей в некое единое целое, в общественный организм. В
принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и
закономерностей. Первый подход - натуралистический, согласно которому
человеческое общество рассматривается как естественное продолжение
закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса.
Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей,
объединяющих людей в единое целое, усматривается в 'комплексе тех или иных
идей, верований, мифов. Согласно атомистической теории общество есть сумма
индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в
“естественном состоянии "человек человеку - волк",люди, следуя
гражданским Законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое