Шпоры по философии

и социального мира, недостаточная систематизированность, оно складывается

на основе житейского опыта людей». Неправильно было бы считать, что

обыденное сознание всегда отставало от теоретического — достаточно

вспомнить средневековую католическую церковь или современных буржуазных

идеологов. В связи с этим из теоретического иногда выделяют научное

сознание, которое подтверждается естественной и общественной практикой.

23. Формы общественного сознания: мораль, религия, политика, наука

Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие

виды общественного сознания, как научное. религиозное, нравственное,

эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по

содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации,

по социальным функциям. Виды, или формы, общественного сознания

представляют собой многоуровневые образования, включающие обыденный и

теоретический уровни, общественную психологию и идеологию.

Целостная характеристика общественного сознания выражается в понятиях

состояния общественного сознания, таких как массовое сознание и

общественное мнение. Состояние общественного сознания определяется тем,

какие идеи и взгляды доминируют в данный исторический период, какие формы

общественного сознания оказывают наиболее эффективное воздействие на

общественное мнение и настроение, каково место науки, религии, политики и

права среди инструментов формирования общественного мнения. Серьезное

значение в характеристике состояний общественного сознания имеет

определение соотношения научных и вненаучных представлений.

24. Чувственное познание и его формы

Познавательная способность человека связана прежде всего с органами чувств.

Человеческий организм имеет систему чувств, направленных на внешнюю среду

(зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Существует 3 формы чувственного

отражения: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – соответствует

определенным свойствам предметов. Восприятие – система свойств предмета,

которая формируется на основе ощущений. Ощущение является субъективным,

идеальным образом предмета, поскольку отражает и преломляет воздействие

предмета через призму человеческого сознания. Восприятие – является

результатом активного деятельностного отношения человека к внешней среде.

Благодаря этому отдельные ощущения приобретают реальную значимость в виде

целостного образа предмета. Представление – чувственно наглядный образ

предмета и явлений действительности, которые воспринимаются в прошлом, но

сохраняются в нашей памяти. Представление возникает на базе ощущений и

восприятий, и вместе с ними входит в состав чувственного познания, но они

уже содержат в себе элементы рационального обобщения и играют важную роль в

процессе рационального познания.

25. Рациональное познание и его формы

Познание основано на 2 способностях нашего мышления: рассудочное и

рациональное. Рассудок вырабатывает интеллектуальные способы и приемы

познания действительности, выполняет черновую работу в рациональном

познании, а разум осуществляет прорыв, открывая для человечества новое

перспективное. Разум – рассудочное, разумное действие. Понятие –

определенный набор свойств, черт того или иного предмета. Например, стол.

Что такое стол? Это предмет, обозначенный понятием стол, которое

вырабатывает рассудок. В это понятие рассудок складывает все основные

характеристики этого предмета. На основе понятия разум начинает совершать

определенные логические, мыслительные операции и эти мыслительно-логические

операции осуществляются уже в других формах рационального мышления:

суждения и умозаключения. Суждение это логическая связь понятий в единое

целое. Т.е. когда мы эту связь воспроизводим мы связываем 2 понятия, и в

этой связи заключается смысл того, что мы пытаемся для себя постичь. (и

дальше про жучку) «Жучка есть собака» - это суждение, в этом суждении

связаны 2 понятия: Жучка и собака. Собака – всеобщее понятие, с помощью

этого понятия мы можем объединить всех тех животных с одинаковыми

признаками и чертами. А Жучка это единичный представитель данного общества

собак. В этом суждении четко просматривается связь между ед. и общим. Ну а

на основе суждения мы приходим к умозаключениям, но что бы его сделать

нужно минимум 2: «жучка есть собака» и «все собаки смертны» след. Жучка

смертна.

26. Проблема истины в познании

Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений

действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина"

происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный,

действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина -

это то. что открыто для человеческого познания. Проблема истины является

ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания

касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования

истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они

концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.В

теории познания - гносеологии - существуют разные понимания истины. В

древнейшей, классической концепции истины, с которой начинается

теоретическое исследование истины, выделяется главное положение, согласно

которому истина есть соответствие мыслей действительности. Первые попытки

исследования этой концепции были предприняты Платоном и Аристотелем.

Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский. П. Гольбах, Г.

Гегель, Л. Фейербах. К. Маркс. его разделяют многие философы XX столетия.

Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых,

понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная

реальность, существующая .до и независимо от нашего сознания, как состоящая

не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и

проявляющихся в них. Во-вторых, "действительность" входит также и

субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная

реальность. В-третьих, "познание, его результат - истина, а также сам

объект понимаются как "неразрывно связанные с предметно-чувственной

деятельностью человека, с практикой; объект.задается через практику;

истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на

практике. В четвертых, истина есть процесс, она является не только

"статичным, но и динамическим образованием. Характерной чертой истины

является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность

истины заключается в том, что истинное содержание человеческих

представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, субъективность

- в том, что она не существует помимо человека и человечества.

27. Методы научного познания

Метод - это способ построения и обоснования системы философского знания;

совокупность приемов и операций "теоретического и практического освоения

действительности; Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования,

ее составной частью является методология - система принципов и способов

организации и построения теоретической и практической деятельности, а также

учение об этой системе. Методы научного познания можно подразделить на три

группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы

применимы только в рамках отдельных наук, объективной основой этих методов

являются соответствующие специально-научные законы и теории. К этим методам

относятся, в частности, различные методы качественного анализа в химии,

метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического

моделирования при изучении сложных систем. Общенаучные методы характеризуют

ход познания во всех науках, их объективной основой являются

общеметодологические -закономерности познания, которые включают в себя и

гносеологические принципы. К таким методам относятся методы эксперимента и

наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктиеный метод, метод

восхождения от абстрактного к конкретному. Универсальные методы

характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах

познавательной деятельности человека с учетом их специфики, Их

общечеловеческого основой выступают общефилософские "закономерности

понимания объективного мирп, самого человека, его мышления и процесса

познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся

философские методы и принципы мышления, в частности, принцип диалектической

противоречивости, принцип историзма.

28. Общество как система. Общая характеристика.

Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле -

это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая

собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком

смысле - это определенный этап развития человеческой истории. Общество

понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной

совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе

совместных интересов и договора. В своем первоначальном значении термин

"общество" обозначал общность, союз, сотрудничество людей. Аристотель-

назвал человека "политическим животным", подразумевая, что только люди

способны добровольно и сознательно объединиться в общество. Однако в

"современном понимании термины "общность" и "общество" не тождественны.

Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия

людей, связанных общим языком, происхождением, Судьбой; в качестве

таковых, выделяются семья и народ. Не всякая "общность людей является

обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся

общность. Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель,

движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский

смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей

индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные

(Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.),

материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс). Философский

взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека- Для

понимания феномена общества необходимо уяснить противоречия человека как

"социального атома" и разобраться в характере закономерностей,

объединяющих людей в некое единое целое, в общественный организм. В

принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и

закономерностей. Первый подход - натуралистический, согласно которому

человеческое общество рассматривается как естественное продолжение

закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса.

Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей,

объединяющих людей в единое целое, усматривается в 'комплексе тех или иных

идей, верований, мифов. Согласно атомистической теории общество есть сумма

индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в

“естественном состоянии "человек человеку - волк",люди, следуя

гражданским Законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты