осмыслять и анализировать полученные противоречия.
3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.
4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое
положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для
понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается
культурная функция ф-ии.
6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
7. Развитие представлений о материи в истории философии. Философское
понятие материи.
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает
сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо
от сознания человека.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу,
что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было
названо субстанцией).
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –
из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю;
Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное
начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из
чисел (материалисты).
Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.
Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический
характер.
Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками
материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими
свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они
имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).
Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого
мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход
к пониманию материи.
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется
философский подход к пониманию материи: материя – это философская
категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
1. логический – материя как философская категория;
2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство
объективной и субъективной реальности) – материя как объективная
реальность;
3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно
познать через копирование, фотографирование, отображение;
4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от
наших ощущений.
В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:
1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания
человека;
3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.
8. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их
соотношение.
Существуют различные подходы к понятию движения.
Материализм: движение – это 1) изменение вообще;
2) способ существования
материи.
Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в
сознании.
Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение,
возникновение, прохождение, гибель и т.д.”
Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Основные свойства движения: 1) объективность,
2) абсолютность,
3) относительность,
4) противоречивость.
9. Формы движения материи, их взаимосвязь.
Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе
классификации наук:
1. механическое – пространственное перемещение тел;
2. физическое – перемещение атомов, молекул;
3. химическое – различные химические реакции;
4. биологическое – обмен веществ;
5. социальное – общество (мышление, сознание).
Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности
взаимосвязи:
1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы
материи в другую;
2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные
явления).
Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы
не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.
Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в
том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные
и т.д.).
10. Проблемы пространства и времени в философии.
То или иное понимание пространства и времени складывается в зависимости от
характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя.
Демокрит: вводит понятие пустого пространства для движения атомов как
необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и
однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время
отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой
вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном
движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины
её движения.
Такой подход к пониманию пространства и времени был характерен для многих
материалистов Древней Греции.
Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто
вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.
Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного
пространства. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число
движений и течет равномерно.
Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, оно
неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех
материальных тел и их движений. Время – чистое, однородное, равномерное,
непрерывное, вечная и неизменная
длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через
настоящее к будущему и поэтому одномерно. Пространство и время не от чего
не зависят. Такое понимание пространства и времени было характерно для
Лейбница, Декарта и др.
Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал
бытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время –
порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство и
время у него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны,
обладают движением, наделены способностью самодвижения.
В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решить эту
проблему Гегель: он считал, что только в движении пространство и время
действительны, они неразделимы и определяют друг друга как единство
противоположностей. Диалектика пространства, времени и движения лежит в
мировом духе в потусторонней мощи божественного духа.
Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах.
Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных и
врожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания,
благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространстве
и во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие
определенную геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено
сознание человека.
Мах: пространство и время – это упорядоченные ряды ощущений.
Диалектический материализм: пространство и время – это форы или способы
существования материи.
Свойства пространства и времени.
1. Общие свойства:
1) объективность;
2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит
всеобщий характер;
3) относительность – содержанием пространства и времени является
движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в
различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;
4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности
бытия.
2. Специфические свойства:
5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением
пространства и время прерывно, поскольку в движении
осуществляется переход от одних пространственно-временных
структур к другим;
6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при
помощи трех пространственных отношений и одного временного
отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е.
добавляются другие характеристики: t, p.
7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено
характером причинно-следственных отношений.
Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает
протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е.
взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.
Время – 1) длительность явления;
2) следование сменяющих друг друга событий и явлений,
имеющих одно измерение.
11. Проблема сознания в философии.
1. Развитие представления о сознании в истории.
2. Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности.
3. Сознание человека и психика животных.
4. Единство языка и мышления.
5. Основные категории:
o Отражение
o Пантеизм
o Психофизический параллелизм
o Сознание
o Раздражимость
o Ощущение
o Восприятие
o Представление
1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные
времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние
люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать,
переживать и т. д.
Демокрит.
Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов, имеющих
круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие
тела.
Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая
особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил,
не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.
Платон.
Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали
прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8