Шпоры по философии

осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое

положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для

понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается

культурная функция ф-ии.

6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

7. Развитие представлений о материи в истории философии. Философское

понятие материи.

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает

сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо

от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу,

что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было

названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –

из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю;

Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное

начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из

чисел (материалисты).

Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический

характер.

Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками

материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими

свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они

имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого

мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход

к пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется

философский подход к пониманию материи: материя – это философская

категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в

ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими

ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

1. логический – материя как философская категория;

2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство

объективной и субъективной реальности) – материя как объективная

реальность;

3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно

познать через копирование, фотографирование, отображение;

4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от

наших ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания

человека;

3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

8. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их

соотношение.

Существуют различные подходы к понятию движения.

Материализм: движение – это 1) изменение вообще;

2) способ существования

материи.

Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в

сознании.

Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение,

возникновение, прохождение, гибель и т.д.”

Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Основные свойства движения: 1) объективность,

2) абсолютность,

3) относительность,

4) противоречивость.

9. Формы движения материи, их взаимосвязь.

Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе

классификации наук:

1. механическое – пространственное перемещение тел;

2. физическое – перемещение атомов, молекул;

3. химическое – различные химические реакции;

4. биологическое – обмен веществ;

5. социальное – общество (мышление, сознание).

Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности

взаимосвязи:

1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы

материи в другую;

2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные

явления).

Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы

не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.

Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в

том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные

и т.д.).

10. Проблемы пространства и времени в философии.

То или иное понимание пространства и времени складывается в зависимости от

характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя.

Демокрит: вводит понятие пустого пространства для движения атомов как

необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и

однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время

отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой

вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном

движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины

её движения.

Такой подход к пониманию пространства и времени был характерен для многих

материалистов Древней Греции.

Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто

вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.

Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного

пространства. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число

движений и течет равномерно.

Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, оно

неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех

материальных тел и их движений. Время – чистое, однородное, равномерное,

непрерывное, вечная и неизменная

длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через

настоящее к будущему и поэтому одномерно. Пространство и время не от чего

не зависят. Такое понимание пространства и времени было характерно для

Лейбница, Декарта и др.

Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал

бытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время –

порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство и

время у него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны,

обладают движением, наделены способностью самодвижения.

В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решить эту

проблему Гегель: он считал, что только в движении пространство и время

действительны, они неразделимы и определяют друг друга как единство

противоположностей. Диалектика пространства, времени и движения лежит в

мировом духе в потусторонней мощи божественного духа.

Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах.

Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных и

врожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания,

благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространстве

и во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие

определенную геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено

сознание человека.

Мах: пространство и время – это упорядоченные ряды ощущений.

Диалектический материализм: пространство и время – это форы или способы

существования материи.

Свойства пространства и времени.

1. Общие свойства:

1) объективность;

2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит

всеобщий характер;

3) относительность – содержанием пространства и времени является

движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в

различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;

4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности

бытия.

2. Специфические свойства:

5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением

пространства и время прерывно, поскольку в движении

осуществляется переход от одних пространственно-временных

структур к другим;

6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при

помощи трех пространственных отношений и одного временного

отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е.

добавляются другие характеристики: t, p.

7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено

характером причинно-следственных отношений.

Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает

протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е.

взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.

Время – 1) длительность явления;

2) следование сменяющих друг друга событий и явлений,

имеющих одно измерение.

11. Проблема сознания в философии.

1. Развитие представления о сознании в истории.

2. Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности.

3. Сознание человека и психика животных.

4. Единство языка и мышления.

5. Основные категории:

o Отражение

o Пантеизм

o Психофизический параллелизм

o Сознание

o Раздражимость

o Ощущение

o Восприятие

o Представление

1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные

времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние

люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать,

переживать и т. д.

Демокрит.

Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов, имеющих

круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие

тела.

Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая

особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил,

не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.

Платон.

Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали

прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты