Шпоры по философии

получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе

эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает

основной мир.

30. Культурологический подход к анализу общества.

Категория культуры является универсальной, Шпенглер рассматривал эту

проблему не как единую общечеловеческую культуру, а как расколотую на 8

культур, каждая из которых вырастает на основе собственного прафеномена,

т.е. способа переживания жизни.

Культура: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская,

византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская

культура.

Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет

основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и

зрелость, старость и закат.

Каждая культура имеет 2 основных этапа:

1. восхождение культуры (собственно культура),

2. нисхождение или цивилизация.

Первый характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах

человеческой жизни: социальной и политической, религиозной и этической,

художественной и научной.

Второй этап характеризуется механическим типом эволюции, представляющим

собой окостенение органической жизни культуры и ее распад.

Отличие цивилизации и культуры:

1. цивилизация – функциональна, технологична, институциональна; культура

– ценностна, связана с постановкой цели.

2. цивилизация – усвоение образцов прогресса; культура – способ освоения

достижений в национальных рамках.

3. тип культуры – выражает отношение общества к миру; цивилизация –

конкретную форму реализации этого типа в конкретных исторических

условиях.

31. Общество как развивающаяся система.

1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.

2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.

3. Проблема соц. конфликтов.

Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и

взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.

культуры являются классы.

Классы – большие группы людей различающихся

- по их месту в исторически определенной системе общественного

производства,

- по их отношению к средствам производства,

- по их роли в общественной организации труда,

- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,

- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой

благодаря их различию в системе общественного уклада.

Это основные класообразующие признаки.

К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание

труда, образ жизни…

В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение

к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На

этой основе она предлагает свои критерии:

1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает

соц. престиж.

2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии:

профессия, доход, образование.

Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход

при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также

используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход

включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход

основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой

тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.

1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с

внеэкономическим личным отчуждением.

2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.

структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.

3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с

корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.

4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием

соц. напряженности и соц. отчуждения.

II.

Социально классовая структура общества показывает, что общество любого

типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества

выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в

социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие

Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии

была сформулирована теория соц. мобильности.

Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в

другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким

позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к

более низким иерархическим позициям.

Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом

русского происхождения Питиримом Сорокиным.

Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность

Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц.

положения от отца к сыну.

Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения,

индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.

По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц.

мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры

общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе

общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе

соц. мобильности:

1. Это высший класс профессионалов-администраторов.

2. Технические специалисты среднего уровеня

3. Коммерческий класс

4. Мелкая буржуазия

4. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции

5. Квалифицированные рабочие

6. Неквалифицированные рабочие.

При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного

анализа престижа профессии американского социолога Треймана.

Ш

Проблемы соц. конфликтов.

Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой,

приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие

противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…

Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и

особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и

классовый конфликт в индустриальном обществе».

По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой

соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые

носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния,

различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц.

выбора…

Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в

производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с

позициями соц. институтах и группах.

Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне

общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация,

религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые

экономические, политические и др. конфликты.

Существует специальная наука, которая занимается разработкой

конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов

–эмпирическая социология.

32. Категории возможности и действительности, их взаимосвязь.

Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы

эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент,

предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность.

Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо

предмета осуществляется - это есть действительность.

Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент

времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности.

Превращение возможности в действительность могут произойти в результате

случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие

для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней

природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной.

Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и

невозможности.

33. Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации.

Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и

взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.

культуры являются классы.

Классы – большие группы людей различающихся

- по их месту в исторически определенной системе общественного

производства,

- по их отношению к средствам производства,

- по их роли в общественной организации труда,

- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,

- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой

благодаря их различию в системе общественного уклада.

Это основные класообразующие признаки.

К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание

труда, образ жизни…

В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение

к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На

этой основе она предлагает свои критерии:

1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации

предлагает соц. престиж.

2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные

критерии: профессия, доход, образование.

Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход

при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также

используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход

включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход

основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой

тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.

1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с

внеэкономическим личным отчуждением.

2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.

структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.

3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с

корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой

отчуждения.

4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты