получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе
эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает
основной мир.
30. Культурологический подход к анализу общества.
Категория культуры является универсальной, Шпенглер рассматривал эту
проблему не как единую общечеловеческую культуру, а как расколотую на 8
культур, каждая из которых вырастает на основе собственного прафеномена,
т.е. способа переживания жизни.
Культура: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская,
византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская
культура.
Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет
основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и
зрелость, старость и закат.
Каждая культура имеет 2 основных этапа:
1. восхождение культуры (собственно культура),
2. нисхождение или цивилизация.
Первый характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах
человеческой жизни: социальной и политической, религиозной и этической,
художественной и научной.
Второй этап характеризуется механическим типом эволюции, представляющим
собой окостенение органической жизни культуры и ее распад.
Отличие цивилизации и культуры:
1. цивилизация – функциональна, технологична, институциональна; культура
– ценностна, связана с постановкой цели.
2. цивилизация – усвоение образцов прогресса; культура – способ освоения
достижений в национальных рамках.
3. тип культуры – выражает отношение общества к миру; цивилизация –
конкретную форму реализации этого типа в конкретных исторических
условиях.
31. Общество как развивающаяся система.
1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.
2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.
3. Проблема соц. конфликтов.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и
взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.
культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
- по их месту в исторически определенной системе общественного
производства,
- по их отношению к средствам производства,
- по их роли в общественной организации труда,
- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой
благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание
труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение
к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На
этой основе она предлагает свои критерии:
1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает
соц. престиж.
2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии:
профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход
при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также
используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход
включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход
основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой
тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с
внеэкономическим личным отчуждением.
2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.
структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с
корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.
4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием
соц. напряженности и соц. отчуждения.
II.
Социально классовая структура общества показывает, что общество любого
типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества
выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в
социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие
Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии
была сформулирована теория соц. мобильности.
Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в
другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким
позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к
более низким иерархическим позициям.
Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом
русского происхождения Питиримом Сорокиным.
Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность
Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц.
положения от отца к сыну.
Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения,
индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.
По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц.
мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры
общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе
общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе
соц. мобильности:
1. Это высший класс профессионалов-администраторов.
2. Технические специалисты среднего уровеня
3. Коммерческий класс
4. Мелкая буржуазия
4. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции
5. Квалифицированные рабочие
6. Неквалифицированные рабочие.
При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного
анализа престижа профессии американского социолога Треймана.
Ш
Проблемы соц. конфликтов.
Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой,
приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие
противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…
Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и
особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и
классовый конфликт в индустриальном обществе».
По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой
соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые
носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния,
различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц.
выбора…
Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в
производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с
позициями соц. институтах и группах.
Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне
общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация,
религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые
экономические, политические и др. конфликты.
Существует специальная наука, которая занимается разработкой
конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов
–эмпирическая социология.
32. Категории возможности и действительности, их взаимосвязь.
Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы
эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент,
предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность.
Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо
предмета осуществляется - это есть действительность.
Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент
времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности.
Превращение возможности в действительность могут произойти в результате
случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие
для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней
природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной.
Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и
невозможности.
33. Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и
взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.
культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
- по их месту в исторически определенной системе общественного
производства,
- по их отношению к средствам производства,
- по их роли в общественной организации труда,
- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой
благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание
труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение
к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На
этой основе она предлагает свои критерии:
1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации
предлагает соц. престиж.
2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные
критерии: профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход
при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также
используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход
включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход
основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой
тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с
внеэкономическим личным отчуждением.
2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.
структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с
корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой
отчуждения.
4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8