Шпоры по философии

разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая

надприродная сущность.

Дуализм. Декарт.

Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он

считает душу и тело независящими друг от друга началами.

Психофизический параллелизм.

- разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два

различных начала: основным свойством материи является протяженность, а

основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет

протяженности, а тело не может мыслить.

Идеализм + религия.

Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих

предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.

Пантеизм.

- отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить

материю с мировой духовной субстанцией.

Субъективный идеализм.

- отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое

отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга

человека.

Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался

отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные

предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы

нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей

он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает

совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях.

Фохт, Бюхнер.

Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью.

Диалектический материализм.

Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и

форм отражения действительности.

12. Теория отражения. Развитие форм отражения.

Отражение – всеобщее свойство материи воспроизводить в своих особенностях

особенности взаимодействующих тел.

Особенности отражения:

1. Зависимость отражения от отображаемого объекта.

2. Отражение вторично по отношению к отображаемому объекту.

3. Момент подобия ли сходства отражения с отображаемым объектом.

4. Географическая среда накладывает отпечаток на процесс отражения.

Для отражения необходимо взаимодействие, но не любое взаимодействие

приводит к отражению, а лишь такое, результатами которого являются

внутренние изменения. Отражение, присущее неживой природе, носит внешний

механический характер. С возникновением жизни появляются более сложные

формы отражения.

Различают несколько уровней отражения действительности:

1. Механический.

2. Физический.

3. Химический

4. Биологический

5. Социальный.

Биологический – растительный и животный мир.

У животного мира формы отражения действительности носят психический

характер, потому что животные в отличие от растений обладают нервной

системой.

13. Сознание как форма отражения действительности. Сознание человека и

психика животных.

Раздражимость, ощущение (чувствительность ) , восприятие и представление.

Раздражимость – ответная реакция организма на воздействие внешней среды.

Связана с обменом веществ. Это позволяет судить о внутреннем механизме

человека.

С появлением жизни формируется избирательное отношение к некоторым

веществам, и у организмов происходит формирование органов чувств.

Для растительного мира характерна раздражимость. Для социального уровня

характерны: раздражимость, ощущение, представление, сознание, восприятие.

3.Человека отличает от животного:

1) Наличие абстрактного мышления в понятиях.

2) Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью сознания.

Для животных характерно наличие безусловных и условных рефлексов, которые

составляет первую сигнальную систему, а человеку свойственна и вторая

сигнальная система.

Первая сигнальная система связана с наличием органов чувств, сигналами для

животных являются воздействие внешнего мира на органы чувств.

Вторая сигнальная система присуща только человеку, поскольку сигналами

этой системы являются слова, видимые, слышимые, произносимые.

Слово заменяет непосредственный сигнал, и те самым заменяет определенные

действительности, системы. Поэтому слово является сигналом сигналов.

Слово может быть материальной оболочкой чьей-то мысли.

14. Познание: сущность, уровни.

Процесс познания

15. Понятие истины. Объективность истины. Абсолютная и относительная

истины.

Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью

(целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс

отражения действительности в сознание человека.

ИДЕАЛИЗМ практикует истину как согласие или как некую вечную идею,

существующую помимо сознания человеческого царствия чистой лжи.

МАТЕРИОЛИЗМ: истина – это такое содержание наших представлений, которое

адекватно (или верно отражает объект). Всякое знание, если оно верно,

отражает действительность есть объективно-истинное. В процессе познания

человек не может сразу полностью познать действительность. Всякая теория

обусловлена исторически, и потому заключает в себе неполную истину, а

относительную истину.

Относительная истина – это неполное, неточное, незавершенное знание о

предмете. Познание есть развитие истины. Истина есть процесс бесконечного

накопления знаний. В процессе познания человек всё больше и больше

преодолевает относительность истины, прибавляя к познанию моменты

абсолютного знания.

Абсолютная истина – это более полное, более точное, более завершённое

знание о предмете. Она складывается из относительных истин. По мере

формирования абсолютной истины постоянно наблюдается взаимосвязь абсолютной

и относительной истин, и в этом проявляется диалектический характер истины.

16. Роль практики в процессе познания.

Знания, полученные на основе чувственного и абстрактного мышления,

реализуются на практике. Практика – целесообразная целенаправленная

деятельность человека (по материалистам); практика – это не только духовная

деятельность сознания, духа, воли, но и божественного разума (по

идеалистам); практика есть идея блага, добра, достичь блага можно, ставя

цели, действуя, направляя волю.

Практика – это волевая деятельность идеи, абсолютной идеи, а затем

человеческого сознания (Гегель – объективный идеализм). Практика – это

психическая деятельность человека, обусловленная разумом, волей, интуицией.

Прагматисты – Джеймс, Дьюи, Пирс относили к практике религиозный опыт,

сновидения, магию и суеверие. Метафизический материализм под практикой опыт

учёных в лабораториях, научные наблюдения и эксперимент.

17. Соотношение чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и

рационализм.

19. Диалектика как учение о связях.

Предметы и явления окружающей действительности не сущ. изолированно друг

от друга. Они определенным образом влияют друг на друга , зависят друг от

друга .Связи и зависимости, существующие между явлениями, изучаются

различными науками (пр. биология – связи и зависимости сущ. между

наследственностью и изменчивостью ; физика – скоростью и временем ;

философия- пространство и время , материя и движение и т.д.). Связи,

выраженные в явлениях (между явлениями), связаны с законами.

20. Понятие закона. Классификация законов.

Закон- общая, относительно устойчивая, необходимая, существенная,

повторяющаяся связь явлений.

Законы подразделяются на общие и специфические.

Общие законы – законы действующие во всех сферах действительности (в

природе, обществе, мышлении). К ним относятся законы диалектики.

Специфические законы - законы распространяющиеся на более или менее

ограниченную сферу явлений (пр. закон всемирного тяготения , распростр.

только на физические явления; закон Бойля-Мариотта, распростр. на газы).

Законы диалектики (1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон

перехода количественных изменений в качественные и обратно 3. закон

отрицания отрицания ) - законы изменения и развития . Они носят всеобщий,

необходимый характер.

21. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности и

противоречия. Виды противоречий.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории:

противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным

образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без

друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

Противоположности применяются:

1. в науке (+,-),

2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность,

содержание и форма),

3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина).

На определенном этапе развития предмета противоположности начинают друг

другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать друг

друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия

противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета , явления

противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое состояние,

новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями.

«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Противоречие – это корень всякого движения и жизненности. Нечто имеет в

самом себе противоречие, оно движется, обладает жизненностью и

деятельностью, но способностью к движению обладают не материальные

предметы, а мысли, идеи». (Гегель)

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами,

группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим.

Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр.

между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между

обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета (пр.

производительные силы и производство).

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий важно

проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии предмета, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты