Шпоры по философии

снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.

34. Социальная мобильность. Проблема социальных конфликтов.

Социально классовая структура общества показывает, что общество любого

типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества

выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в

социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие

Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии

была сформулирована теория соц. мобильности.

Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в

другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким

позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к

более низким иерархическим позициям.

Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом

русского происхождения Питиримом Сорокиным.

Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность

Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц.

положения от отца к сыну.

Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения,

индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.

По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц.

мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры

общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе

общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе

соц. мобильности:

7. Это высший класс профессионалов-администраторов.

8. Технические специалисты среднего уровеня

9. Коммерческий класс

4. Мелкая буржуазия

10. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции

11. Квалифицированные рабочие

12. Неквалифицированные рабочие.

При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного

анализа престижа профессии американского социолога Треймана.

Проблемы соц. конфликтов.

Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой,

приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие

противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…

Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и

особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и

классовый конфликт в индустриальном обществе».

По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой

соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые

носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния,

различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц.

выбора…

Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в

производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с

позициями соц. институтах и группах.

Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне

общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация,

религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые

экономические, политические и др. конфликты.

Существует специальная наука, которая занимается разработкой

конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов –

эмпирическая социология.

35. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».

Человек - это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее

те социальные характеристики, которые отличают его от животного.

Биологическая сторона в чел.-ке присутствует в снятом виде. Индивид -

отдельный представитель чел-го рода. Личность - это действительность

индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений,

реализующий себя в соц-ой деятельности. Индивидуальность - это конкретная

личность в её неповторимом сочетании социальных и психофизиологических

особенностей. Положение о том, что человек существо биосоциальное, при

сохранение биол-го в нем существенно меняет его и позволяет перейти к

качественно новому бытию. Общество как система человеческих отношений для

каждого индивида одновременно выступает и внешней соц-ой средой и

внутренним условиям его жизнедеятельности. Сущность человека, как

совокупности общественных отношений, реализуется для каждого индивида

только в процессе его деятельности (это труд, общение, творчество,

познание). Человек реализует себя в труде, в процессе преобразования

природы, общества. Преобразуя мир, человек тем самым преобразует себя,

условия своего существования. Преобразованная объективная реальность

становится чел-ой реальностью, 2-ой природой; человек – это субъект

исторического развития, творец истории.

36. Общество и личность: диалектика единичного, особенного, общего.

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида.

Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности

конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей

жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в

общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна , она

зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей

человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы

индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения

социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но

продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего (т.е. того, что

присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует

особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет

индивидуальность) .Личность формируется под влиянием материальной,

социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой

тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу

типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности

выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность

ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип

личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный

(рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные

условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей

среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся

материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы

обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации,

транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда,

когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный

фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в

которую включена личность и её духовная атмосфера . Человек практически не

бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-

к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой

соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной

самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра

действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать

роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-

ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности

объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной

действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества,

тогда, когда он включается в жизнедеятельность определённой соц-ой

общности. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью,

когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

37. Становление личности. Общение и обособление.

Взаимоотношения личности и общ-ва на протяжения всей истории складывалась

неодинаково. Личность и общ-во развиваются, меняются и их взаимоотношения.

Параллельно идут два процесса: общение и обособление. Но для осознания себя

личностью, чел-к должен обособиться понять свою автономность, отличить себя

от др-их и сравнить с ними. В родовом общ-ве общение превалирует над

обособлением Коллективный труд, общая собственность, общественных хар-р

распределения - всё это способствует становлению личности. Отношения личной

зависимости хар-ны как для доклассового общ-ва, так и для классовых

общественных отношений. Общим явл-ся включенность индивида в жестко

регламентируемую систему общественных связей (род, сословие, община).

Различие в том что в доклассовом общ-ве отсутствует эксплуатация, и личная

зависимость проявляется как непосредственная зависимость от первобытного

коллектива.

38. Отчуждение личности и возможности его преодоления.

Становлеие личности происходит с усложнением трудовой деятельности, с

разделением труда. В период разложения первобытного общ-ва появл-ся частные

интересы, обособление - это продукт исторического развития. Обособление

начинается превалировать над общением. С развитием общ-ва происходит его

атомизация (т.е появ-ние частных лиц, не связанных отношениями личной

зависимости). Внеэкономическое принуждение сменяется экон-им, появл-ся

личная независимость и новая форма зависимости - вещная. Производятся вещи,

предназначенные не для личного потребления, а для продажи. Труд,

производимые товары обезличиваются, появляются различные формы отчуждения.

Причины отчуждения:1.Появление разделения труда, к-ое превращает чел-ка в

частичного чел-ка. 2.Машинная техника. Труд отчужден от лич-ти, ей не

принадлежат средства производства; процесс труда не явл-ся творческим, не

позволяет личности реализовать свои способности, не выступает средством её

развития. Происходит отчуждение личности, т.е. потеря человеческой сущности

и перенос её на предметы, товары. 3. Разрыв в общении. Человек – это

одинокая, обособленная личность, человеческие миры не пересекаются (эта

проблема достаточно хорошо разработана в экзистенциализме), человек - это

винтик, автомат, конформист. Маркузе (нем. флсф) назвал такого чел-ка

стандартным и одномерным.

Отчуждение характерно не только для неимущих, но и для богатых. Отчуждение

возможно преодолеть, но для этого необходимо создавать условия для развития

личности. С этой целью на 1-ый план ставят свободу личности, экономическую,

политическую, социальную, духовную.

39. Категории содержания и формы, их взаимодействие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты