Любое явление обладает как содержанием, так и формой.
Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и
свойственные ему функции.
Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та организация
предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может
выполнять свои функции.
Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой
степени зависят друг от друга.
1) Определяющая роль во взаимоотношениях содержания и формы
принадлежит содержанию. Форма возникает и складывается под
влиянием содержания.
2) Форма по отношению к содержанию не всегда автоматически
меняется вслед за изменением содержания. Некоторое время
содержание остается в старой форме. Отставание формы от
содержания может быть связано с некоторыми причинами влияния
содержания.
3) Форма может обладать относительной самостоятельностью, т.е. она
влияет на содержание.
Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий
характер:
1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия для его
развития.
2. если форма не соответствует содержанию, то содержание не может
развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.
Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет
меняется качественно.
40. Нравственность и ее роль в развитии общества.
Проблемами морали, нравственности занимается этика. Мораль, нравственность
означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры. К
сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и
ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само
поведение людей.
Первые этические представления возникли при разложении первобытнообщинного
строя и зарождении классового общества.
Сущность морали. Мораль – форма самосознания, посредством которого человек
приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и
смысла своего существования.
На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим
интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни.
Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной
сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью,
регулируя человеческие отношения в любой сфере.
Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-
исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире
социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм,
запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Мораль избирательна. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и
разрушения которых она от него требует, носят мировоззренческий характер.
Но ставит она их в практически поведенческой форме. Этим мораль отличается
от философии и науки.
Благодаря мировоззренческой направленности, мораль является внутренне
цельной упорядоченной системой. Специфическая сущность морали проявляется в
ее функциях:
1. регулятивная
2. воспитательная
3. познавательная
4. оценочно-императивная
5. ориентирующая
6. мотивационная
7. коммуникативная
8. прогностическая.
Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения,
моральное сознание.
Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа
нравственности:
. первый тип связей – это естественные природные связи,
характерные для начального этапа развития человека
. второй тип связей – связи, отношения личной зависимости,
обусловленные характером общественного устройства.
В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном
этапе развития классового общества, где человек является собственностью
другого человека.
В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу
развития классового общества, для которого характерны социальное
неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов,
религиозных и нравственных механизмов.
. третий тип связей характерен для общества, в котором процветает
личная независимость и новая форма зависимости – вещная.
41. Эстетическое сознание и его структура.
Слово эстетика произошло от греческого слова «эстезис», что означает
«ощущения», «чувственное восприятие». Впервые его ввел немецкий ученые
Баунгартен и положил тем самым начало 3 сферам духовного мира человека:
разум, воля и чувство – свел чувственное восприятие к характеристике двух
явлений: прекрасное и искусство как сфера наивысшего проявления красоты.
Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за
целостное, образное постижение человеком мира. В это определение входит и
прекрасное, возвышенное и другие категории (комическое, трагическое и
т.п.).
Сфера искусства, которая развивает и воспитывает чувственность, также
является предметом эстетического. Человеческая чувственность – способность
суждения; образное мышление, фантазия, сила воображения.
Отличие человека от животных состоит в:
1. целостном восприятии мира, силе воображения;
2. мышлении, понятиях.
Мышление в образах, творческое воображение может быть присуще человеку
изначально или воспитано. Простые формы этой способности представлены в
искусстве. Для развития способности мыслить необходим такой способ как
изучение истории философии, истории развития логических категорий. Для
развития человеческой чувственности существует один путь: воспитание вкуса
на сокровищах мирового искусства.
Главная черта, развитой человеческой чувственности – видеть в
индивидуальном уникальное, единственное в своем роде, всеобщее. Создает
такое индивидуальное художник. Специфика искусства состоит в том, что оно
развивает всеобщую способность человека.
Основные категории эстетического: прекрасное, возвышенное, комическое,
трагическое и др.
Категория прекрасного является мерой всех других категорий. Прекрасное
всегда исторически конкретно. Разные исторические периода знают разные
идеалы красоты. Прекрасное всегда национально окрашено.
Категории безобразное, низменное на имеют положительных ценностей для
человека.
На становление предмета эстетического влияли такие факторы как: философия,
искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки. Все эти
факторы действуют сообща, но можно проследит решающее влияние какого-то
одного
Существуют этапы в развитии предмета эстетического.
. Первый этап начался в Др. Греции в У1 в. до н.э. и завершился в
Новое Время в начале ХУШ в.
. Второй этап ХУШ – середина Х1Х вв. Эстетика утвердилась как
самостоятельная необходимая часть философии. Период немецкой
классической философии.
. Третий этап начался в середине Х1Х и продолжается до сегодняшних
дней. На него влияют позитивизм, социология.
Теория эстетики изучает эстетическую деятельность и эстетическое сознание.
Эстетическая деятельность – деятельность по законам красоты.
Самостоятельными формами эстетической деятельность являются искусство и
дизайн.
Дизайн – сознательная художественная форма образования предметной среда.
Искусство – форма общественного сознания.
Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности процесса
художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания
искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического
восприятия.
К проблемам художественного творчества относятся художественные направления
в искусстве, стиль, индивидуальная манера.
Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной (создание
произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое
созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения) деятельности.
Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие,
суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в
процессе эстетической деятельности.
Морфология искусства (виды):
1. художественная литература
2. архитектура
3. декоративное искусства
4. живопись
5. графика
6. музыка
7. хореография
8. театр
9. искусство фотографии
10. кино
11. телевидение
12. эстрада
13. цирк.
Функции искусства:
1. Гносеологическая
2. Воспитательная
3. Коммуникативная
42. Производительные силы и их элементы.
Производительные силы – активная сторона способа пр-ва.
Производительные силы состоят из личного элемента (чел-к или труд), вещного
эл-та (средства производства), которые подразделяются на предметы труда и
средства труда. Предметы труда – природный объект, на который направлены
условия, труд чел-ка. Средства труда - вещь или комплекс вещей, которые
помещает чел-к между собой и предметом труда. Из средств труда иногда
выделяют орудия труда как главный эл-т средств труда. Жесткой грани между
предметами и средствами труда не существует. Многие ученые считают, что чел-
к является активным источником, эл-том производительных сил, т.к.:
а) ведущая роль чел-ка в пр-ве связана не столько с его физическими
свойствами, сколько с его мышлением. Духовные способности чел-ка позволяют
приспособиться к новым техническим средствам пр-ва, идеально конструировать
такие средства.
б) активность чел-ка выражается и в возможности предвидения конечной формы
продукта пр-ва.
в) трудовые мотивации личности, т.е. отношение чел-ка к труду, его желание
трудиться. Без мотивации профессионального знания навыки, физическая сила
мертвы.
Другие ученые считают, что главным эл-том производительных сил являются
орудия труда, которые чел-к застал в готовом виде, совершенствовал и
поднимал их на более высокий уровень развития. Велика роль науки в развитии
производительных сил. История науки говорит о том, что наука превратилась в
непосредственную производительную силу общества, но такой она является в
целостной системе производительных сил. Важным фактором развития пр-ва
являются условия труда. В процессе пр-ва чел-к вступает в отношения не
только с природой, но и др. с др. для совместной деятельности и обмена этой
деятельностью.
43. Производственные отношения и их структура.
Производственные отношения – отношения, которые складываются между людьми в
процессе пр-ва средств жизни.
Производственные отношения наряду с производительными силами составляют 2-й
эл-т способа пр-ва. Основным содержанием производственных отношений
является обеспечение трудовой предметно-практической деятельности человека.
По своей структуре производственные отношения состоят из организационно-
технологических (орг-техн) и экономических отношений.
Орг-техн отношения – отношения между людьми в непосредственном
производственном процессе, связанные с разделением труда, координацией,
согласованием деятельности, к ним относятся и отношения управления.
Отсюда заключаем, что орг-техн отношения- отношения разделения, кооперации
труда и управления. Орг-техн отношения складываются объективно, содержанием
этих отношений является обмен трудовыми функциями, профессиональной
деятельностью между различными группами и отдельными людьми. Орг-техн
отношения имеют двойственный характер: они одновременно являются эл-том
производительных сил, т.е. речь идет о разделении и кооперации труда. Орг-
техн отношения рассматриваются исходя из самого производственного процесса,
в центре же экономических отношений находится непроизводственный процесс
как таковой, а вопросы собственности, распределения, обмена и потребления
продукта.
Экономические отношения – отношения, которые объективно складываются между
людьми по поводу присвоения средств пр-ва и предметов потребления
непосредственно в процессе пр-ва, распределения, обмена и потребления.
Эл-тами экономических отношений являются отношения собственности, отношения
распределения (пр-ва), отношения обмена и потребления. Главным эл-том
экономических отн-й являются отн-я собственности.
Собственность – исторически определенная форма присвоения людьми
материальных благ в процессе их пр-ва, обмена и потребления. Субъектом
собственности могут выступать люди, предприятия, гос-ва. Объектом
собственности являются факторы пр-ва и готовая продукция. Существует
стандартный подход к видам собственности и фундаментальный (нестандартный,
неклассический).
Стандартный – рассматривает индивидуальную частную, акционерную,
государственную, кооперативную и смешанную собственность.
Фундаментальный – признает существование трех основных видов собственности:
вещественная, интеллектуальная, управленческая. Вещественная –
собственность на любые материальные, телесные объекты. В основном она
соответствует осязаемой конкретной вещи, которая может быть отчуждена
(предприятия, недвижимость, транспорт, транспортные коммуникации,
большинство предметов потребления, имеющих характер вещи). Специфический
вид вещественной собственности – собственность чел-ка на свое тело.
Интеллектуальная – собственность на любые знания и информацию, на всякую
идею, отличную от вещи. Управленческая – назван так потому что объект его
не есть субстракт или имущество, а есть процесс или фун-ия.
Собственность на управление – есть нечто среднее между собственностью и
властью, с др. стороны это есть экономическая власть.
Ведущим видом собственности становится интеллектуальная.
44. Цивилизационный подход к анализу общества.
Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими
закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования
государств, наций, соц. групп и т. д.
Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на
нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет
свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации
взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности,
заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или
обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью
термина культурный ареал.
Функции цивилизаций:
1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической
преемственности и на определенной территории.
2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и
времени.
Специфичность цивилизации придает духовный фактор.
Отличие формации и цивилизации:
1) для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через
механизм традиций.
2) формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует
собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в
пространстве.
Существуют различные критерии определения цивилизаций: по
технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля,
ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения,
культурного географического ареала и т.д.
Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и
культуры,
характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных
общностей в целях воспроизводства общественных богатств.
Британский философ Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории»
рассматривает цивилизацию в форме культурно-исторической монадологии, т.е.
на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые
распадается человечество и которые он называет цивилизациями. Это
представление Тойнби сложилось под влиянием немецкого философа Шпенглера.
Различие в теориях Тойнби и Шпенглера в том, что Тойнби наряду с
естественной необходимостью признает за человеком способность к
самоопределению. А динамику цивилизации определяет законом вызова и ответа,
согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов
истории. Адекватный ответ – заслуга творческого меньшинства, которое
властвует сначала в силу своего авторитета, а затем превращается в
господствующее меньшинство.
Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со
способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный
ответ на вызов истории.
(из практики)Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в
основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные
особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс. Вебер – автор
работы “Протестантская этика и дух капитализма”. В исламе, как в особой
цивилизации, более ясно и чётко отношение к деньгам не одобряется. Наиболее
известная классификация принадлежит Арнольду Тойнби. Он различает 5 культур
– Западно-христианская культура, православно-христианская, исламская,
индуистская и дальневосточная (конфуцианская). Цивилизационный подход также
очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности:
боснийский конфликт. Различий между сербами и хорватами в языке меньше, чем
различия в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности
являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежим ли
мы к православной культуре или мы особая цивилизация.
Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая
азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала
преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура,
совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и вост
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8