Система восточных единоборств как вид духовного искусства

Система восточных единоборств как вид духовного искусства

Северо - западная академия государственной службы

Филиал Северо - западной академии государственной службы

В г. Мурманске

Курс : Философия

Р Е Ф Е Р А Т

На тему : Система восточных единоборств как виды духовного искусства

Выполнил студент 3-го курса

специальности «ГиМУ»

На базе среднего

профессионального образования

Конев Михаил Валентинович

______________________ « « __________ 1999г.

Преподаватель Рзаев Д.А. ,

к.ф.н. , профессор

_____________________ «

« __________1999 г.

г Мурманск , 1999 г.

с о д е р ж а н и е р е ф е р а т а

ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ВОСТОКА 3

История возникновения и развития воинских искусств востока . 5

Индийские основы философии боевых искусств. 6

ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ЯПОНИИ 8

ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУСТВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ . 13

ПОДХОД ВОСТОКА К СОЗНАНИЮ В ПОЕДИНКЕ. 17

Используемая литература : 19

ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ВОСТОКА

Все на свете презрев , об одном

помышляй неизменно ,

днем и ночью радей -

как проведать в жизни земной

тайну Истинного Пути .

Рекан - хоси (18-19 вв.) .

Р

астущий интерес к многовековой традиции воинского искусства Востока ,

объемлющей теорию и философию , стратегию и тактику военного дела , а также

системы единоборств , вряд ли можно объяснить лишь низкопотребительским

отношением. Гораздо важнее те общие уроки историко-культурного процесса ,

которые несет традиция. Древняя традиция такого рода подобна стреле ,

выпущенной из тугого лука коллективного опыта в бесконечность человеческого

бытия. Обратим взор на те яркие вспышки в памяти культуры Востока , которые

делают более зримой живую связь веков , их непрекращающийся диалог...

Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс ,

начавшийся за тысячелетия до н.э. , т.е. до рождества Христова. К.Ясперс ,

немецкий философ 20 века , именно это время назвал осевым временем.

В период между 800 и 200 гг. до н.э. произошел самый резкий поворот в

истории.

В это время происходит много необычайного. Именно в этот период в Китае

жили мыслители Конфуций , Лао - цзы , Мо - цзы , Ле – цзы , именно тогда и

появились все направления китайской философии .

В Индии возникли Упанишады , жил Будда ; в философии были рассмотрены все

возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма ,

материализма , софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире , где

идет борьба со злом ; в Палестине выступали пророки Илия , Исайя , Иеремия

и Второисайя

; в Греции - это время Гомера , философов Парнемида , Гераклита , Платона ,

драматургов Эсхила , Еврипида и Софокла , историка Фукидида и механика

Архимеда. Все , что связано с этими именами ,

возникло почти одновременно в течении немногих столетий в Китае , Индии

, на Западе Европы , независимо друг от друга.

Древний Китай. 6 век до н.э. Сунь цзы , знаменитый воин и мудрец

, завершает первый трактат о военном искусстве. Ему суждено было остаться

самым фундаментальным и почитаемым в "Семикнижии" военных трактатов и

разделить судьбу других канонических текстов.Произошло это по тому , что ,

кроме обобщения многовекового опыта военной стратегии и тактики , в "Сунь

цзы" нашло воплощение традиционно восточное представление о некоем высшем

законе , которому подчинено все сущее.

Истоки этого представления находят в древнейшей натурфилософской концепции

"инь-ян" , которая легла в основу знаменитой "Книги перемен" с ее

гадательной символикой триграмм и гексаграмм. Книга перемен вошла в

конфуцианское "Пятикнижие" . В конфуцианстве и даосизме высший природный

закон стал именоваться законом Неба и законом Дао. "Сунь цзы" как бы

демонстрировал действие всеобщего закона в военно-прикладной сфере.

Уникальный специальный источник превращался в философию военного дела ,

своего рода "библию" воинского искусства , в средоточие эзотерического

(тайного) знания , доступного только посвященным. Отсюда хранители секретов

военного дела и воинского искусства -выдающиеся полководцы , воины-мудрецы

, мастера становились одновременно носителями глубинных знаний о мире ,

высших ценностей и идеалов культуры. Именно перерастанием профессиональных

границ и выходом к познанию некоего высшего закона , которому подчиняется

все сущее , была обусловлена особая культурная значимость воинского

искусства на Востоке.

На "Сунь цзы" , ставшем канонизированным текстом , распространялась общая

традиционно восточная установка , сформулированная Конфуцием : "Передавать

, а не создавать , верить древности и любить ее". Светом своей мудрости

"Сунь цзы" , пожалуй , наиболее ярко озарил эпоху борьбы Трех царств (Вэй ,

Шу и У) , которая разгорелась в 3 веке н.э. Один из самых бурных периодов в

истории Китая с его непрекращающимися войнами стал грандиозным полигоном

испытаний для "Сунь цзы" , который был настольной книгой выдающихся

полководцев. Среди них Цао Цао- первый комментатор трактата. Предметом

комментирования становится и сама борьба Трех царств , что позволяет в

разрастающемся тексте "Сунь цзы" теоретически обобщить колоссальный опыт

военных действий.

В 14 веке теория и практика воинского искусства получают философско-

художественное осмысление в самой ранней китайской книжной эпопее - романе

Ло Гуаньчжуна "Троецарствие". В "Троецарствии" на основании официальных

исторических хроник и последующих народных книг повествуется о борьбе Трех

царств. Она длилась 76 лет - с начала так называемого "восстания Желтых

повязок" и до создания в 265 году единой Цзиньской империи. "Троецарствие"

, ставшее шедевром средневековой литературы , как и древнекитайский трактат

"Сунь цзы" , вошло в круг памятников , в которых традиция боевых искусств

Востока представлена в наиболее концентрированном и полном виде. Столь

разные по жанру и по объему памятники , отдаленные друг от друга веками ,

во многом дополняют друг друга. "Сунь цзы" как высшее достижение

древнекитайской теоретической мысли оказывается сопряженным с конкретным

опытом реализации стратегии и тактики военных действий , составляющих

событийную основу "Троецарствия". Однако монументальные памятники вступают

в исторический диалог не только по самой сути предмета воинского искусства

. Они имеют мировоззренческую , философскую основу , которая является общей

как для традиции боевых искусств , так и для культуры дальневосточного

региона в целом. Описание военных событий становится в "Троецарствии"

средством для извлечения уроков из истории , которая являет собой

величественный пример действия все того же высшего закона , а ее герои -

примеры обладания высшим знанием.

Какай же смысл заложен в понятии кэмпо? Однозначно ответить нелегко. Кэмпо-

это учение,сложный комплекс духовной и физической культуры,это многовековые

традиции борьбы,находящиеся в непрестанном развитии. Кэмпо-также и путь

реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосма человеческой

личности и макрокосма , достижения гармонии с миром и с самим собой.

Условно можно выделить следующие источники кэмпо:

даосская философия,выдвинувшая идеи Пустоты , борьбы сил Инь и

Ян,взаимодействия Пяти первоэлементов , Недеяния , Мягкости , Метаморфоз

;

йога как система психотренинга , физического и духовного совершенствования

человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех основных

национальных форм: индийская йога , тантрическая буддийская (китайская ,

тибетская , японская) йога и даосская (китайская) йога ;

традиционные теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной

энергии ци , о точках и меридианах , об их связи с внутренними органами , о

развитии энергетики организма (ци - гун) ;

"бионика" древности , наблюдение за повадками животных , из которого

возникли так называемые звериные стили кэмпо ;

локальные системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных

племен и народностей ;

опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая , в

которой сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы ;

Чань (Дзен) - буддийская психотехника , позволившая добиться поразительных

результатов в концентрации и самовнушении .

Можно также обозначить составные части кэмпо , сохранившиеся с древности до

наших дней :

конфуцианские этические нормы в формировании личности ;

разнообразная детально разработанная методика обучения : подготовка тела ,

психическая перестройка , способы работы с пятью стихиями , с предметами и

формами-образами ;

обширнейший арсенал приемов борьбы во всем многообразии национальных видов

, направлений , стилей и школ .

Только такая классификация дает возможность рассматривать кэмпо как единую

систему , как культорологический феномен , как особую область Знания , как

Учение.

В исторических записках Сыма ЦЯНЯ ( 2-1 вв. До н.э. ) приводится первая

классификация философских школ Древнего Китая :

. «сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ» (натурфилософы) ;

. школа служилых людей – ЖУЦЬЗЯ (конфуцианцы) ;

. школа «моистов» , «номиналистов» - МИНЬЦЗЯ (софисты) ;

. школа законников (легистов) – ФАЦЗЯ ;

. «школа ДАО и ДЭ» - даосисты .

Натурфилософы (сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ) развивали учение о

противоположных началах (мужское и женское , темное и светлое , восход и

заход). Найти гармонию , согласие между этими началами – вот одна из задач

тогдашней философии .

Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство . Это

учение характеризует идеализацию древности (золотой век) , культ предков ,

выполнение норм сяо – сыновняя почтительность и забота о родителях . Эта

норма стала общепризнанной в Китае . Идеал “ благородного человека “

присущ конфуцианству : такой человек – представитель высших слоев общества

и его скромность , бескорыстие , сдержанность – необходимые черты .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты