Система восточных единоборств как вид духовного искусства
Северо - западная академия государственной службы
Филиал Северо - западной академии государственной службы
В г. Мурманске
Курс : Философия
Р Е Ф Е Р А Т
На тему : Система восточных единоборств как виды духовного искусства
Выполнил студент 3-го курса
специальности «ГиМУ»
На базе среднего
профессионального образования
Конев Михаил Валентинович
______________________ « « __________ 1999г.
Преподаватель Рзаев Д.А. ,
к.ф.н. , профессор
_____________________ «
« __________1999 г.
г Мурманск , 1999 г.
с о д е р ж а н и е р е ф е р а т а
ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ВОСТОКА 3
История возникновения и развития воинских искусств востока . 5
Индийские основы философии боевых искусств. 6
ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ЯПОНИИ 8
ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУСТВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ . 13
ПОДХОД ВОСТОКА К СОЗНАНИЮ В ПОЕДИНКЕ. 17
Используемая литература : 19
ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ВОСТОКА
Все на свете презрев , об одном
помышляй неизменно ,
днем и ночью радей -
как проведать в жизни земной
тайну Истинного Пути .
Рекан - хоси (18-19 вв.) .
Р
астущий интерес к многовековой традиции воинского искусства Востока ,
объемлющей теорию и философию , стратегию и тактику военного дела , а также
системы единоборств , вряд ли можно объяснить лишь низкопотребительским
отношением. Гораздо важнее те общие уроки историко-культурного процесса ,
которые несет традиция. Древняя традиция такого рода подобна стреле ,
выпущенной из тугого лука коллективного опыта в бесконечность человеческого
бытия. Обратим взор на те яркие вспышки в памяти культуры Востока , которые
делают более зримой живую связь веков , их непрекращающийся диалог...
Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс ,
начавшийся за тысячелетия до н.э. , т.е. до рождества Христова. К.Ясперс ,
немецкий философ 20 века , именно это время назвал осевым временем.
В период между 800 и 200 гг. до н.э. произошел самый резкий поворот в
истории.
В это время происходит много необычайного. Именно в этот период в Китае
жили мыслители Конфуций , Лао - цзы , Мо - цзы , Ле – цзы , именно тогда и
появились все направления китайской философии .
В Индии возникли Упанишады , жил Будда ; в философии были рассмотрены все
возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма ,
материализма , софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире , где
идет борьба со злом ; в Палестине выступали пророки Илия , Исайя , Иеремия
и Второисайя
; в Греции - это время Гомера , философов Парнемида , Гераклита , Платона ,
драматургов Эсхила , Еврипида и Софокла , историка Фукидида и механика
Архимеда. Все , что связано с этими именами ,
возникло почти одновременно в течении немногих столетий в Китае , Индии
, на Западе Европы , независимо друг от друга.
Древний Китай. 6 век до н.э. Сунь цзы , знаменитый воин и мудрец
, завершает первый трактат о военном искусстве. Ему суждено было остаться
самым фундаментальным и почитаемым в "Семикнижии" военных трактатов и
разделить судьбу других канонических текстов.Произошло это по тому , что ,
кроме обобщения многовекового опыта военной стратегии и тактики , в "Сунь
цзы" нашло воплощение традиционно восточное представление о некоем высшем
законе , которому подчинено все сущее.
Истоки этого представления находят в древнейшей натурфилософской концепции
"инь-ян" , которая легла в основу знаменитой "Книги перемен" с ее
гадательной символикой триграмм и гексаграмм. Книга перемен вошла в
конфуцианское "Пятикнижие" . В конфуцианстве и даосизме высший природный
закон стал именоваться законом Неба и законом Дао. "Сунь цзы" как бы
демонстрировал действие всеобщего закона в военно-прикладной сфере.
Уникальный специальный источник превращался в философию военного дела ,
своего рода "библию" воинского искусства , в средоточие эзотерического
(тайного) знания , доступного только посвященным. Отсюда хранители секретов
военного дела и воинского искусства -выдающиеся полководцы , воины-мудрецы
, мастера становились одновременно носителями глубинных знаний о мире ,
высших ценностей и идеалов культуры. Именно перерастанием профессиональных
границ и выходом к познанию некоего высшего закона , которому подчиняется
все сущее , была обусловлена особая культурная значимость воинского
искусства на Востоке.
На "Сунь цзы" , ставшем канонизированным текстом , распространялась общая
традиционно восточная установка , сформулированная Конфуцием : "Передавать
, а не создавать , верить древности и любить ее". Светом своей мудрости
"Сунь цзы" , пожалуй , наиболее ярко озарил эпоху борьбы Трех царств (Вэй ,
Шу и У) , которая разгорелась в 3 веке н.э. Один из самых бурных периодов в
истории Китая с его непрекращающимися войнами стал грандиозным полигоном
испытаний для "Сунь цзы" , который был настольной книгой выдающихся
полководцев. Среди них Цао Цао- первый комментатор трактата. Предметом
комментирования становится и сама борьба Трех царств , что позволяет в
разрастающемся тексте "Сунь цзы" теоретически обобщить колоссальный опыт
военных действий.
В 14 веке теория и практика воинского искусства получают философско-
художественное осмысление в самой ранней китайской книжной эпопее - романе
Ло Гуаньчжуна "Троецарствие". В "Троецарствии" на основании официальных
исторических хроник и последующих народных книг повествуется о борьбе Трех
царств. Она длилась 76 лет - с начала так называемого "восстания Желтых
повязок" и до создания в 265 году единой Цзиньской империи. "Троецарствие"
, ставшее шедевром средневековой литературы , как и древнекитайский трактат
"Сунь цзы" , вошло в круг памятников , в которых традиция боевых искусств
Востока представлена в наиболее концентрированном и полном виде. Столь
разные по жанру и по объему памятники , отдаленные друг от друга веками ,
во многом дополняют друг друга. "Сунь цзы" как высшее достижение
древнекитайской теоретической мысли оказывается сопряженным с конкретным
опытом реализации стратегии и тактики военных действий , составляющих
событийную основу "Троецарствия". Однако монументальные памятники вступают
в исторический диалог не только по самой сути предмета воинского искусства
. Они имеют мировоззренческую , философскую основу , которая является общей
как для традиции боевых искусств , так и для культуры дальневосточного
региона в целом. Описание военных событий становится в "Троецарствии"
средством для извлечения уроков из истории , которая являет собой
величественный пример действия все того же высшего закона , а ее герои -
примеры обладания высшим знанием.
Какай же смысл заложен в понятии кэмпо? Однозначно ответить нелегко. Кэмпо-
это учение,сложный комплекс духовной и физической культуры,это многовековые
традиции борьбы,находящиеся в непрестанном развитии. Кэмпо-также и путь
реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосма человеческой
личности и макрокосма , достижения гармонии с миром и с самим собой.
Условно можно выделить следующие источники кэмпо:
даосская философия,выдвинувшая идеи Пустоты , борьбы сил Инь и
Ян,взаимодействия Пяти первоэлементов , Недеяния , Мягкости , Метаморфоз
;
йога как система психотренинга , физического и духовного совершенствования
человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех основных
национальных форм: индийская йога , тантрическая буддийская (китайская ,
тибетская , японская) йога и даосская (китайская) йога ;
традиционные теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной
энергии ци , о точках и меридианах , об их связи с внутренними органами , о
развитии энергетики организма (ци - гун) ;
"бионика" древности , наблюдение за повадками животных , из которого
возникли так называемые звериные стили кэмпо ;
локальные системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных
племен и народностей ;
опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая , в
которой сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы ;
Чань (Дзен) - буддийская психотехника , позволившая добиться поразительных
результатов в концентрации и самовнушении .
Можно также обозначить составные части кэмпо , сохранившиеся с древности до
наших дней :
конфуцианские этические нормы в формировании личности ;
разнообразная детально разработанная методика обучения : подготовка тела ,
психическая перестройка , способы работы с пятью стихиями , с предметами и
формами-образами ;
обширнейший арсенал приемов борьбы во всем многообразии национальных видов
, направлений , стилей и школ .
Только такая классификация дает возможность рассматривать кэмпо как единую
систему , как культорологический феномен , как особую область Знания , как
Учение.
В исторических записках Сыма ЦЯНЯ ( 2-1 вв. До н.э. ) приводится первая
классификация философских школ Древнего Китая :
. «сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ» (натурфилософы) ;
. школа служилых людей – ЖУЦЬЗЯ (конфуцианцы) ;
. школа «моистов» , «номиналистов» - МИНЬЦЗЯ (софисты) ;
. школа законников (легистов) – ФАЦЗЯ ;
. «школа ДАО и ДЭ» - даосисты .
Натурфилософы (сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ) развивали учение о
противоположных началах (мужское и женское , темное и светлое , восход и
заход). Найти гармонию , согласие между этими началами – вот одна из задач
тогдашней философии .
Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство . Это
учение характеризует идеализацию древности (золотой век) , культ предков ,
выполнение норм сяо – сыновняя почтительность и забота о родителях . Эта
норма стала общепризнанной в Китае . Идеал “ благородного человека “
присущ конфуцианству : такой человек – представитель высших слоев общества
и его скромность , бескорыстие , сдержанность – необходимые черты .