Система восточных единоборств как вид духовного искусства

, земля в середине.".

Образуются пять стихий из "разделения ци неба и ци земли" в процессе

взаимодействия сил Инь и Ян. Они же , пять стихий , могут находиться в

порядке взаимопреодоления : дерево - земля - вода - огонь - металл.

Сочетание пяти стихий определяет все явления и процессы в природе , весь

ход вселенских метаморфоз , а так же всю теорию и практику китайской

медицины , теорию и практику кэмпо.

Первоэлементы имеют соответствия во внутренних органах тела , во всех пяти

чувствах человека , образуя пятеричные ряды вкусовых , звуковых , цветовых

, осязательных и обонятельных ощущений. Отсюда для даосов вытекала

возможность научиться управлять "игрой стихий" , улавливая закономерности

их смены и взаимопереходов , культивируя в своем организме одно и изживая

другое. Однако для этого, прежде всего, следовало постигнуть Естественный

порядок вещей , Великое Дао , направляющее ход жизненных метаморфоз.

Для Китая первым "священным писанием" явилась "Книга перемен" ("И - цзин")

, содержавшая в виде математических и образных символов все представления

мыслителей древности о мире и человеке. На протяжении более трех тысяч лет

"Книга перемен" составляла базу даосской философии , медицины ,

астрономии , исторической науки и всех воинских искусств. В области кэмпо

значение ее сохраняется и по сей день.

Китайская философия , искусство и литература всегда тяготели к нумерологии

, к символике сакральных чисел , геометрических фигур , цветов и предметных

образов , которая в полной мере отражена и в области воинских искусств.

Смысл этой символики , представленной в "И - цзин" , в упрощенном виде

таков. Небо (космос) по природе своей едино , а Земля множественна в

разнообразии предметных форм. Таким образом , число 1 и все нечетные до 9

включительно суть числа Неба . Число 2 и все четные до 10 включительно

суть числа Земли. 1+2 есть образ слияния Неба и Земли , выражающий

активное начало Ян , а также символизирующий Человека , порождение Земли и

Неба.

Число 3 , помноженное на число , соответствующее временам года , т.е. на 4

, равно 12. Это количество месяцев в году и созвездий зодиака , а,

следовательно , также число Неба.

Магические свойства приписывались также пятерице , числам 8 , 10 , 12 , 60

, 72 , 108 и др., имеющим соответствия в системе летоисчисления , отсчета

времени и пространства.

Географическая ориентация базировалась на восьми сторонах света. К четырем

точкам (север , юг , восток и запад) добавлялись промежуточные (северо -

восток , юго - запад и т.д).

Таким образом , выражению "на все четыре стороны", то есть в "в любом

направлении" , соответствовало в Китае и Японии понятие "на все восемь

сторон". В практике воинских искусств наиболее сложные приемы самозащиты

строились по принципу обороны против восьми противников , образующих круг.

Небо бесконечно , поэтому в геометрическом представлении оно мыслится как

единая бесконечная линия - круг. Земля же конечна и ограничена в

пространстве. Ее символ - квадрат. Небо воплощает силу Ян , Земля воплощает

силу Инь. Геометрический символ человека - треугольник. Эти фигуры нетрудно

обнаружить на древних и средневековых схемах строения мира в индуистской ,

даосской и буддийской системах космологии , в мантике и в магии.

Согласно учению "Книги перемен" , жизнь в широком смысле - это бесконечная

череда метаморфоз , проистекающих из взаимодействия и борьбы сил света и

тьмы , упругости и податливости , жары и холода. Каждая из возможных

метаморфоз условно обозначается одним из магических знаков - символов гуа.

Первоначально было создано восемь символов - гуа из трех черт (триграмм) ,

прикрепленных к конкретным кругам понятий и получивших определенные

названия. Триграммам соответствуют также специфические свойства и

материальные образы. Со временем символы триграмм были удвоены и

образовались 64 так называемых гексаграммы.

Любой жизненный процесс вписывается в предложенную схему триграмм и

гексаграмм на стадиях своего зарождения , бытия и исчезновения.Чаще всего

триграммы в классической схеме располагаются по кругу , в центре которого -

"монада" Инь - Ян , символизирующая развитие жизни .

Такова общая идея , несущая понятие соотношения , резонанса Инь и Ян. В

жизненной борьбе , как и в схватке с конкретным противником , будь то

человек или зверь , побеждает лишь постигший закономерности Перемен ,

взаимодействие покоя и движения , наступления и отступления , жесткости и

мягкости , силы и податливости.

Как же трактовались принципы "И - цзина" в заветах древних мастеров

воинских искусств? Исходным для всех даосских школ кэмпо положением можно

считать следование правилу уравновешивания полюсов , компенсации активного

действия пассивным противодействием и оптимального разрешения противоречий.

В кэмпо каждое движение дополняется своей противоположностью: за поднятием

руки следует опускание , за шагом вперед - шаг назад и т.д. Плавное

перетекание , непрерывная смена движений сравниваются со спокойным током

равнинной реки , мощным и уверенным , преодолевающим все препятствия на

пути.

"Природа , достигнув совершенства , возвращается к свойствам . Свойства в

высшем пределе становятся тождественны первоначалу , тождественные

первоначалу становятся пустыми , а пустые - великими",- сказано у древних.

В основе всего даосско-буддийского миропорядка заложена идея Пустоты ,

Небытия . Ее математический символ - ноль , пространственный - круг ,

умозрительный - пустота. Но это идеалистическое построение несет в себе

странную потенцию. Если сумма и произведение всей тьмы вещей в мире равны

нулю , то и каждая вещь в отдельности равна нулю , т.е. мнима. Но если так

, то вселенная равна человеку , а человек равен вселенной и может стяжать

всю ее мощь - если сумеет найти правильный способ , Путь. От этого

постулата и отталкивается даосско - буддийское мышление в вопросе о месте

человека во вселенной.

В трактате "Хуайнань - цзы" (2 в. до н.э.) приводится красочное описание

Дао (Пути) : "Дао покрывает небо , поддерживает землю , развертывает четыре

стороны света , раскрывает восемь пределов ... Сжатое - способно

расправляться , темное - способно стать светлым , слабое - способно стать

сильным , мягкое - способно стать твердым ... В природе все и без насилия

согласно с Дао , и без уговоров проникнуто благом ... На разум опирается и

кончик осенней паутинки , и целостность всего огромного космоса. Благо Дао

приводит в согласие небо и землю , в гармонию Инь и Ян , согласует пять

первоэлементов ..."

Невыразимая и чисто умозрительная природа Дао в даосском мировоззрении

символизирует мировую гармонию и внутреннее равновесие. Соответственно ,

достигнув внутреннего равновесия , можно приобщиться к мировой гармонии , а

для этого необходимо овладеть разлитой в теле энергией ци , научиться

управлять ею , изливать ее и впитывать из космического океана. Кроме того ,

нужно очистить "замутненный" дух (шень) , чтобы добиться состояния

просветленности. Но просветленный дух и очищенная энергия должны обретаться

в достойном вместилище , а потому следует всячески заботиться о своем теле

, оберегать его и развивать , дабы получить гармоничное Целое - слияние

физического и духовного , рационального и сверх рационального.

Способом постижения Дао и обретения целостности для мастера кэмпо было

сознание Закона всеобщего соответствия , нормой жизни - адаптация к природе

, обществу , стихиям.

Правильное понимание Дао и воплощение в жизнь Пути именуется в даосской

философии дэ. В знаменитом трактате Лао - цзы (6 - 5 в. до н.э.) "Даодэ -

цзин" ("О Дао и его манифестации") обладание дэ приравнивается к достижению

состояния полной естественности , единства с природой : "Кто содержит в

себе совершенное дэ , тот похож на новорожденного . Ядовитые насекомые и

змеи его не ужалят , свирепые звери его не схватят , хищные птицы его не

заклюют... Он совершенно гармоничен".

Состояние естественности (цзыжань),естественной расслабленности

(фансун)считается в даосской натурфилософии залогом правильной циркуляции

энергии в теле и гармонии с природой. Поэтому и кэмпо в качестве исходной

установки для бойца определяет освобождение от оков рационального

мировосприятия , пустого умствования. Обоснование этому требованию мы

находим у Чжуан - цзы (4 - 3 вв. до н.э.) : "Ведь пьяный при падении с

повозки , даже очень резком , не разобьется до смерти. Кости и сочленения у

такие же , как и у других людей , а повреждения иные , ибо душа у него

целостная. Сел в повозку неосознанно и упал неосознанно. Думы о жизни и

смерти , удивление и страх не нашли место в его груди , поэтому ,

сталкиваясь с предметом , он не сжимался от страха. Если человек обретает

подобную целостность от вина , то какую же целостность должен он обрести от

природы. Мудрый человек сливается с природой , поэтому ничто не может ему

повредить".

Даосы воспринимали мир в его единстве , стараясь избегать столь характерной

для западного мышления дуальности , деления на хорошее и плохое , красивое

и уродливое. Ведь начала Инь не может быть без начала Ян , Света без Тьмы.

Вечное движение в космическом вихре пяти стихий - основа основ даосского

учения о мироздании , о времени и пространстве , о человеке и его месте во

Вселенной.

Что же делать человеку , желающему постигнуть "естественный закон"? По сути

дела , ничего , отвечают даосы , по крайней мере ничего лишнего. Прежде

всего, никакой суеты , никаких попыток идти против течения , бороться с

сильнейшим , давая место негодованию и гневу. Побеждать следует Недеянием.

Совершенствовать собственную нравственность , применяясь к законам природы

. Не обязательно предаваться аскезе , удаляясь от мира с его треволнениями

, опасностями , бесконечными конфликтами. Да , бороться необходимо , но

лишь тщательно взвесив соотношение сил и выявив слабые места противника.

Таков закон жизни. Такова наука борьбы.

В даосских понятиях популярен образ Мягкого и Слабого , одолевающего

Твердое и Сильное. Совершенномудрые , в понимании даосов ,- это те , кто

"действуют мягко , а на деле - твердо ; с помощью слабого оказываются

сильными. Следуя смене превращений , овладевают искусством Одного , и с

помощью немногого управляют многим. Те , кого называют "сильны делами" ,

встречая изменения , откликаются на момент , устраняют несчастье ,

побеждают трудности. Нет такой силы , которую бы не одолели , нет такого

врага , которого бы не осилили",- читаем мы в "Хуайнань - цзы".

На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу.

Податливость обращает натиск врага против самого , использует его силу для

его же уничтожения.

Если рассматривать эти понятия во временном срезе , мы увидим , что

молодость неизменно теснит старость. По истечении положенного срока

высыхают и ломаются ветви орешника , на смену им из того же корня тянутся

новые побеги. Сама цикличность вселенских метаморфоз предопределяет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты