магии , пронизывающие кэмпо и другие воинские искусства в ареале
распространения буддизма , берут свое начало в "тайном учении".
Хотя тантризм никогда не вступал в противоречие с ортодоксальным буддизмом
, различия были весьма существенны , и на их почве возникло немало
своеобразных сект. Говоря упрощенно , если верующий буддист любого толка
почитает Будду и бодхисатв , придерживается обычных обрядов и читает сутры
Махаяны , то последователь "тайного учения" видит мир в образе магического
круга (мандала) , читает заклинания , доступные лишь посвященным ,
отправляет многочисленные загадочные церемонии в узком кругу
единомышленников и поклоняется наиболее таинственным божествам буддийского
пантеона.
Тантризм зародился в Индии к середине 1 тысячелетия н.э. Создателем его
считается мудрец Асанга из секты йогачара , впервые объединивший
мистическую практику ведийской йоги с положениями буддизма Махаяны. Учение
было запечатлено в текстах (тантрах) , содержавших наряду с философскими и
космогоническими построениями различные указания к тайным действам , цель
которых - в слиянии личности с вселенским Единством и великой Пустотой. К 7-
8 вв. тантризм размежевался на два направления : тантризм Левой и Правой
руки. Первое , известное также под названием ваджраяна , укоренилось в
Тибете и впоследствии дало богатый урожай парапсихологических и оккультных
феноменов. Ваджраяна характеризуется крайним экстремизмом и сексуальными
оргиями , связанными с культом женских божеств. В Китае и Японии получил
распространение тантризм Правой руки , значительно более умеренный и
проповедующий культ мужских божеств.
Кардинальным тезисом тантризма было признание трех таинств - мысли , слова
и дела - нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Концепция
трех таинств предполагала , что мысль , слово и дело суть различные
проявления действительности Единого (самата). Следовательно , постижение
Единого достигается равно медитацией , заклинаниями и конкретными
физическими акциями. В свою очередь , Единое имеет свою манифестацию в
телесном , физическом мире ("Телесная мандала") и в трансцендентном ,
метафизическом мире - иначе говоря , в "Алмазном мире" ("Алмазная
мандала").
Путями к достижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой , согласно
доктрине тантризма , было чтение тантр и размышление на темы тантр ,
произнесение магических словесных формул (мантр) и воспроизведение
магических жестов (мудр). Правильное сочетание путей гарантировало
обретение сверхчеловеческого могущества.
Все предписания тантризма носили сакральных характер и были подчинены идее
теснейшей взаимосвязи макрокосма и микрокосма , унаследованной , как и
многие ритуалы , от йогической ведийской традиции. Оттуда же были
заимствованы "приемы" черной и белой магии : гипноз , порча , насылание
болезней и смерти ,а также врачевание , укрепление духовных и физических
сил , экзорсизм.
Важным аспектом в практике эзотерического буддизма было чтение
молитвословий , извлечений из сутр (дхарани). Иногда дхарани , в которых
молящийся как бы достигал единения с божеством , служили в качестве
проклятий о должны были вызывать дождь , снег , насылать град , посылать
здоровье или смерть. В начале и в конце , а иногда и в середине дхарани
содержались магические созвучия - мантры , часто даже не имевшие никакого
семантического значения. Особенно большая роль отводилась мантрам в
тибетском буддизме , но влияние их заметно также в китайском и японском
тантризме, от которого протягивается нить ко многим воинским искусствам.
Отголоски учения о мантрах легко обнаружить в теории цюань-шу , кэн-до ,
аики-до , карате.
Согласно догмам тантризма , звучание мантр вызывает в теле вибрационные
колебания , различные ритмы которых могут порождать те или иные состояния
духа-разума , сознания. Мантры представляют собой также объекты медитации
для духа-разума. Их истинный смысл познается в процессе медитации за счет
"прорастания семян-биджа" , заключенных в созвучии. Тем самым
устанавливается единство между мыслью и словом , которые сопровождаются
сакральным жестом.
Широко известна тибетская мантра "Ом-мани-падме-хум" ("О! Сокровище в
лотосе!"), якобы способная проникать во все шесть сфер бытия и обеспечивать
освобождение от бесконечного цикла рождений и смерти. Эта мантра развилась
в целую магическую систему , как и многие менее популярные ее аналоги.
Например,все звуки заклинания соотносятся с определенными цветами : ом -
белый , ма - синий , ни - желтый , пад - зеленый , ме - красный , хум -
черный. Цвета перекликаются с соответствующими стихиями и силами в природе.
Пальцы рук , сложенные в мудру при произнесении заклинания , также
отождествляются с цветами и символическими звуками.
Тантризм разработал учение об изначальных звуках-ростках , лежащих в основе
творения и меняющих игрой звучания ритм Бытия. Биджа могут заменять всю
мантру , слово и объект медитации. Все божественное , а следовательно ,
любой феномен природы имеет свое биджа , сила которой может передаваться
праведнику при повторении звука и замыкании пальцев в мудру. В этом случае
тело получает заряд энергии и силы , сокрытой в биджа.
В картине мира , мандале тантрических сект присутствуют пять таких
изначальных звуков , корреспондирующих со сторонами света и центром : А ,
У , Э , И . Нередко грозные стражи ворот в буддийских храмах ,
запечатленные в характерных позах кэмпо , "произносят" (судя по форме губ)
священные изначальные звуки. В них , по убеждению старых мастеров , кроется
секрет концентрации энергии (ки - аи) , мировой вибрации , ритма движений.
Отсюда и легенды о мастерах кэмпо , умевших парализовать противника боевым
кличем.
Целью практики эзотерического буддизма является психическое единение с
мирозданием и познание Пустоты , для чего необходимо дополнять медитацию и
мантры безошибочными каноническими мудрами. Слова и мысли соприкасаются
также близко , как звук и жест. Жест дает визуальное представление об
активности тела и о таинстве слова , будучи своего рода "печатью ,
скрепляющей единство". Именно такое значение имеет и китайский иероглиф ,
употребляющийся для передачи понятия мудра. Спокойствие , бесстрашие ,
внимательность - всего можно достигнуть в слиянии с Единым мировым началом
через дхарани , мантру и мудру , дополненные медитацией , при которой сила
и энергия с объекта медитации переносятся на субъект. В слиянии с Единым ,
как учили основоположники тантризма , Тело и Дух-разум приходят к полной
гармонии , дающей носителю этой гармонии бесконечное могущество.
Тантрический буддизм , развивший "учение о трех таинствах" , наложил
заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии , породив
уникальную прикладную разновидность йоги. Поколения монахов-воинов
приобщались к эзотерическому учению , чтобы обрести "алмазную крепость"
тела и духа.
ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ЯПОНИИ
“ Собственным телом не владеешь -
как же можешь
обрести Путь и им владеть ! “
Ле - цзы (6-5 вв. до н.э.)
Х
отя буддизм всегда считался самой миролюбивой из всех мировых религий ,
именно в нем сложились наиболее благоприятные предпосылки для развития
классических воинских искусств Востока. Согласно учению Будды , жизнь есть
страдание , и человек , подчиняясь закону причинно-следственной связи всего
сущего (кармы) , обречен влачить свое земное бытие смиренно и
беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной цепи перерождений .
Однако у человека остается надежда на спасение , на выход из греховного
жизненного круга (сансары) и погружение в блаженство нирваны. Многие
буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное
самосозерцание , иные считали достаточным истовую молитву , поклонение
святыням , но были и такие , что мобилизовывали разум и волю человека для
неустанного труда во имя высшей цели.
При всех различиях школ , течений и направлений большинство японских бу -
дзюцу (школ боевых искусств) сходятся в единой системе психофизического
тренинга кэмпо , воплощающего жизненную философию Дзен - буддизма . Дзен
называют религией самураев. Правильнее было бы назвать его способом
постижения Пути , духовной опорой личности на стезе самосовершенствования.
Со времени своего утверждения на японских островах (12 - 13 вв.) Дзен был
тесно связан с жизнью самурайства , повседневно предоставляя воинам
моральную и философскую поддержку . В плане моральном буси ценили Дзен как
религию , которая призывает , ступив на избранный путь , не оглядываться
назад. В плане философском преимущества Дзен сказывались в отрицании
различия между жизнью и смертью , бытием и небытием. Суровые воины ,
превыше всего ставившие простоту и не склонные к праздному умствованию ,
находили мотивировку своих устремлений в доктрине Дзен. Аскетическая
направленность Дзен - буддизма всегда прекрасно сочеталась с
воинственностью. Не случайно колыбелью кэмпо в Китае стали считать чаньские
(дзенские) монастыри. Формируя целостную и целеустремленную личность , Дзен
призывал полагаться только на себя и черпать силы из гармонического слияния
с природой.
Философия Дзен , утверждающая непознаваемость Вселенной , отрицает
доминанту объективной реальности , которая провозглашается иллюзорным
плодом человеческого воображения. Отрицает она и Бога , требующего
послушания и распределяющего души смертных между раем и адом. В учении Дзен
человек предстает манифестацией жизненной силы мироздания - силы , дающей
почти неограниченные возможности. Участвуя в бесконечном цикле метаморфоз ,
человек должен сам конструировать свой микрокосм - всемерно развивать
заложенные в нем способности : углублять мудрость , наращивать силу ,
культивировать мужество и любви к ближнему.
Важным моментом в практике Дзен является "снятие дуальности" , осознание
взаимосвязи и взаимозависимости всех частиц мироздания , в том числе духа и
тела , ментального и физического начал. Отсюда следует возможность
достижения физического совершенства путем улучшения собственных морально -
этических качеств , гармонического развития духа и плоти.
В отличие от ортодоксального буддизма Дзен не требовал от человека полного
забвения мирских страстей и влечений во имя достижения нирваны. Утверждая ,
что каждому под силу стать Буддой , мастера Дзен учили , что нирвану
следует искать посреди сансары (мира страстей) , а не вдали от него.
Доктрина Дзен апеллировала к духу и разуму обычного человека , подталкивая
его к интуитивному познанию Пути , к мобилизации всех своих внутренних
ресурсов из сферы сознательного и подсознательного для приобщения к высшей
иррациональной мудрости.
Специфической особенностью Дзен стала концепция Прозрения (сатори) -
конечной цели всех духовных и физических упражнений. Прозрение означало