Система восточных единоборств как вид духовного искусства

магии , пронизывающие кэмпо и другие воинские искусства в ареале

распространения буддизма , берут свое начало в "тайном учении".

Хотя тантризм никогда не вступал в противоречие с ортодоксальным буддизмом

, различия были весьма существенны , и на их почве возникло немало

своеобразных сект. Говоря упрощенно , если верующий буддист любого толка

почитает Будду и бодхисатв , придерживается обычных обрядов и читает сутры

Махаяны , то последователь "тайного учения" видит мир в образе магического

круга (мандала) , читает заклинания , доступные лишь посвященным ,

отправляет многочисленные загадочные церемонии в узком кругу

единомышленников и поклоняется наиболее таинственным божествам буддийского

пантеона.

Тантризм зародился в Индии к середине 1 тысячелетия н.э. Создателем его

считается мудрец Асанга из секты йогачара , впервые объединивший

мистическую практику ведийской йоги с положениями буддизма Махаяны. Учение

было запечатлено в текстах (тантрах) , содержавших наряду с философскими и

космогоническими построениями различные указания к тайным действам , цель

которых - в слиянии личности с вселенским Единством и великой Пустотой. К 7-

8 вв. тантризм размежевался на два направления : тантризм Левой и Правой

руки. Первое , известное также под названием ваджраяна , укоренилось в

Тибете и впоследствии дало богатый урожай парапсихологических и оккультных

феноменов. Ваджраяна характеризуется крайним экстремизмом и сексуальными

оргиями , связанными с культом женских божеств. В Китае и Японии получил

распространение тантризм Правой руки , значительно более умеренный и

проповедующий культ мужских божеств.

Кардинальным тезисом тантризма было признание трех таинств - мысли , слова

и дела - нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Концепция

трех таинств предполагала , что мысль , слово и дело суть различные

проявления действительности Единого (самата). Следовательно , постижение

Единого достигается равно медитацией , заклинаниями и конкретными

физическими акциями. В свою очередь , Единое имеет свою манифестацию в

телесном , физическом мире ("Телесная мандала") и в трансцендентном ,

метафизическом мире - иначе говоря , в "Алмазном мире" ("Алмазная

мандала").

Путями к достижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой , согласно

доктрине тантризма , было чтение тантр и размышление на темы тантр ,

произнесение магических словесных формул (мантр) и воспроизведение

магических жестов (мудр). Правильное сочетание путей гарантировало

обретение сверхчеловеческого могущества.

Все предписания тантризма носили сакральных характер и были подчинены идее

теснейшей взаимосвязи макрокосма и микрокосма , унаследованной , как и

многие ритуалы , от йогической ведийской традиции. Оттуда же были

заимствованы "приемы" черной и белой магии : гипноз , порча , насылание

болезней и смерти ,а также врачевание , укрепление духовных и физических

сил , экзорсизм.

Важным аспектом в практике эзотерического буддизма было чтение

молитвословий , извлечений из сутр (дхарани). Иногда дхарани , в которых

молящийся как бы достигал единения с божеством , служили в качестве

проклятий о должны были вызывать дождь , снег , насылать град , посылать

здоровье или смерть. В начале и в конце , а иногда и в середине дхарани

содержались магические созвучия - мантры , часто даже не имевшие никакого

семантического значения. Особенно большая роль отводилась мантрам в

тибетском буддизме , но влияние их заметно также в китайском и японском

тантризме, от которого протягивается нить ко многим воинским искусствам.

Отголоски учения о мантрах легко обнаружить в теории цюань-шу , кэн-до ,

аики-до , карате.

Согласно догмам тантризма , звучание мантр вызывает в теле вибрационные

колебания , различные ритмы которых могут порождать те или иные состояния

духа-разума , сознания. Мантры представляют собой также объекты медитации

для духа-разума. Их истинный смысл познается в процессе медитации за счет

"прорастания семян-биджа" , заключенных в созвучии. Тем самым

устанавливается единство между мыслью и словом , которые сопровождаются

сакральным жестом.

Широко известна тибетская мантра "Ом-мани-падме-хум" ("О! Сокровище в

лотосе!"), якобы способная проникать во все шесть сфер бытия и обеспечивать

освобождение от бесконечного цикла рождений и смерти. Эта мантра развилась

в целую магическую систему , как и многие менее популярные ее аналоги.

Например,все звуки заклинания соотносятся с определенными цветами : ом -

белый , ма - синий , ни - желтый , пад - зеленый , ме - красный , хум -

черный. Цвета перекликаются с соответствующими стихиями и силами в природе.

Пальцы рук , сложенные в мудру при произнесении заклинания , также

отождествляются с цветами и символическими звуками.

Тантризм разработал учение об изначальных звуках-ростках , лежащих в основе

творения и меняющих игрой звучания ритм Бытия. Биджа могут заменять всю

мантру , слово и объект медитации. Все божественное , а следовательно ,

любой феномен природы имеет свое биджа , сила которой может передаваться

праведнику при повторении звука и замыкании пальцев в мудру. В этом случае

тело получает заряд энергии и силы , сокрытой в биджа.

В картине мира , мандале тантрических сект присутствуют пять таких

изначальных звуков , корреспондирующих со сторонами света и центром : А ,

У , Э , И . Нередко грозные стражи ворот в буддийских храмах ,

запечатленные в характерных позах кэмпо , "произносят" (судя по форме губ)

священные изначальные звуки. В них , по убеждению старых мастеров , кроется

секрет концентрации энергии (ки - аи) , мировой вибрации , ритма движений.

Отсюда и легенды о мастерах кэмпо , умевших парализовать противника боевым

кличем.

Целью практики эзотерического буддизма является психическое единение с

мирозданием и познание Пустоты , для чего необходимо дополнять медитацию и

мантры безошибочными каноническими мудрами. Слова и мысли соприкасаются

также близко , как звук и жест. Жест дает визуальное представление об

активности тела и о таинстве слова , будучи своего рода "печатью ,

скрепляющей единство". Именно такое значение имеет и китайский иероглиф ,

употребляющийся для передачи понятия мудра. Спокойствие , бесстрашие ,

внимательность - всего можно достигнуть в слиянии с Единым мировым началом

через дхарани , мантру и мудру , дополненные медитацией , при которой сила

и энергия с объекта медитации переносятся на субъект. В слиянии с Единым ,

как учили основоположники тантризма , Тело и Дух-разум приходят к полной

гармонии , дающей носителю этой гармонии бесконечное могущество.

Тантрический буддизм , развивший "учение о трех таинствах" , наложил

заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии , породив

уникальную прикладную разновидность йоги. Поколения монахов-воинов

приобщались к эзотерическому учению , чтобы обрести "алмазную крепость"

тела и духа.

ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ЯПОНИИ

“ Собственным телом не владеешь -

как же можешь

обрести Путь и им владеть ! “

Ле - цзы (6-5 вв. до н.э.)

Х

отя буддизм всегда считался самой миролюбивой из всех мировых религий ,

именно в нем сложились наиболее благоприятные предпосылки для развития

классических воинских искусств Востока. Согласно учению Будды , жизнь есть

страдание , и человек , подчиняясь закону причинно-следственной связи всего

сущего (кармы) , обречен влачить свое земное бытие смиренно и

беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной цепи перерождений .

Однако у человека остается надежда на спасение , на выход из греховного

жизненного круга (сансары) и погружение в блаженство нирваны. Многие

буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное

самосозерцание , иные считали достаточным истовую молитву , поклонение

святыням , но были и такие , что мобилизовывали разум и волю человека для

неустанного труда во имя высшей цели.

При всех различиях школ , течений и направлений большинство японских бу -

дзюцу (школ боевых искусств) сходятся в единой системе психофизического

тренинга кэмпо , воплощающего жизненную философию Дзен - буддизма . Дзен

называют религией самураев. Правильнее было бы назвать его способом

постижения Пути , духовной опорой личности на стезе самосовершенствования.

Со времени своего утверждения на японских островах (12 - 13 вв.) Дзен был

тесно связан с жизнью самурайства , повседневно предоставляя воинам

моральную и философскую поддержку . В плане моральном буси ценили Дзен как

религию , которая призывает , ступив на избранный путь , не оглядываться

назад. В плане философском преимущества Дзен сказывались в отрицании

различия между жизнью и смертью , бытием и небытием. Суровые воины ,

превыше всего ставившие простоту и не склонные к праздному умствованию ,

находили мотивировку своих устремлений в доктрине Дзен. Аскетическая

направленность Дзен - буддизма всегда прекрасно сочеталась с

воинственностью. Не случайно колыбелью кэмпо в Китае стали считать чаньские

(дзенские) монастыри. Формируя целостную и целеустремленную личность , Дзен

призывал полагаться только на себя и черпать силы из гармонического слияния

с природой.

Философия Дзен , утверждающая непознаваемость Вселенной , отрицает

доминанту объективной реальности , которая провозглашается иллюзорным

плодом человеческого воображения. Отрицает она и Бога , требующего

послушания и распределяющего души смертных между раем и адом. В учении Дзен

человек предстает манифестацией жизненной силы мироздания - силы , дающей

почти неограниченные возможности. Участвуя в бесконечном цикле метаморфоз ,

человек должен сам конструировать свой микрокосм - всемерно развивать

заложенные в нем способности : углублять мудрость , наращивать силу ,

культивировать мужество и любви к ближнему.

Важным моментом в практике Дзен является "снятие дуальности" , осознание

взаимосвязи и взаимозависимости всех частиц мироздания , в том числе духа и

тела , ментального и физического начал. Отсюда следует возможность

достижения физического совершенства путем улучшения собственных морально -

этических качеств , гармонического развития духа и плоти.

В отличие от ортодоксального буддизма Дзен не требовал от человека полного

забвения мирских страстей и влечений во имя достижения нирваны. Утверждая ,

что каждому под силу стать Буддой , мастера Дзен учили , что нирвану

следует искать посреди сансары (мира страстей) , а не вдали от него.

Доктрина Дзен апеллировала к духу и разуму обычного человека , подталкивая

его к интуитивному познанию Пути , к мобилизации всех своих внутренних

ресурсов из сферы сознательного и подсознательного для приобщения к высшей

иррациональной мудрости.

Специфической особенностью Дзен стала концепция Прозрения (сатори) -

конечной цели всех духовных и физических упражнений. Прозрение означало

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты