Система восточных единоборств как вид духовного искусства

неизбежность угасания всего , отжившего свой век , утратившего свежесть и

гибкость , утратившего свое Дао. "Все существа и растения при своем

рождении нежные и слабые , а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое -

это то , что погибает , а нежное и слабое - это то , что начинает жить",-

сказано у Лао - цзы.

Постигнув Дао , следовать ритму вселенских метаморфоз , согласовывать все

свои действия с изменениями в окружающем мире - вот залог победы в большом

и малом. Эту истину прочно усвоили основатели школ и стилей кэмпо ,

строившие свою теорию на учении "Книги перемен" , рассчитывавшие траекторию

движений бойца по расположению триграмм и гексаграмм.

Следование естественному ходу вещей возможно благодаря Пустоте , то есть

неангажированности , отрешенности духа и разума , способности чутко

реагировать на все окружающее и находить единственно верное решение в любой

ситуации. Отсюда специфическое восприятие пространства и времени ,

осознание мига как вечности и вечности как мига. Отсюда представление о

единстве , нераздельности всего сущего.

Пустота выступает как основа мироздания. Пустота первична , все имеющие

форму тела вторичны.

"Тридцать спиц соединяются в одной ступице , образуя колесо , но

употребление колеса зависит от пустоты между спицами. Из глины делают

сосуды , но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают окна и

двери , чтобы сделать дом , но пользование домом зависит от пустоты в нем.

Вот почему полезность чего - либо имеющегося зависит от пустоты", -

поясняет Лао - цзы. Применительно к воинским искусствам Пустота ,

пустотность духа - разума служит воплощением Абсолюта , истинного

восприятия действительности , не замутненного страстями.

Совершенномудрый есть вместилище Пустоты. "При соприкосновении с вещами он

как будто сопутствует им. Это значит , что он своевременно реагирует на

них. Это подобно тому , как тень следует за предметом , эхо за

звуком"("Гуань - цзы").

Принцип тени , "зеркала" . "прилипания" к противнику , проникновения в него

- так определяется и основное правило стратегии кэмпо. Экономичный , точный

и эффективный ответ на любое действие противника , который может прыгать ,

падать , метаться из стороны в сторону , но не в силах уйти от собственной

тени.

Залогом внутренней гармонии , в представлении даосов , служит

невозмутимость духа , растворившегося в Пустоте , - качество , ставшее

краеугольным камнем в системе психотренинга в кэмпо : "Вот пример : самое

ровное - это поверхность воды в покое. Подобно ей , он (совершенномудрый)

все хранит внутри , внешне ничуть не взволнуется. Совершенствование

добродетели и есть воспитание в себе гармонии",- учит Чжуан - цзы.

Обрести истинную внутреннюю гармонию способен лишь тот , чье сознание не

замутнено постоянным страхом смерти , боязнью получить смертельную рану ,

утонуть или разбиться , прыгая со скалы. Страх смерти в занятиях кэмпо

подобен искусственному тормозу , сдерживающему силы и энергию бойца.

Единственный способ одолеть смерть - не страшиться ее.

Понятия "Слабость","Податливость","Смирение","Пассивность" составляют

фундамент даосского учения о всепобеждающем Недеянии. У Ле - цзы (6 - 5 вв.

до н.э.) сказано : "В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к

постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью ,

путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать ,

однако люди их не знают. Поэтому в древности и говорили : "сильный

старается опередить тех , кто слабее его ; слабый - тех , кто сильнее его".

Идущему впереди тех , кто слабее его , грозит опасность от равного ему ;

идущему впереди тех , кто сильнее его , не грозит опасность. Так побеждают

собственное тело , будто раба...

Хочешь быть твердым , сохраняй твердость с помощью мягкости ; хочешь быть

сильным , береги силу с помощью слабости".

Тот , кто достигнет полного очищения эфира , научится управлять своей

"жизненной энергией" , обретет идеальное равновесие всех составляющих

первоэлементов , сольется с природой. Слияние же с природой даст

необходимую "настоящему человеку" целостность мировосприятия , которая и

явится залогом духовного и физического совершенства.

Понятие "совершенство" для даосов мыслится как максимальная

результативность при минимальной затрате сил , как предельная

приближенность к естественному ходу вселенских метаморфоз. Отсюда поэтика

намека и обертона в поэзии и живописи , необычайная важность в искусстве

паузы , пробела , дистанции , незаполненного , пустотного пространства. В

кэмпо совершенство подразумевает способность без видимого напряжения , при

помощи нескольких экономичных движений противостоять любому противнику ,

используя его собственную силу. Причем так , чтобы смысл этих действий не

был даже понятен постороннему наблюдателю,- прежде всего за счет четкой

ориентации в пространстве и времени.

"Великое совершенство похоже на несовершенное , но его действие не может

быть нарушено ; великая пустота похожа на полноту , но ее действие

неисчерпаемо",- сказано у Лао - цзы.

Гармония и невозмутимость духа , следование Пути определяют принцип

духовного и физического развития личности в представлении мастеров кэмпо ,

служат первоосновой физического и духовного совершенства.

"Кто умеет вести правильную и спокойную жизнь ,- говорится в Гуань - цзы"

,- у того мускулы бывают гибкие , а кости крепкие. Кто не теряет

способности вести правильную и спокойную жизнь , у того добродетель

совершенствуется изо дня в день...

Кто способен быть справедливым и спокойным , тот может стать стойким.

При стойком сердце уши и глаза становятся чуткими , руки и ноги -

крепкими".

Однако природной гармонии и созерцательности для совершенства мало. Всякая

способность человека хороша лишь тогда , когда она развита и доведена до

совершенства усердным радением.Мастер существует через посредство своего

знания , неотъемлемой части Великого Дао.

В каждой школе кэмпо трактовалось как Путь , как коллективное Дао всех ,

причастных к учению , неподвластное времени , вечное и неизменное в

постоянном обновлении адептов - носителей Дао , ибо в "Гуань - цзы" сказано

: "Если его употреблять , то оно неисчерпаемо в веках. Изменяясь вместе со

временем , Дао сохраняет в то же время свое постоянство. Следуя за

изменяющимися вещами , оно само не изменяется, При ежедневном употреблении

оно не уменьшается".

Таким образом , Учение каждой школы приобретало сакральный характер и

существовало в веках на равных правах с религиозными сектами ,

разновидностью которых и являлись все эзотерические школы кэмпо. Мирянам же

открывался лишь верхний слой , внешняя оболочка "тайного знания" ,

передававшегося из поколения в поколение в узком кругу посвященных.

ПОДХОД ВОСТОКА К СОЗНАНИЮ В ПОЕДИНКЕ.

С

уть восточного подхода к индивидуальному сознанию (душе) и его роли в

деятельности вообще (не только боевой) хорошо иллюстрируется в письме

практика буддизма Токуана мастеру фехтования Яго Тадзиме Но Хами Муикори

(1571 - 1646) "О тайне неподвижной Праджни".

Этот документ важен во многих отношениях , т.к. он затрагивает тайны любого

искусства в целом. В Японии и Китае , как может быть и в других странах

просто технического знания искусства недостаточно для того , чтобы стать

настоящим Мастером. Сознание Мастера должно достигнуть определенного

состояния , называемого "Мусин" (у - син) - "отсутствие разума". Это

означает уход от позиции Я и не - Я; жизни и смерти , добра и зла , бытия и

небытия. Значение "Мусин" в определенной степени соответствует понятию

"Бессознательное" (в западном понимании).

С точки зрения современной философии и психологии это уровень наглядно -

действенного мышления (или мышления в действии) , когда тело человека

становится , так сказать , "автоматом" , относительно его собственного

сознания (души). Любой человек сталкивается с этим феноменом постоянно.

Например , передвижение привычной дорогой на работу проходит именно в этом

режиме : обход препятствий , выдерживание направления , пересадки в

транспорте и т.п. осуществляются практически без вмешательства абстрактного

мышления. Человек "бессознательно сознателен" или "сознательно

бессознателен". В свете этого предварительного замечания нижеследующая

инструкция Токуана становится более понятной.

"В случае фехтования , например , когда противник пытается напасть на вас ,

ваши глаза сразу же ловят движение его меча , и вы можете последовать за

ним. Но как только это случается , вы перестаете владеть собой и ,

несомненно , потерпите поражение. Это называется "остановкой" (или

"пребыванием").

Вы , конечно , видите меч , собирающийся поразить вас , но не позволяйте

своему уму "останавливаться на этом. Оставьте намерение контратаковать

противника в ответ на его угрожающий выпад , перестаньте строить всякие

планы на этот счет. Просто воспринимайте его движения , не позволяйте

своему уму "останавливаться" на этом , продолжайте двигаться все также

навстречу противнику и используйте его атаку , обращая ее против него

самого. Тогда и оружие это обрушится на самого противника.

Как только разум "останавливается" на каком бы то ни было объекте - будь то

меч противника или ваш собственный , сам человек , атакующий вас , манера

или размах действия -вы потеряете контроль над собой и , несомненно ,

становитесь жертвой вражеского меча , когда вы настраиваете себя против

него , ваш разум будет прикован к нему. Поэтому даже не думайте о себе". (

То есть нужно выйти за пределы противопоставления Я и не - Я).

Фехтовальщик , достигший совершенства , не обращает внимания на личность

противника так же , как и на свою собственную , ибо он является

безразличным свидетелем фатальной драмы жизни и смерти , в которой он

принимает самое активное участие. Несмотря на все старания , которые он

проявляет или должен был проявить , он выше самого себя , он идет за

пределы дуалистического восприятия обстановки , и в то же время он не

мистик , увлеченный созерцанием , он в логике смертельной схватки.

"Например , на вас напали десять человек , и каждый из них пытается нанести

вам удар мечом. Как только вы защититесь от одного , вы перейдете к другому

, не позволяя своему разуму "останавливаться" на ком - либо. Как бы быстро

не следовал один удар за другим , вы не станете сражаться сразу с двумя.

Таким образом , вы последовательно и успешно разделаетесь с каждым из

десяти. Это возможно только тогда , когда разум движется от одного объекта

к другому , когда ничего его не "останавливает" или не порабощает. Если

разум не способен двигаться таким образом , он , непременно , проиграет

игру где - ни будь между двумя схватками".

Например , буддийское божество кванион босяцу (авалокитенвара) иногда

изображается существом с тысячью рук , каждая из которых держит

определенный предмет. Если его разум "остановится" на стрельбе из лука ,

все остальные девятьсот девяносто девять рук окажутся совершенно

бесполезными. Только потому , что его разум "не останавливается " на работе

одной руки , а движется от одного инструмента к другому , все его руки

оказываются предельно полезными.

Говоря современным языком , все предоставляется бессознательной

деятельности туловища и конечностей (В смысле , сознательное не

контролирует движения) , когда сам разум не останавливается ни на одном

объекте , ни на одной точке. Это бессознательное вторгается а область

рефлексивного слоя сознания , когда сознание теряет самое себя (то есть

самосознание) , повинуясь приказам бессознательного. В случае боевого

взаимодействия человек должен освободиться от всех мыслей , связанных с

жизнью и смертью , выигрышем и ли потерей , добром и злом , отдавшись силе

, которая скрывается в тайниках его существа.

Например , по утверждению идеологов кюдо (япон. - искусство стрельбы из

лука) стрелку принадлежит второстепенная роль посредника и исполнителя

действия , которое происходит в некоторой степени без его участия. Стреляет

"дух" или "сам Будда". Самурай не должен был думать в процессе стрельбы ни

о цели , ни о попадании в нее - только "дух" хочет стрелять , "дух"

стреляет и "дух" попадает , говорили идеологи кюдо.

Такое состояние достигается путем медитации. Медитацией называется

интенсивное глубокое размышление в процессе сосредоточения на объекте с

устранением всех рассеивающих факторов.

В первой фазе медитации , предшествующей , например , спортивному поединку

, достигается измененное состояние сознания за счет сосредоточения его на

каком - либо одном объекте (при полной мышечной релаксации) - "одноточечное

сознание" (китайск. "и - нянь - синь"). Физиологически это приводит к

торможению коры головного мозга с сохранением очага возбуждения. В

следующей фазе медитации достигается "пустотность" сознания (китайск.

"чжень - кун") - состояние безмыслия или в терминах современной психологии

"остановка внутреннего монолога" , когда объект "одноточечного сознания"

исчезает из рефлексивного слоя сознания.

Таким образом , во время поединка задействуется только нерефлексивный слой

сознания. Боец не выделяет ни себя , ни противника из ситуации. Поединок

почти целиком строится на технических действиях , усвоенных в ходе

предыдущих тренировок. Эти действия не требуют контроля сознания , т.к.

производятся автоматически : на каждый удар проводится отработанное

блокирование ; на серию ударов - серия блоков с переходом в контратаку.

Темп поединка очень высок.

Вхождение в состояние медитации осуществляется еще до поединка , которому

предшествует "сидячая" медитация. Аутогипнотизации перед единоборством

способствует и выполнение предварительного церемониала , обязательного в

восточных боевых искусствах , создающего настроение сосредоточенного

ожидания и тем самым условия для развития торможения в коре головного

мозга.

Непосредственно в ходе поединка медитация и ощущение "отсутствия Разума"

поддерживаются ритмом дыхания и связанных с ним ритмическими передвижениями

, ударами и блоками.

Формальные упражнения "ката" в карате , дзюдо и др. искусствах , кроме

технических аспектов , преследуют и цель выработки чувства ритма в

поединке. Ритм поединка поддерживается динамикой выполнения технических

приемов боевых искусств , где удары и блоки чередуются в комбинациях и

проводятся , как правило , на выдохе. Ритм поддерживается дыханием. Ритм же

является фактором , освобождающим сознание от логики , то есть

феноменологически переводящим его на нерефлексивный уровень , который

характеризуется наглядно - действенным и наглядно - образным видами

мышления. Эти виды мышления , например, в "кэмпо тай цзи цюань" носят

название : "Размышление в действии. Действие в размышлении". То есть мастер

карате бессознательно пробует одну за другой отработанные стереотипные

технические комбинации , чему способствует много вариантность и техническая

обусловленность в карате мгновенных переходов от ударов к блокам или к

другим видам ударов. Поединок практически целиком управляется

нерефлексивным уровнем сознания , то есть бессознательным.

Итак , подход человека Востока к организации функционирования

индивидуального сознания бойца в поединке можно сформулировать следующим

образом. Рассматривая человека и окружающий его мир как единое неразрывное

целое , Человек Востока старается сохранить это единство в любой ситуации

за счет устранения оппозиции Я и не - Я путем "отключения" рефлексивного

слоя сознания , переходя на наглядно - действенный и наглядно - образный

виды мышления.

Используемая литература :

1. “ Кемпо – традиция воинских искусств “ , Москва , 1990 г.

2. Философия , курс лекций . Москва , « Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС « , 1997 г.

3. Карате-до . С.Лапшин , Донецк , 1991 г.

4. “ Диалог о боевых искусствах востока “ , В.Фомин , И.Линдер . Москва

, « Молодая гвардия « , 1990 г.

5. Боевое искусство планеты . № 2 , 1994 г. Москва , “ Здоровье народа “

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты