нет? Как связан человек с Вечностью? Ведь только через эту связь
человек приобщается к подлинной жизни.
На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель
в неведении. Человеку нужно лишь осознать, насколько глубоко он
укоренен в Бессмертном. Блажен тот, кто откроет в себе всеобщий Дух.
Лишь через свое "я" человек может приблизится к мировому "Атману".
Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто
отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира,
мог стать бессмертным.
Но не все люди, искавшие смысл жизни, были готовы стать
аскетами и естественно, что брахманское учение не вышло за пределы
скитов.
Характерной особенностью буддизма является его этико-
практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не
8
только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего
ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, войственных,
в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной
проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем
содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных
истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности,
заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все
построения буддизма.
Страдание и освобождение представлены в буддизме как
различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия
проявленного, освобождение - непроявленного.
Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как
уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский
принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать
крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и
совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной
сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости,
относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются
обязательными и могут быть нарушены.
9
Глава 2. Человек в античной философии
Античная философия сформировала основные западно-европейские
подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной
философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции
и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была
предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из
Кротона первым дал определение человеку как существу, которое
отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в
то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.
Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от
природы наг, разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя
только благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной
Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на
стыдливости и справедливости. Эти качества человека развиваются
благодаря постоянному стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и
достигнуть изобилия (Демокрит).
И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав
принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как
самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и
инициативу. Это дало возможность, говоря словами А.Ф.Лосева,
"развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную
личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного
миропорядка"(2), что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но
прежде всего - Сократ. Сократа по праву считают основоположником не
только западноевропейской философии человека, но и основоположником
этики. Его прежде всего интересовал внутренний
10
мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том
что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность
добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков.
Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в
сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной
целью философии.
Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что
человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та
субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит
общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия
душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем -
душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в
том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива
к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека,
отличающие его от животного. Следующий шаг в философском постижении
человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый
комплекс "философии о человеческом", занимающейся изучением
практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение
Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его
социальных характеристик. Человек - такое живое существо, которое
предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум
как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется
законами.
11
Глава 3. Христианское учение о спасении
Христианство было следующим и на сегодняшний день основным
религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия.
Христианство возникло в I веке нашей эры, выделившись среди
мистико-мессианских движений в восточной части Римской империи. Оно
быстро обособилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию
со своим специфическим вероучением, своей богослужебной практикой и
церковной организацией. Христианство появилось в период острого
социально-экономического кризиса рабовладельческой Римской империи.
Этот кризис охватил как беднейшую часть общества, так и состоятельные
слои населения.
Христианство провозгласило равенство всех людей как
грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные
порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и
порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира,
выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно,
наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и
понятным способом – через познание божественной истины, которую принес
на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и
пороки. Через это люди обретали смысл жизни, если не во время жизни, то
после ее смерти.
Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и
обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,
самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение
разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и
умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали сформулированные
Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает
строгую оценку собственной жизни,
12
самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.
Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии
Августин Блаженный утверждал: "Не тем человек сделался похожим на
дьявола, что имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам
по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе,
когда не устоял во истине... Итак, когда человек живет по человеку, а
не по богу, он подобен дьяволу"(3). Из этой посылки с неизбежностью
следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобы человек жил "по
человеку". Это неизбежно погубит его, ибо отдаст во власть дьяволу. В
человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам
найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом
Святого Писания.
Христианство положило начало совершенно новой культуре –
культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как
на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям, как
на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.
Христианство содержит весь набор ценностных ориентаций. Ведущее
место среди них занимает морально-этическая проблематика. Образно
говоря, христианство – это не столько религия об устройстве мироздания
и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле
человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.д. Даже сугубо
культовым богослужебным действиям христианство придало морально-
этическую направленность.
Главная этическая ценность в христианстве – это сам Бог. Бог
– это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его.
13
Согласно христианскому учению, целью жизни человека является
спасение. Достигается это каждым человеком при условии непрерывного
духовного совершенствования, требующего аскетического подвига. Борьба
со страстями и победа над ними составляет необходимую обязанность,
задачу и цель земной жизни человека.
14
Глава 4. Философия Нового времени
Философия Нового времени формируется под влиянием развития
капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики,
физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию
человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном
взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая
заводится аналогично часовому механизму (французская философия XVIII
века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро).
Но, пожалуй, самый интересный и значительный вклад в
философское осмысление человека был сделан немецким философом И.Кантом.