Смысл жизни человека

осуществил смысл своей жизни или лишь верит в то, что этот смысл

осуществлен. После Петера Вуста в нашем сознании слились . Пусть даже совесть держит человека в неизвестности

относительно того, постиг ли он смысл своей жизни, такая

не освобождает его от повиноваться своей

совести или по крайней мере прислушиваться к ее голосу….

Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же

смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в

человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя.

Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии

изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость

измениться самим.”(6)

22

Глава 7.Русские философы о смысле жизни

Одной из характерных особенностей русской философии второй

половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку,

антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления:

материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное.

Материалистическое направление представлено революционерами-демократами

и прежде всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое

связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей.

В.С.Соловьев в своей работе "Нравственный смысл жизни

в его предварительном понятии" рассматривает еще один аспект

этого вечного вопроса - нравственный. Он пишет:

“Есть ли у нашей жизни вообще какой-нибудь смысл ? Если

есть, то имеет ли он нравственный характер, коренится ли он

в нравственной области ? И если да, то в чем он состоит,

какое ему будет верное и полное определение ? Нельзя обойти

этих вопросов, относительно которых нет согласия в современном

сознании. Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие полагают,

что смысл жизни не имеет ничего общего с нравственностью, что

он вовсе не зависит от наших должных или добрых отношений к

Богу, к людям и ко всему миру; третьи, наконец, признавая

значение нравственных норм для жизни, дают им весьма различные

определения, вступая между собою в спор, требующий разбора и

решения….

Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно

определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу

совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра

освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от

ограниченности личного и коллективного себялюбия... .”(7)

23

Ближайший друг и последователь Владимира Соловьева князь

Е.Н.Трубецкой также предупреждал об огромной опасности бездуховности и

предлагал созидать непреходящее:

"…Второе пришествие Христово, как акт окончательного

объединения двух естеств во всем человечестве и во всем космосе, есть

действие не только Божеское и не только величайшее чудо Божие, но

вместе с тем и проявление высшей энергии человеческого естества.

Христос не придет пока человечество не созреет для Его

принятия. А созреть для человечества именно и значит обнаружить высший

подъем энергии в искании Бога и в стремлении к Нему. … Это не какой-

либо

внешний, посторонний миру акт божественной магии, а двухстороннее и при

этом окончательное самоопределение творчества Божества и человеческой

свободы.

Очевидно, что такой конец мира может быть подготовлен не

пассивным ожиданием со стороны человека, в высшим напряжением его

деятельной любви к Богу, стало быть, и крайним напряжением человеческой

борьбы против темных сил сатанинских." (8)

Русский философ С.Л. Франк продолжил фундаментальное

исследование мировоззренческих проблем в уже сложившейся русской

философии. Франк был философом, который пытался разъяснить природу

человеческой души и знаний человека.

Философское учение Франка было высоко религиозно. Он был одним

из тех философов XX века, кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей

духовности пришел к выводу, что таковым является христианство,

выражающее общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо

духовности. Сам же Франк говорил: "Я не богослов, я философ".

Франк называл свою концепцию: "метафизическим (философским)

24

реализмом". Его философия - реалистичная философия духовности,

высоко поднимающая проблему человека и нацеливающая на достижение

духовного единства всего человечества.

Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем

смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный,

никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания,

увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?

Именно такие вопросы задавал Франк в своей книге "Смысл жизни

человека".

"Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы или, вернее,

этот единый вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души

каждого человека. Этот вопрос - не "теоретический вопрос", не предмет

праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так

же страшен, и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при

тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это

есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы

нашу жажду. Чехов описывает человека, который, всю жизнь живя

будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди,

лгал и притворялся, "играл роль" в "обществе", был занят «делами»,

погружен в мелкие интриги и заботы - и вдруг, неожиданно, однажды

ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что

случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было,

потому что не было и нет в ней смысла! "(9)

Франк прежде всего постарался вдуматься, что это означает

найти смысл жизни, какой смысл люди вкладывают в это понятие и при

каких условиях они посчитали бы его осуществленным?

25

Под "смыслом" философ подразумевает примерно то же, что

"разумность". Под "разумным" - все целесообразное, все правильно

ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно то поведение,

которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению,

разумно или осмысленно пользование средством, которое помогает нам

достигнуть цели. Но все это только относительно разумно - именно при

условии, что сама цель бесспорно разумна или осмысленна, уточняет автор

Но что значит "разумная цель?" задается философ. Средство

разумно, когда оно ведет к цели. Но цель должна быть подлинной. Но что

это значит и как это возможно? Цель или или жизнь в ее целом не имеет

уже вне себя никакой цели - жизнь дана ради жизни или надо признать,

что сама постановка о смысле жизни незаконна, что этот вопрос

принадлежит к числу тех, которые не находят себе разрешения просто в

силу своей собственной внутренней нелепости. Вопрос о "смысле" чего-

либо имеет всегда относительное значение, он предполагает "смысл" для

чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной цели. Жизнь

же в целом никакой цели не имеет, и потому вопрос о "смысле" нельзя

ставить, решает философ.

Далее Франк пишет:

“…что наша жизнь, пребывание на свете и сознания этого факта, вовсе не

есть для нас "самоцель". Она не может быть самоцелью, во-первых,

потому, что в общем страдания и тягости преобладают в ней над радостями

и наслаждениями и, несмотря на всю силу животного инстинкта

самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту

тяжелую лямку. Но и независимо от этого она не может быть самоцелью и

потому, что жизнь, по самому своему существу, есть не неподвижное

пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то

26

или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела

или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое состояние

пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы всегда -

хотим ли мы того или нет -живем для чего-то. Но только в большинстве

случаев это "что-то", будучи целью, к которой мы стремимся, по своему

содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для

сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг,

который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и

порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то,

стремиться к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся - для того,

чтобы жить. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем

"смысла жизни" - мы ищем стремления и дела, которое не было бы

направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась

бы на тяжкий труд ее же сохранения. "(10)

Так в чем же ее содержание, и, прежде всего, при каких условиях

человек может признать конечную цель «разумной»?

…."Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям

поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей

души - должна быть служением высшему и абсолютному благу."(11) И при

этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это

соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и

заключается по Франку искомый "смысл жизни".

"Итак, жизнь становится осмысленной, поскольку она свободно и

сознательно служит абсолютному и высшему благу, которое есть вечная

жизнь, животворящая человеческую жизнь, как ее вечная основа и

подлинное завершение, и есть вместе с тем абсолютная истина, свет

разума, пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь. Жизнь наша

27

осмысляется, поскольку она есть разумный путь к цели, или путь к

разумной, высшей цели, иначе она есть бессмысленное блуждание. Но таким

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты