истинным путем для нашей жизни может быть лишь то, что вместе с тем
само есть и жизнь, и Истина. "Аз есмь путь, истина и жизнь".
И теперь мы можем подвести краткий итог нашим размышлениям.
Для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия:
существование Бога и наша собственная причастность Ему, достижимость
для нас жизни в Боге, или божественной жизни. Необходимо прежде всего,
чтобы, несмотря на всю бессмысленность мировой жизни, существовало
общее условие ее осмысленности, чтобы последней, высшей и абсолютной
основой ее был не слепой случай, не мутный, все на миг выбрасывающий
наружу и все опять поглощающий хаотический поток времени, не тьма
неведения, а Бог, как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и
всеобъемлющий свет разума. И необходимо, во-вторых, чтобы мы сами,
несмотря на все наше бессилие, на слепоту и губительность наших
страстей, на случайность и краткосрочность нашей жизни, были не только
"творениями" Бога, не только глиняной посудой, которую лепит по своему
произволу горшечник, и даже не только "рабами" Бога, исполняющими Его
волю подневольно и только для Него, но и свободными участниками и
причастниками самой божественной жизни, так, чтобы служа Ему, мы в этом
служении не угашали и не изнуряли своей собственной жизни, а, напротив,
ее утверждали, обогащали и просветляли. Это служение должно быть
истинным хлебом насущным и истинной водой, утоляющей нас. Более того:
только в этом случае мы для себя самих обретаем смысл жизни, если,
служа Ему, мы, как сыновья и наследники домохозяина, служим в нашем
собственном деле, если Его жизнь, свет, вечность и блаженство могут
стать и нашим, если наша жизнь может стать божественной, и мы сами
можем стать "богами", "обожиться"." (12)
28
Практичный путь в постижении смысла Людвиг Семенович видит в
религиозном, внутреннем делании, молитве, аскетической борьбе с самим
собой, именно и это есть неприметный для него основной труд
человеческой жизни, "единственное подлинное производительное
человеческое дело…
…с помощью которого мы действенно осуществляем смысл жизни и
в силу которого в мире действительно совершается нечто существенное
именно возрождение самой внутренней его ткани, рассеяние сил зла и
наполнение мира силами добра. Это дело - подлинно метафизическое дело -
возможно вообще только потому, что оно совсем не есть простое
человеческое дело. Человеку здесь принадлежит только работа по
уготовлению почвы, произрастание же совершается самим Богом. Это есть
метафизический, Богочеловеческий процесс, в котором только соучаствует
человек, и именно потому в нем может осуществиться утверждение
человеческой жизни на ее подлинном смысле. "(13)
29
Заключение
Рассмотрев взгляды выдающихся философов и мудрецов
человечества мы видим, что проблема смысла человеческого бытия всегда
стояла в центре философских исследований.
Конечно, мы видим, что философы были ограничены уровнем
знаний и задач общества, в котором жили.
Так в Древнем Китае для Лао-цзы главное для человека жить по
законам Высшего начала (Дао), а все что связывает человека с земной
жизнью, мудрец отметает. Конфуция наоборот занимали практические земные
задачи и человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии,
где он занимает определенное место.
Мудрецы Древней Индии утверждали, что человеку необходимо
открыть всебевсеобщий Дух, только через свое “я” человек может
приблизится и слиться с мировым “Атманом”.
Античная философия сформировала основные западно-европейские
подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной
философской проблемы и определила его как самостоятельную ценность и
признала за ним право на активность и инициативу перед объективным
миропорядком.
Христианство было следующим и на сегодняшний день основным
религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия,
признавшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное
воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям. Христианство
стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия,
о совести, долге, чести.
Философия Нового времени, сформировавшаяся под влиянием
развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего
механики, физики, математики, открыла путь к рациональному истолкованию
человеческой сущности и рассматривала человека с
30
физиологических и прагматических позиций.
Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология,
социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский
образ лишенным опытных оснований и практической ценности.
Открыв важную роль бессознательного в жизни, как отдельного
человека, так и всего общества, Фрейд показал свои пути решения как
личных, так и общественных проблем жизни человека.
Экзистенциальная философия понимается в качестве
радикализации первоначального выступления философии жизни, как оно
было воплощено на исходе XIX и в начале XX в., прежде всего Ницше.
Поставленная философией жизни задача — понять человеческую жизнь,
исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой.
Одной из характерных особенностей русской философии второй
половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку,
антропоцентризм. И главное направление которой было духовное.
Для русского философа Франка …."Чтобы быть осмысленной, наша
жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с
явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и
абсолютному благу."(14) И при этом человек должен также непрерывно
разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве
жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни"
Подводя краткий обзор религиозно-филосовских исканий
человечества о смысле жизни, мы видим что человечество на протяжении
всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к высшему
духовному началу. И ведущие мыслители всех времен - от
31
брахманов до современных философов понимали, что человек сможет
реализовать свою миссию только в служении вечным истинам, духовной
работе над своей душой, окружающем миром и в конечном итоге слиянии со
своим Творцом - слиянии "тленного с нетленным".
32
Список литературы
1.Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. Запад и Восток.
Традиции и современность. М.,1993.
2.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и
бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. ( Редкол.: И.Т. Фролов и
др.; сост. П.С. Гуревич. – М. Политиздат, 1991.
3. Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.
4.Протоирей Александр Мень. История религии. - М.: Слово,1990 – Т3.
5. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979.
6. Гроувс К. П. Происхождение современного человека Человек. 1996. № 3.
7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982.
8. Основы религиоведения. Под редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая
школа, 1994.
9.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная
религия: Курс лекций. М.: Центр, 1996.
10. История религии. М.: Центр Руник, 1991.
11.А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. М.:
Политиздат. 1990.
12. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969.
13. З.Фрейд. Неудовлетворенность культурой. Избранное. Лондон, 1969.
14.Серен Кьеркегор. Страх и трепет: Пер. с дат. - М.: Республика,1993.
15.Мартин Хайдегер. Время и бытие: Пер. с нем. - М.: Республика,1993.
16. Альбер Камю. Бунтующий человек, М.: Политическая литература, 1990.
17. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Политическая
литература, 1990.
18. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993.
19. Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни в его предварительном
понятии. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева.
33
Спб.,1903 Т.7.
20. Трубецкой Е.И. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
21. Франк С. Л. Смысл жизни человека. М.: Республика ,1993.
34
Примечания
1.Протоирей Александр Мень. История религии. - М.:
Слово,1990 – Т3.С.24.
2. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979.
С.12.
3. Гроувс К. П. Происхождение современного человека Человек. 1996. №
3.С.55.
4. З.Фрейд. Неудовлетворенность культурой. Избранное. Лондон,
1969.С.124.
5. Альбер Камю Бунтующий человек, М.: Политическая литература, 1990.С.
360.
6. Виктор Франкл Человек в поисках смысла. М.: Политическая литература,
1990.С. 26-27.
7. Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни в его предварительном
понятии. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева.
Спб.,1903 Т.7.С. 5-20.
8. Трубецкой Е.И. Смысл жизни. М.: Республика, 1994, С. 170.
9. Франк С. Л. Смысл жизни человека. М.: Республика ,1993. С.5.
10.Там же. С.89.
11. Там же. С.91.
12. Там же. С.93.
13. Там же. С.233.
14. Там же. С.233.
35