Социальная структура общества: эволюция теорий социального неравенства

широкое. История есть результат деятельности всех индивидов и общностей,

поэтому все они, хотя и по-разному, выступают в качестве субъектов истории

и её движущих сил.

Но до уровня субъекта поднимаются те и тогда, кто и когда осознает свое

место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует

в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат

истории. При этом общая тенденция исторического процесса состоит в том, что

в сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы.

Так, миллионы простых людей и целые общности, в прошлом весьма далекие от

политики, сегодня превращаются из пассивных свидетелей в активных и

сознательных субъектов исторической практики.

В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность,

действующая сознательно и ответственная за свои поступки. Но поскольку речь

идет об общественной истории было бы неверно ограничивать понятие субъекта,

трактуя его только в личностном плане. Социальная группа тоже может быть

субъектом, если у неё есть общие интересы и цели. В отличие от

индивидуального субъекта группу можно рассматривать как социального

субъекта, в качестве которого может выступать та или иная социальная

общность. Иначе говоря, реально существует множество социальных субъектов.

Люди сами творят свою собственную драму-историю, причем побуждают их к

историческому действию их потребности и интересы. Общество, таким образом,

выступает как саморазвивающаяся система. Источником же общественного

саморазвития является социальные противоречия, а движущими силами субъекты

истории и те средства, факторы, которые обеспечивают разрешение этих

противоречий и поступательное движение общества. Особое место среди

субъектов истории занимают народные массы.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как

целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные

части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные

социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между

собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают

большое влияние на отношения наций, отношения наций в свою очередь

оказывают определенное влияние на отношения классов.

Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в

современных условиях представляет собой не просто некое множество

параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную

систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит

сложность существования и функционирования социальной структуры общества,

что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь,

взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно

устойчивые социальные образования.

Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова.

Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды

структур и представляет собой объективное деление общества по различным,

жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в

широком смысле слова являются социально-классовая, социально-

профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т.

д.

Социальная структура в узком смысле слова ( это социально-классовая

структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые

находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная

структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем

социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились

задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-

классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства.

Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь

между различными элементами социальной структуры. Более того, в

определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие

общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер.

Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная

структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те

или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо

известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки и

культуры сыграла буржуазия в период Возрождения в странах Западной Европы.

Не менее важной оказалась роль русской интеллигенции в развитии

общественной жизни России в ХIХ веке.

В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли социально-классовой

структуры и роли классов, классовых отношений в социальной структуре

общества. Известно достаточно много фактов истории, свидетельствующих о

том, что именно классы и их отношения наложили большой отпечаток на

социальную жизнь общества, потому что именно в классовой общности

воплощаются наиболее важные экономические интересы людей. Поэтому социально-

классовая структура общества играет ведущую роль в социальной жизни

общества. Однако не менее важное значение, особенно в современных условиях,

принадлежит и другим социальным общностям людей (этническим,

профессиональным, социально-демографическим и т. д. ).

Вопросам изучения социальной структуры общества уделяли большое внимание

философы разных времен и поколений. Во все времена учёные задумывались над

природой отношений между людьми, над проблемой угнетённых и угнетателей,

над справедливостью или несправедливостью неравенства. Вот как развивались

взгляды на социальное неравенство до XIX века.

ВЗГЛЯДЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО 19 ВЕКА

Понятие "класс" происходит от латинского слова - classis, что означает

разряд. Впервые деление людей на особые классы было произведено легендарным

римским Люди сами творят свою собственную драму-историю, причем побуждают

их к историческому действию их потребности и интересы. Общество, таким

образом, выступает как саморазвивающаяся система. Источником же

общественного саморазвития является социальные противоречия, а движущими

силами субъекты истории и те средства, факторы, которые обеспечивают

разрешение этих противоречий и поступательное движение общества. Особое

место среди субъектов истории занимают народные массы.пять классов в

соответствии с имущественным положением людей для удобства создания армии.

Позже понятие "класс" получило широкое распространение. Этим понятием

обозначаются большие группы людей, на которое разделилось общество в

определенные периоды его истории. Различия между богатыми и бедными, борьба

между ними как результат противоположности ихинтересов были очевидны уже

для античных философов.

Древнегреческий философ Платон, по словам Карла Поппера, был «первым

политическим идеологом, мыслившим в терминах классов». Общество, по его

мнению, имеет классовый характер. Все граждане входят в один из трёх

классов: правителей; воинов и чиновников, работников (земледельцев,

ремесленников, врачей , актёров). Правители подразделялись им на правящие и

неправящие группы. По отношению к двум другим классам мудрые правители

выступали как родители. Платон исключал всякую возможность наследования

классового статуса, предполагая полное равенство всех детей, чтобы каждый

имел возможность проявить свои способности. Во избежание влияния семьи,

Платон предлагал упразднить её в классе правителей, сократив при этом их

владение частной собственностью до минимума.

Платон спроектировал высокостратифицированное общество, где правящий

класс характеризуется равенством возможностей, полным устранением частной

собственности и концентрацией на достижении общего благосостояния.

Вопрос о социальном неравенстве не миновал и Аристотеля. В своей

«Политике» он писал о трёх элементах для всех государств: один класс –

очень богат; другой – очень беден; третий – средний. Он же – наилучший,

поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать

рациональному принципу. Лучшее общество формируется именно из среднего

класса, и государство, где он многочисленнее и сильнее, чем два других,

вместе взятых, лучше управляется, так как там обеспечено общественное

равновесие. Однако, в отличие от Платона, Аристотель не считал, что частная

собственность вредит моральному совершенству, подкрепляя это хотя бы тем,

что, если бы строй с общественной собственностью был хорош, его примеры

давно были бы известны. Но для равновесия государства неравенство

собственности опасно, поэтому Аристотель за общество с сильным средним

классом и за уравнение собственности.

Итак, факт существования классов был известен еще в античную эпоху. По

существу все обсуждения проблем социального неравенства и справедливости

сводятся к вопросам, которые ставили ещё великие греки.

Спустя почти две тысячи лет, один из выдающихся мыслителей эпохи

Возрождения Никколо Маккиавелли в знаменитом произведении «Государь»

рассуждал, кто пригоден управлять и какая форма правления способна

обеспечить порядок и благополучие людей. Маккиавелли подметил, что в

организованном обществе всегда существует напряжённость между элитой и

массой. Будучи в большей степени сторонником демократического правления,

Маккиавелли в то же время сомневался в рационализме масс, понимая, что они

нуждаются в длительном обучении для участия в управлении государством.

Социологи называют Маккиавелли предвозвестником представлений об «открытом

обществе», где неравенство положения так же узаконено, как и равенство

шансов стать неравными.

Но пока деление общества на классы было завуалировано сословными,

кастовыми и иного рода делениями людей, исследователи не могли создать

научную теорию возникновения и сущности классов. Это стало возможным тогда,

когда развивающаяся буржуазия, сметая всесословные перегородки, возглавила

борьбу масс против феодализма.

Передовые мыслители эпохи французской буржуазной революции, отмечая

деление общества на классы, пытались ответить на вопрос о том, в чем

причина этого деления. Французские историки времен Реставрации Ф.Гизо,

О.Тьерри, О.Минье, обобщая опыт буржуазных революций, рассматривали историю

европейских стран с XV века как проявление борьбы классов.Существенный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты