вклад в развитие учения о классах внесли классики английской политической
экономии А.Смит и Д.Рикардо, которые пытались вскрыть экономические причины
деления общества на классы.Так, А.Смит различал три класса: земледельцев,
капиталистов и рабочих, считая основой их появления различные источники
дохода - ренту, прибыль с капитала и заработную плату.
В идеальном обществе Томаса Гоббса, философа-материалиста, действует
«общественный договор», по которому люди передают своё право управлять
одному человеку, воплощающему их коллективные требования и волю.Никакие
привилегированные классы не разрешены, ибо они разлагают равенство прав,
предусмотренных правителем.
Социальные философы, включая Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Бентама, Г.Гегеля,
уделяли много внимания изучению проблем социальной структуры общества, они
сознавали, что появление социальных классов или слоёв, основанных на
врождённых или приобретённых различиях, может создать серьёзные проблемы.
Каждый из них имел определённые представления об управлении, которое
наиболее эффективно для решения таких трудностей. Гегель в своих трудах,
прежде всего в "Философии права" развернул глубокую и всестороннюю картину
социальных отношений, которая была затем всесторонне развита в трудах
Маркса и Энгельса.
Широкое распространение в прошлом получила теория, согласно которой
классы возникли в результате насилия одних людей над другими.Эту теорию
развивали историки времен Реставрации, позже сторонником этой теории был
Е.Дюринг.
Сторонники теории насилия утверждали, что классы возникли в результате
войн, в результате захвата и порабощения одних племен другими.Конечно, и в
период первобытного строя, и позднее происходили такого рода события, но
само по себе насилие лишь ускоряло процесс расслоения общества, оно само
было следствием, а не причиной появления классов.
При всей важности открытий, сделанных в области учения о классах до
К.Маркса, общим для их авторов была неспособность выявить подлинные причины
возникновения и дальнейшие историческиесудьбы классов.
Одни исследователи в качестве причин разделения общества на классы
выдвигали различия в умственных способностях людей, естественные, природные
различия. Другие исследователи за основу классового деления пытались
принять различия в уровне дохода, в имущественном положении. Третьи
считали, что классы отличаются друг отдруга различным положением в
обществе, обусловленным волей божьей.
Обобщив различные взгляды относительно происхождения и сущности классов,
К.Маркс смог разработать научную, материалистическую теорию классов, связав
их возникновение и существование с развитием материального производства.
Теория классов К.Маркса
Сам Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит открытие
существования классов и их борьбы между собой. Однако до Маркса никто не
давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя её
из фундаментального анализа всей системы экономических отношений.
По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного
положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной
структуре общества, то есть основой образования классов является
общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими
общественными классами выступает источником социального развития.
Главным своим открытием, которое даёт ключ к пониманию теории классового
деления, Маркс считал двойственный характер труда (исполнительский и
организаторский труд), великое таинство социального расчленения людей.
О социальных классах, их происхождении, внутренней дифференциации,
промежуточных слоях Маркс писал уже в своих ранних работах, где ещё не
различал классов и сословий. В дальнейшем у него сложилось достаточно
строгое понимание классов, но целостное определение этого понятие у него
отсутствует. Интерпретациями концепции Маркса и определением понятия
"класс" занимались многие его последователи и критики. Так, Ленин предложил
следующее определение: "Классами называются большие группы людей,
различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного
производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному
в законах) к средствам производства, по способам получения и размерам той
доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие
группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря
различию их места в определённом укладе общественного хозяйства".
Чарльз Андерсон, американский социолог, проанализировав взгляды Маркса,
называет следующие критерии социального класса:
- общественная позиция в экономическом способе производства;
- специфический образ жизни;
- конфликтные и враждебные отношения с другими классами;
- социальные отношения и общность, выходящие за местные и региональные
границы;
- классовое сознание;
- политическая организация.
В марксовом восприятии класса важное место занимает категория интереса,
объяснение интересов основных классов. Люди, находящиеся в различных
отношениях к средствам производства, имеют противоположные интересы. В
буржуазном обществе владельцы фабрик заинтересованы в увеличении прибыли,
создаваемой рабочими. Рабочие, естественно сопротивляются такой
эксплуатации. Но класс капиталистов, в силу обладания экономической
властью, обладает и государственной властью, и, вследствие этого, может
подавлять любое выражение несогласия со стороны рабочих.
При изучении классов и их отношений важны, по Марксу, следующие понятия:
"классовая сознательность", "классовая солидарность" и "классовый
конфликт".
Классовая сознательность - осознание классом своей роли в
производственном процессе и своего отношения к другим классам. Для
окончательного конституирования класса из изолированных индивидов
необходимо осознание единства, отличия от других классов и даже
враждебности по отношению к другим классам. Конечная стадия сознательности
достигается тогда, по мнению Маркса, когда, например, рабочий класс
начинает понимать, что своей справедливой цели он может достичь, лишь
уничтожив капитализм, но для этого ему нужно объединить свои действия.
Классовая солидарность - степень осознания единства или даже воля к
совместным действиям, необходимая для достижения политических и
экономических целей класса.
Классовый конфликт имеет два этапа:
1) неосознанная борьба между двумя классами, когда классовое сознание ещё
недостаточно развито;
2) сознательная и целенаправленная борьба.
Диалектико-материалистическая концепция классов содержит в себе много
рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества.
Поэтому оспаривать вклад К.Маркса в учение о классах, равно как и отрицать
важные моменты, содержащиеся в нем было бы неверно. В то же время в этом
учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых отношений, что
привело к ряду крупных перекосов в социально-философской картине
общественного развития.
Естественно-органическое учение о классах Герберта Спенсера.
Почти одновременно с Марксом и в противовес ему свои представления о
социальном неравенстве высказал Герберт Спенсер. Сущность эволюции общества
он видел в переходе от гомогенности к гетерогенности, то есть возрастающем
разнообразии. Идея Спенсера о всеобщей тенденции к росту внутренней
дифференциации основывается на признании аналогии между биологическим и
социальным организмами. По Спенсеру, всякое развитое общество имеет три
институциональных системы. Поддерживающая система - это организация частей,
обеспечивающая в живом организме питание, а в обществе - производство
необходимых продуктов. Распределительная система обеспечивает связь
различных частей социального организма на основе разделения труда. И
регулятивная система в лице государства обеспечивает подчинение составных
частей целому.
Источником классовых различий он считал завоевание. Победители образуют
господствующий класс, побеждённые становятся рабами или крепостными. В
обществе Спенсер находил три системы органов - три класса. Низший класс
выполняет функции поддержания жизни общества путём добывания материалов для
пищи и изготовления её; средний класс занят доставкой, покупкой и продажей
этих продуктов, действуя аналогично сосудистой системе у животных; высший
класс - руководящий, направляющий, господствующий. По сути теория Спенсера
представляла собой оправдание существовавших порядков.
Теория возникновения классов на основе разделения труда и образования
профессий.
Возникла и получила распространение в последней четверти XIX века в
Германии. Ярким представителем этого направления был Густав Шмоллер. Он
выдвинул теорию множественности критериев различий между классами и
предложил следующие основы их образования: раса, распределение дохода,
разделение труда и образование профессий. Последний представлялся авторам
наиболее значимым.
Появление профессий и разделение труда внутри народов создаёт при
известных условиях особые разновидности в народном характере, переходящие
из поколения в поколение, в результате чего духовная и физическая
приспособленность к определённого рода деятельности развивается настолько,
что дети зачастую продолжают профессию отцов, формируют семьи из круга
родственных профессий. В итоге вырабатывается определённых вид воспитания,
нравственности и привычек, что способствует закреплению типичных классовых
черт.
Важнейшей характеристикой классов Шмоллер считал их иерархичность,
причину которой видел частично в распределении власти и политической силы,
но главным считал присущее человеку чувство и способ мышления. Высшая
оценка и ранг завоёвывались в течение поколений. Классовая иерархия
является стимулом общественного прогресса, поскольку, как индивид, каждый
класс стремится подняться на высшую социальную ступеньку. Шмоллер
поддерживал идею выживания сильнейших и деятельных, считал полезным
господство аристократии.
Теория классов на основе социальных рангов.
Одним из её авторов был французский социолог Рене Вормс. Вормс
рассматривал классовое расчленение общества вместе с профессиональным. Два
этих расчленения существенно различны, но нельзя представить себе одно, не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9