Стратегии идентичности

одновременность: время обосновывало пространство. В современном мышлении,

наоборот, в основе историчности вещей и человека обнаруживается разрыв,

который рассеивает и вновь сосредотачивает его в двух полярных точках.

Именно в пространстве этого рассеивания современное мышление получает

возможность мыслить время, «предвещая его самому себе как свершение»,

первоначало или возврат.

Критика «историко-трансцендентальной традиции», трансцендентального

субъекта предпринимаемая Фуко, разворачивается по двум основным линиям, со

стороны оппозиции «внутреннего/внешнего», в историческом анализе «сказанных

вещей» и связанная с нею тема «выражения», а также со стороны

проблематизации «основополагающего субъекта». Традиционному историческому

описанию, пронизанному оппозицией внутреннего и внешнего, где за сказанным

скрывается «тайное и глубинное» Фуко противопоставляет иного рода историю –

археологию, где отыскиваются скорее установления и трансформации, нежели

основания того или иного феномена человеческой культуры. Фуко ставит задачу

построения «антропологии конкретного человека», которая реализуется как

особого рода исторический анализ и критика самих мыслительных и культурных

предпосылок.

Речь уже больше не идет об изначальной сущности человека, но

рассматриваются относительные исторические условия его конституирования,

порождения различными дискурсами и практиками. Лишь в пространстве

свободном от человека (так возникает тема «конца человека», «смерти

человека») философия сможет снова начать мыслить.

Темой тезиса о «смерти человека» является критика

трансцендентального субъекта. Пересматривая привилегии субъекта, Фуко

ставит под вопрос абсолютный и основополагающий характер этого субъекта,

для того чтобы ухватить те точки прикрепления и способы функционирования

их, которые конституируют его. «Короче говоря, речь идет о том, чтобы

отнять у субъекта (или его заместителя) роль некоего изначального и

проанализировать его как переменную и сложную функцию дискурса»[17]. Фуко

говорит о том, что человек должен стереться в пользу форм, свойственных

дискурсам. Это утверждение об «исчезновении человека» позволяет обнаружить

действие функции-субъект. «Смерть человека – это тема, которая позволяет

прояснить тот способ, которым понятие человека функционировало в

знании»[18]. Это утверждение препровождает к анализу функционирования,

чтобы отправляясь от этого, понять каким образом, по каким правилам

сформировалось и функционировало понятие человек.

Анализ функции-субъект, есть анализ условий, при которых возможно

выполнение неким индивидом функции субъекта, внутри которой нечто такое как

человек может существовать, появляться в порядке дискурсов. Функция

«человек», таким образом характерна для способа существования и обращения

вполне определенных дискурсов внутри того или иного общества. Для разных

дискурсов, в разные времена и для разных форм цивилизаций отправления ее

приобретают различный вид и осуществляются различными образами. Функция эта

определяется сериями сложных и специфических операций, вернее сериями

технологий.

Субъект всего лишь определенный функциональный принцип, посредством

которого в культуре осуществляется процесс ограничения, исключения и

выбора. Субъект – идеологическая фигура, маркирующая способ

распространения смысла, который есть лишь своего рода поверхностный эффект.

Глава 2. «Техники себя»

От темы «смерти человека» как некоего археологического и

эпистемологического факта Фуко переходит к разработке темы «технологии

себя», практик идентичности.

Производство субъективности осуществляется двумя видами техник. С

одной стороны, это техники подчинения, реализующиеся в институтах

рассматривающих человека в качестве объекта знания и подчинения. Другой вид

техник Фуко называет техниками себя, которые определяются историей

взаимоотношений истины и субъекта, историей отношений, которые мысль

связывают с истиной. Техники себя – это ансамбль практик, реализуя которые

субъект конституирует себя в качестве такового.

Фуко анализирует «игры истины», через которые бытие исторически

конституирует себя как опыт. Мысль – это действенное отношение,

обнаруживающее внутри различных возможных форм опыта игру истинного и

ложного и, следовательно, конституирующее человеческое бытие в качестве

субъекта познания; дающее основание для принятия правила или отказа от него

и, таким образом, обусловливающее человеческие бытие в качестве социального

и юридического субъекта; то, что устанавливает отношение с самим собой и

другими, определяя человеческое бытие в качестве этического субъекта.

История проблемы субъективности – это «изучение тех форм, через которые

человек обнаруживает себя, себя изобретает, забывает или отрицает в своей

участи живого и смертного существа».

История субъективности в западной традиции начинается с философского

принципа «заботы о себе». Забота о себе, как специфическая практика, не

только обеспечивает доступ к философской жизни в полном и точном значении

этого слова. Фуко говорит, «что принцип, согласно которому необходимо

проявлять заботу о самом себе, вообще является основой рационального

поведения в любой форме активной жизни, стремящейся отвечать принципу

духовной рациональности»[19]. В своей книги «Забота о себе» и в части

лекций, опубликованных под названием «Герменевтика субъекта», Фуко

выстраивает некий концепт античной заботы о себе, некую идеальную историю

создаваемую генеалогической машиной.

Во-первых, epimeleia это некое фундаментальное отношение. Отношение к

самому себе, к другим, ко всему на свете. Во-вторых, это своего рода форма

внимания, взгляда. Это переключения взгляда на самого себя, наблюдение за

тем, что происходит внутри твоей мысли. В-третьих, это определенный образ

действий, осуществляемый субъектом по отношению к самому себе, а именно,

действии, которым он проявляет заботу о самом себе, изменят, очищает,

преобразует и преображает себя. Для достижения этого результата овладеть

большим количеством специфических техник себя. И, в-четвертых, понятие

epimeleia содержит свод законов, определяющих способ существования

субъекта, его отношение к окружающему, определенные формы рефлексии.

«Забота о себе – это и уход за телом, и режим, помогающий поддерживать

здоровье, и постоянные физические упражнения, и по возможности умеренное

удовлетворение своих потребностей. Здесь и размышления, и чтение, и

составление выписок из книг или записей бесед, к которым стоит

возвращаться, и припоминание истин, хорошо известных, но требующих

глубокого осмысления».[20] Вплоть до того момента, когда познание, и лишь

оно одно, стало единственным способом постижением истины, философский

вопрос «Как постичь истину?» соотносился с практикой духовности, когда

постижение истины невозможно без овладения навыками трансформации,

преображения себя, изменения бытия.

Начиная с Платона «забота о себе» понимается, как техника позволяющая

индивиду производить некую трансформацию себя, изменение своего бытия для

того, чтобы постичь истину, достичь совершенства, счастья и чистоты. Забота

о себе с точки зрения Платона предполагает серию обязательств в отношении

истины. «Субъект как таковой обрел способность постигать истину». Нужно

обнаруживать истину, быть озаренным истиной, говорить истину. Забота о себе

– это, прежде всего, забота о своей душе, позволяющая выявлять субъект в

его неизменности. «Душа требует заботы не только на нынешнее время, которое

мы называем жизнью, но на все времена. И если кто не заботиться о своей

душе мы будем считать это грозной опасностью»[21]

Забота Сократа в разговоре с Алкивиадом состоит в том, чтобы выявить в

речевой (и любой другой деятельности) субъект этой деятельности. Проявляя

заботу о себе нужно познать себя, обнаружив божественный по природе

неизменный элемент души, который есть принцип знания и познания. Цель

заботы о себе самореализация. Не-субъекту нужно придать статус субъекта,

определяющийся полнотой его отношений к своему «Я» к тому, что неизменно.

Самопознание позволяет овладеть мудростью, то есть умением отличить

истинное от ложного. «Благодаря упражнениям воздержания и господства роль

самопознания возрастает: потребность испытывать себя, проверить,

проконтролировать с помощью целого ряда конкретных упражнений превращает

вопрос об истинности – истинности того, что ты есть, что делаешь и что

способен сделать – в центральный момент становления морального

субъекта».[22]

Душа обретает способность знать, как следует себя вести и, таким

образом, становится способной управлять. «Самое же важное и прекрасное –

это разуметь как управлять государством и домом, и называется это умение

рассудительностью и справедливостью».[23] Практика управления сознанием

превращается в социальную практику управления другими. Этот принцип

самореализации, заботы о себе конституирует особый тип отношений между

индивидами, режим формирования, развития и установления для человека

отношения к самому себе и взаимоотношений с другими. «Следовательно, можно

говорить о диаграмме власти, простирающейся через точные знания: обеспечить

управление самим собой, осуществлять управление собственным домом,

участвовать в управление полисом – вот три практики одного и того же

типа».[24]

В I и II в.в. н. э. происходит, как показывает Фуко, разрыв между

заботой о себе и заботой о других, которая перестает быть конечной целью и

показателем, позволяющим оценить заботу о себе. «Происходит абсолютизация

«Я» как объекта заботы и превращение этого «Я» в самоцель, посредством

самого «Я» в практике, именуемой «заботой о себе».

Изменение режима и способов производства субъекта, произошедшие в

христианстве, Фуко воспроизводит, показывая как трансформируется в истории

мысли понятие epistrophe.

У Платона понятие epistrophe состоит из четырех элементов:

> отвернуться от…(внешних признаков);

> обратиться к самому себе, осознав свое невежество;

> осуществить акт воспоминания;

> вернуться к своей онтологической родине (родине основ, истины и

бытия.)

В I –II в. стоики модифицировали понятие epistrophe придав ему значение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты