Стратегии идентичности

знания. Постепенно секс становиться общим и беспокоящим смыслом,

пронизывающим все наши действия и все наши существование, «всеобщее

значение, универсальная тайна, нескончаемый страх».

Чтобы эта форма власти осуществлялась, она в гораздо большей

степени, чем старые запреты требует внимательных и даже любопытствующих

присутствий, она предполагает разного рода общности, она действует через

разного рода обследования и наблюдения, она нуждается в обмене дискурсами

через вопросы вымогающие признания, и через откровенности выходящие за

пределы вопросов. Здесь признание гарант статуса, ценности, идентичности

субъекта. Истина, которая является как нечто недоступное, извлекается из

глубин себя.

Конституирование себя в качестве субъекта через процедуры признания,

которое предполагает другого оценивающего, признающего, направляющего, где

истина обо мне самом должна быть сформулирована и подкреплена подлинностью

высказываемого. «Признание – это такой дискурс, ритуал». Этот истинный

дискурс производит действие в том, кто его выговаривает, конституируя его

через практику признания. Эта практика распространилась через процедуры

покаяния, наставничества, врачевания в отношения между детьми и родителями,

учениками и педагогами, пациентами и врачами, преступниками и судьями.

Истиной о сексе (о моем сексе) располагает другой, который знает то,

чего не знаю я. О причинах действующих внутри меня, о бессознательном, о

том каким я должен быть – всем этим заведуют властные отношения сил,

которые в свою очередь и производят эту истину, формализуясь, превращаются

в то, что Делез называет «машинами». Машины занимают и заселяют каждый

кусочек диспозитива, тогда как сам диспозитив образует ту неделимую среду,

сплошная протяженность которой распределяется без разрыва между конкретными

машинами.

«Машина всегда обладает той истиной, которую получает в зависимости

от условий своего создания»[30]. Диспозитив осуществляет функцию разметки,

стратификации знания, это принцип организации реального в целое.

Стратификация знания проходит по линиям взаимодействия между

стратифицированным и не стратифицированным. Силовые отношения или власть,

являясь нестабильными, исчезающими, виртуальными не поддаются формализации,

упорядочиванию, но они, тем не менее, становятся условием стратификации

знания, обеспечивают распространение и формализацию знания в упорядоченное

целое, которое определяется присущими каждой страте комбинациями зримого и

высказываемого.

Диспозитив находится в постоянном соприкосновении с линиями внешними

ей, где образуются очаги сопротивления, новые взаимоотношение сил. «Это

неоформленное внешнее есть битва, оно похоже на зону турбулентности и

урагана, где мечутся отдельные точки и завязываются новые отношения между

ними»[31]. Диспозитив как имманентная причина осуществляет конкретные

взаимодействия через интеграцию, дифференциацию и актуализацию своих же

следствий.

Знание движется между двумя формами актуализации: между выражением и

содержанием, между дискурсивным и недискурсивным, между высказываемым и

зримым. Между этими же формами обнаруживается разрыв или как говорит Фуко

«не-место», между ними существует трансверсально (диагонально) действующее

соотношение сил, в которых образуются точки мутации, сопротивления,

творчества обеспечивающие последовательность сменяющих друг друга

диспозитивов или страт внутри них.

Мышление происходит в промежутке, в разрыве между видением и

говорением, и, следовательно, сам человек занимает этот промежуток и

определяется силами составляющими его. «Речь идет о составляющих силах

человека: с какими другими силами они сочетаются, и какое соединение из

этого получается?»[32].

Силы в человеке подразумевают лишь только определенные места, точки

приложения, некую область существующего при взаимодействии с иными силами

образующие различные его модусы.

Линия внешнего с множественностью точек мутации, или взаимоотношения

власти, определяющие подвижность стратифицируемого – это движущаяся

материя, «оживляемая перистальтическими движениями, складками и изгибами,

образующими внутреннее: это не нечто иное, отличное от внешнего, это как

раз и есть внутреннее внешнего»[33].

Начиная с XIX века силы внешнего через измерение конечного по его

отношению к бесконечному начинают стягивать его, образуя некую глубину, в

которой размещается человек. В этом разрыве в связях внешнего, в этом

искажении стратифицированного знания, в движении между позитивностями и

занимает свое место человек. Разрыв, результатом которого становятся

складки, рефлексия; складка внешнего (образующая Я) детерминируется

процессом субъективации, то есть «местами, через которые проходит складка».

Делез говорит о четырех «складчатых зонах», четырех складках

субъективации: это материальная компонента нас самих; соотношение сил в

собственном смысле слова (потому что соотношение сил образует складку);

затем складка знания или истины (она образует отношение истинного к нашей

сущности и удостоверяет ее подлинность) и последняя складка, это складка

самого внешнего. Складки эти изменчивы, существуют в разных ритмах, а их

вариации образуют различные модусы субъективации/идентификации.

Основополагающая идея Фуко состоит в том, что измерение

субъективности является производным от власти и от знания, но не зависит от

него. Субъект представляет собой переменную, набор переменных высказывания,

это функция, производная от самого высказывания. В «Археологии знания» Фуко

осуществляет анализ этой функции-субъект, который представляет собой место

или позицию, которые сильно меняются от типа, от порога высказывания, от

взаимоотношений сил определяющих поле выразимости и поле видимости.

Пока функционировала «форма-Бог» человека еще не было, когда

появляется «форма-человек» Бог умирает и возникает вопрос, какая новая

форма из взаимоотношений сил человека с силами внешнего получиться,

которая уже не будет ни Богом, ни Человеком. Это проблема, которая была

сформулирована Ницше в вопросе о «сверхчеловеке». Какое соединение сил

внешнего с силами внутреннего образует новую форму? И что это будут за

силы?

Делез говорит о том, что вероятно субъекты буду теперь

производиться не за счет складки или разглаживания, а при помощи чего-то

напоминающего Сверх-складку, «о которой свидетельствуют изгибы, присущие

цепочкам генетического кода, возможности кремния в компьютерах третьего

поколения, а также контуры фразы в литературе модерна, когда языку «только

и остается, что загнуться в вечной оглядке на себя». Впрочем, разве

«конечно-неограниченное» или сверхскладку не вычерчивал уже Ницше, назвав

их «вечным возвращением»»?[34].

Примером такой онтологии «Сверх-Складки» является психоанализ Ж.

Лакана, в котором субъект появляется в результате или в месте смещения,

фундаментальной деформации, сбоя в процессе символической репрезентации

реального. Человек, как эффект идеологического по своей механике

отчуждения, происходящего в процессе символизации Реального и,

одновременно идеология как единственная форма реализации субъективности,

- основные темы книги С. Жижека «Возвышенный объект идеологии».

Глава 3. Функция-субъект

Вступая во взаимоотношения со знанием, власть порождает какую-то

истину, поскольку показывает и побуждает говорить, она порождает истину в

виде проблемы. Проблематизация секса разворачивает два процесса постоянно

отсылающие один к другому: истина как то, что спрятано глубоко в нас,

должна проявиться,

показаться и, в то же самое время, она должна сказать нам истину о

нас самих. Из этой игры и конституируется субъект, знание о нем; вокруг

вопроса о сексе выстраивается наука, способная сказать нам о нас самих, о

том, что недоступно, но что составляет позитивное условие его

существования. «Истина субъекта», оказывается неким коррелятом процедур

власти являющими собой разного рода техники жизни. Имплантация правил

диспозитива сексуальности в технологии производства субъективности

превращает сексуальность в шифр индивидуальности.

Фуко показывает, что выведение в дискурс секса подчиняется механизму

постоянного побуждения особой формы власть-знания по принципу рассеивания

и насаждения разнообразных форм сексуальности через инстанции производства

дискурса, производства власти, производства знания. Императивом этого

всеобщего побуждения с конца XVI века может быть формула: «Говорят все»

(себе самому и другому). Эти техники проговаривания, анализа, слежки за

самим собой порождаются определенными механизмами власти в рамках

которых будут установлены совсем иные модальности отношения к себе.

К XVIII веку побуждение говорить о сексе разворачивается от

исповедальных практик признания до политических, экономических, технических

практик в форме анализа, учета, классификации и спецификации. Секс - это

не только то о чем следует говорить, но и то чем следует управлять для

наилучшего блага, для наращивания как индивидуальных так и коллективных

сил. Регуляция секса производится с помощью дискурсов полезных и истинных

- через знание (регуляция рождаемости через морально-религиозные и политико-

экономические дискурсы; педагогизация через попытку определить различные

способы умолчания или распределение дискурса о сексе).

Проект выведения в дискурс секса сформировался в традиции аскетизма

и монашества, с появления и развития техник признания, состоявших не только

в том, чтобы сознаваться в своих поступках, но стараться превратить всякое

свое желание в дискурс. Начиная с классической эпохи, происходит постоянное

усиление и возрастание значимости дискурса о сексе. Дискурса сугубо

аналитического, ориентированного на достижение многочисленных эффектов

перемещения, интенсификации, реориентации и изменения по отношению к самому

желанию.

Эта техника была поддержана и задействована новыми механизмами

власти, для функционирования которых дискурс о сексе стал исключительно

важным. «К XVIII веку рождается политическое, экономическое, техническое

побуждение говорить о сексе. И не только в форме анализа, учета,

классификациии и спецификации, в форме количественных или причинных

исследований. Принимать секс «в расчет», держать о нем речь, которая была

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты