Судьба Сократа или его концепция человека в философии

удерживать. Отцу лишь следует молиться Зевсу и Музам о благом исходе дела,

предоставив сына свободному проявлению своих склонностей и влечений. В иных

заботах его сын не нуждается, так как он уже имеет внутри себя на всю

жизнь руководителя, который лучше тысячи учителей и воспитателей». Под

внутренним руководителем при этом имелся в виду даймоний (демон) Сократа -

его гений, внутренний оракул, голос, предостерегавший против дурных

поступков.

Как и остальные афинские дети, Сократ получил общедоступное начальное

образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование

члена полиса (города-государства), его будущего полноправного и

преданного гражданина. Дети в Афинах получали так называемое «мусическое и

гимнастическое воспитание». Под «мусическим» воспитанием подразумевалось не

только общее музыкальное образование (умение играть на флейте и кифаре,

пение и пляска), но и литературно-словесное - изучение языка (письмо и

чтение), заучивание наизусть и комментирование текстов эпических,

лирических и трагических поэтов (Гомера, Гесиода, Пиндара и др.). В

программу начального образования входило также обучение счету (арифметика и

начала геометрии). Особое место в греческой школе, которую дети начинали

посещать с семи лет, занимала гимнастика. Гимнастика (бег, метание диска и

дротика, борьба и т.п.) была предметом серьезных занятий с 12-13 -летнего

возраста, что диктовалось государственной необходимостью: гражданин полиса

обязан был в любой момент выступить в поход и с оружием в руках защищать

отечество. Вместе с тем внимание к физической культуре объяснялось также

заботой государства о воспитании гармонически (духовно и телесно) развитого

гражданина полиса. Сократ был сведущ в науках (в частности, в математике,

астрономии и метеорологии). Науками о природе философ особенно увлекался в

молодые годы, но молва создала после его смерти множество небылиц по этому

поводу. К их числу следует отнести и предание о «невежественности» Сократа,

легенду о том, что он, не имея никакого систематического образования,

самоучкой приобрел лишь самые элементарные знания.

Когда Сократу исполнилось 18 лет, в отношении его как и других его

сверстников, решался весьма существенный вопрос о наделении гражданскими

правами и официальном признании гражданином Афинского государства.

Молодые годы Сократа совпали с блестящим расцветом афинской демократии и

афинского искусства, с веком создания Парфенона, с веком Перикла, Фидия,

Аспазии (жены Перикла), и поэтому Сократ как бы затерялся в этой блестящей

эпохе.

Это было время, когда начинал свою блестящую политическую карьеру Перикл.

В соответствии с законом, предложенным им и принятым народным собранием

(451\450 г. до н.э.), гражданином Афин признавался лишь тот, чьи оба

родителя - афинские граждане. Процедура подтверждения этого факта и

признания прав гражданства была довольно скрупулезной. Члены

соответствующего дема (территориального округа) должны были под присягой

удостоверить достижение претендентом положенного законом 18-летнего

возраста, а также то, что он - лицо свободное и законнорожденное. Пятеро

обвинителей, избранных демотами (членами дема), могли оспорить притязания

претендента, и тогда последний должен был обратиться с апелляцией в суд. В

случае, если и суд отказывал ему в претензиях на гражданство, государство

было вправе продать его в рабство. При отсутствии обвинений или при

положительном решении дела судом в пользу претендента он вносился в списки

демотов, после чего подвергался докимасии - специальной проверке Советом

пятисот.

Статус полноправного гражданина Афин предоставлял много значительных

(политических, правовых, материальных, морально-религиозных и т.п.)

льгот его обладателю и выгодно отличал последнего от всех других лиц, по

тем или иным основаниям проживавших в афинском полисе.

Успешно пройдя необходимую процедуру, молодой Сократ, подобно другим своим

сверстникам, принес, обязательную в Афинах, гражданскую присягу, верной

которой он оставался в течении всей своей жизни, вплоть до ее трагического

финала.

Лица от 18 до 20 лет назывались эфебами. В течение этих двух лет они

должны были заниматься военным делом - военно-физической подготовкой,

охраной границ государства, дефурством на сторожевых постах и т.п.

Государство обеспечивало эфебов оружием и одеждой. На ежедневное их

содержание выделялось по 4 обола. В народном собрании (экклесии) афинские

граждане начинали участвовать с 20 лет. Занятие государственных должностей

требовало, как правило, достижения 30-летнего возраста.

О первых занятиях Сократа, после того как он перешагнул возраст эфебов и

достиг двадцатилетия, существует несколько версий. Вероятнее всего, он

занялся делами отцовской профессии и какое-то время тоже обрабатывал камни.

Помимо значительных физических усилий, этот труд - нечто среднее между

ремеслом и искусством - требовал большого мастерства и тонкого уменья.

Резцу молодого Сократа древние приписывают скульптуру из трех одетых

Харит, которая некоторое время выставлялась у Афинского акрополя. Интерес

молодого Сократа к профессии скульптора, его авторство в отношении трех

Харит, как, впрочем, и многие другие сведения о нем, покоятся на довольно

зыбкой почве легенд, версий и догадок. Однако, сам образ Харит - богинь

дружбы и юности - внутренне близок натуре предполагаемого молодого,

общительного и жизнерадостного автора. Примечательны в этой связи обычные

в устах Сократа клятвы именем Харит, надежно засвидетельствованные

некоторыми источниками. Мотив сократовского авторства отдаленно звучит и в

сообщении Диогена Лаэртского о том, что в Академии Платона при его

преемнике Спевсиппе выставлялась скульптура Харит.

Иную версию жизни молодого Сокрта давал критически к нему настроенный

перипатерик Аристоксен. По его сообщению, Сократ в молодые годы вел

довольно беспорядочный образ жизни. Затем он был простым каменотесом. Но

как-то он приглянулся философу Архелаю, который избавил одаренного молодого

человека от тяжелых занятий, после чего Сократ в течение ряда лет был

учеником и любимцем Архелая.

Другие источники сообщают, будто от работы каменотеса Сократа избавил

Критон, его сверстник и товарищ. Оба они были из одного дема. Влюбленный в

душевные качества Сократа и обладая достаточным богатством Критон

предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии. Эта

версия в известной мере питается из того достоверного источника, согласно

которому Критон в зрелые годы был преданным другом, слушателем и

последователем Сократа, готовым помочь ему в жизненных невзгодах. Кстати,

именно он, как сообщает Платон, задумал побег Сократа из тюрьмы.

Как бы то ни было, занятия отцовской профессией - в качестве ли каменотеса

или начинающего скульптора - определенно не стали делом жизни Сократа.

Гораздо большую роль в его духовной судьбе сыграла профессия Фенереты -

«очень почтенной и строго повитухи», по характеристике ее знаменитого сына.

Ведь именно по аналогии с родовспомогательным искусством своей матери

Сократ именовал свой философский прием содействия рождению истины в ходе

беседы майевтикой. Для человека, родившегося в день Аполлона и Артемиды,

философская майевтика как умение и призвание приобретали характер

божественного дара: все повивальное искусство, согласно мифу, находилось

под верховным ведением Артемиды. По всему видно, что Сократ не зря родился

в Фаргелии.

ФИЛОСОФИЯ В ПОНИМАНИИ СОКРАТА

Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал

познание «естества человека», первоисточника его поступков и дел, его

образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути

самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: «познай самого

себя», начертанного на храме Аполлона в Дельфах, автором которого по

традиции считался спартанец Хилон, Это изречение послужило толчком к

философствованию и предопределило основное направление его философских

поисков истины. В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое

жизненное назначение и призвание. Сократ воспринял это изречение как призыв

к познанию вообще, к выяснению смысла, роли и границ человеческого

познания в соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла

не о частностях, а о принципе познания человеком своего места в мире.

Сократовское проникновение в существо человеческих проблем требовало новых,

истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблематике

человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней

натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали

центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед

(диалогов).

Конечно, к своим взглядам, относящимся к позднему наиболее известному нам

периоду, Сократ пришел не сразу. Естественно поэтому предположить известную

эволюцию в его философских воззрениях. Однако точных данных о начальных

стадиях развития философской мысли Сократа, сожалению не имеется.

По некоторым сведениям, приводимым, в частности Диогеном Лаэртским, молодой

Сократ был сперва учеником знаменитого натурфилософа Анаксагора из

Клазомен, а затем и Архелая (ученика Анаксагора), учение которого немало

походило на доктрину Диогена из Аполлонии (где эклектически соединялись

взгляды Анаксимена и Анаксагора). В этот же период с досадой и негодованием

он полемизирует с софистами, с тем решением проблем, которое они

предлагали.

Во времена сократовской молодости философия в Афинах был импортным

продуктом. Афиняне были сильными в политике, искусстве, ремеслах,

торговле, военном и морском деле, но не в философии. Своих философских

школ, течений или даже просто заметных философов не имелось. Собственно

первым философом-афинянином был упомянутый Архелай - удачное для легенды

связующее звено между Сократом и прежними натурфилософами, а через них и

«семью мудрецами».

О новых веяниях в философии и успехах тогдашней науки афиняне и в «золотой

век» Перикла узнавали по преимуществу от приезжих философов и учителей

мудрости. В сократовское время Афины посетили такие знаменитости, как глава

элейской школы Парменид и его ученик Зенонг, представитель ионийской

философии Анаксагор из Глазомен, софисты Протагор из Абдер, Горгий

Леонтийский из Сицилии, Гиппий из Элиды, косец Продик Эвен из Пароса и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты