удерживать. Отцу лишь следует молиться Зевсу и Музам о благом исходе дела,
предоставив сына свободному проявлению своих склонностей и влечений. В иных
заботах его сын не нуждается, так как он уже имеет внутри себя на всю
жизнь руководителя, который лучше тысячи учителей и воспитателей». Под
внутренним руководителем при этом имелся в виду даймоний (демон) Сократа -
его гений, внутренний оракул, голос, предостерегавший против дурных
поступков.
Как и остальные афинские дети, Сократ получил общедоступное начальное
образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование
члена полиса (города-государства), его будущего полноправного и
преданного гражданина. Дети в Афинах получали так называемое «мусическое и
гимнастическое воспитание». Под «мусическим» воспитанием подразумевалось не
только общее музыкальное образование (умение играть на флейте и кифаре,
пение и пляска), но и литературно-словесное - изучение языка (письмо и
чтение), заучивание наизусть и комментирование текстов эпических,
лирических и трагических поэтов (Гомера, Гесиода, Пиндара и др.). В
программу начального образования входило также обучение счету (арифметика и
начала геометрии). Особое место в греческой школе, которую дети начинали
посещать с семи лет, занимала гимнастика. Гимнастика (бег, метание диска и
дротика, борьба и т.п.) была предметом серьезных занятий с 12-13 -летнего
возраста, что диктовалось государственной необходимостью: гражданин полиса
обязан был в любой момент выступить в поход и с оружием в руках защищать
отечество. Вместе с тем внимание к физической культуре объяснялось также
заботой государства о воспитании гармонически (духовно и телесно) развитого
гражданина полиса. Сократ был сведущ в науках (в частности, в математике,
астрономии и метеорологии). Науками о природе философ особенно увлекался в
молодые годы, но молва создала после его смерти множество небылиц по этому
поводу. К их числу следует отнести и предание о «невежественности» Сократа,
легенду о том, что он, не имея никакого систематического образования,
самоучкой приобрел лишь самые элементарные знания.
Когда Сократу исполнилось 18 лет, в отношении его как и других его
сверстников, решался весьма существенный вопрос о наделении гражданскими
правами и официальном признании гражданином Афинского государства.
Молодые годы Сократа совпали с блестящим расцветом афинской демократии и
афинского искусства, с веком создания Парфенона, с веком Перикла, Фидия,
Аспазии (жены Перикла), и поэтому Сократ как бы затерялся в этой блестящей
эпохе.
Это было время, когда начинал свою блестящую политическую карьеру Перикл.
В соответствии с законом, предложенным им и принятым народным собранием
(451\450 г. до н.э.), гражданином Афин признавался лишь тот, чьи оба
родителя - афинские граждане. Процедура подтверждения этого факта и
признания прав гражданства была довольно скрупулезной. Члены
соответствующего дема (территориального округа) должны были под присягой
удостоверить достижение претендентом положенного законом 18-летнего
возраста, а также то, что он - лицо свободное и законнорожденное. Пятеро
обвинителей, избранных демотами (членами дема), могли оспорить притязания
претендента, и тогда последний должен был обратиться с апелляцией в суд. В
случае, если и суд отказывал ему в претензиях на гражданство, государство
было вправе продать его в рабство. При отсутствии обвинений или при
положительном решении дела судом в пользу претендента он вносился в списки
демотов, после чего подвергался докимасии - специальной проверке Советом
пятисот.
Статус полноправного гражданина Афин предоставлял много значительных
(политических, правовых, материальных, морально-религиозных и т.п.)
льгот его обладателю и выгодно отличал последнего от всех других лиц, по
тем или иным основаниям проживавших в афинском полисе.
Успешно пройдя необходимую процедуру, молодой Сократ, подобно другим своим
сверстникам, принес, обязательную в Афинах, гражданскую присягу, верной
которой он оставался в течении всей своей жизни, вплоть до ее трагического
финала.
Лица от 18 до 20 лет назывались эфебами. В течение этих двух лет они
должны были заниматься военным делом - военно-физической подготовкой,
охраной границ государства, дефурством на сторожевых постах и т.п.
Государство обеспечивало эфебов оружием и одеждой. На ежедневное их
содержание выделялось по 4 обола. В народном собрании (экклесии) афинские
граждане начинали участвовать с 20 лет. Занятие государственных должностей
требовало, как правило, достижения 30-летнего возраста.
О первых занятиях Сократа, после того как он перешагнул возраст эфебов и
достиг двадцатилетия, существует несколько версий. Вероятнее всего, он
занялся делами отцовской профессии и какое-то время тоже обрабатывал камни.
Помимо значительных физических усилий, этот труд - нечто среднее между
ремеслом и искусством - требовал большого мастерства и тонкого уменья.
Резцу молодого Сократа древние приписывают скульптуру из трех одетых
Харит, которая некоторое время выставлялась у Афинского акрополя. Интерес
молодого Сократа к профессии скульптора, его авторство в отношении трех
Харит, как, впрочем, и многие другие сведения о нем, покоятся на довольно
зыбкой почве легенд, версий и догадок. Однако, сам образ Харит - богинь
дружбы и юности - внутренне близок натуре предполагаемого молодого,
общительного и жизнерадостного автора. Примечательны в этой связи обычные
в устах Сократа клятвы именем Харит, надежно засвидетельствованные
некоторыми источниками. Мотив сократовского авторства отдаленно звучит и в
сообщении Диогена Лаэртского о том, что в Академии Платона при его
преемнике Спевсиппе выставлялась скульптура Харит.
Иную версию жизни молодого Сокрта давал критически к нему настроенный
перипатерик Аристоксен. По его сообщению, Сократ в молодые годы вел
довольно беспорядочный образ жизни. Затем он был простым каменотесом. Но
как-то он приглянулся философу Архелаю, который избавил одаренного молодого
человека от тяжелых занятий, после чего Сократ в течение ряда лет был
учеником и любимцем Архелая.
Другие источники сообщают, будто от работы каменотеса Сократа избавил
Критон, его сверстник и товарищ. Оба они были из одного дема. Влюбленный в
душевные качества Сократа и обладая достаточным богатством Критон
предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии. Эта
версия в известной мере питается из того достоверного источника, согласно
которому Критон в зрелые годы был преданным другом, слушателем и
последователем Сократа, готовым помочь ему в жизненных невзгодах. Кстати,
именно он, как сообщает Платон, задумал побег Сократа из тюрьмы.
Как бы то ни было, занятия отцовской профессией - в качестве ли каменотеса
или начинающего скульптора - определенно не стали делом жизни Сократа.
Гораздо большую роль в его духовной судьбе сыграла профессия Фенереты -
«очень почтенной и строго повитухи», по характеристике ее знаменитого сына.
Ведь именно по аналогии с родовспомогательным искусством своей матери
Сократ именовал свой философский прием содействия рождению истины в ходе
беседы майевтикой. Для человека, родившегося в день Аполлона и Артемиды,
философская майевтика как умение и призвание приобретали характер
божественного дара: все повивальное искусство, согласно мифу, находилось
под верховным ведением Артемиды. По всему видно, что Сократ не зря родился
в Фаргелии.
ФИЛОСОФИЯ В ПОНИМАНИИ СОКРАТА
Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал
познание «естества человека», первоисточника его поступков и дел, его
образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути
самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: «познай самого
себя», начертанного на храме Аполлона в Дельфах, автором которого по
традиции считался спартанец Хилон, Это изречение послужило толчком к
философствованию и предопределило основное направление его философских
поисков истины. В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое
жизненное назначение и призвание. Сократ воспринял это изречение как призыв
к познанию вообще, к выяснению смысла, роли и границ человеческого
познания в соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла
не о частностях, а о принципе познания человеком своего места в мире.
Сократовское проникновение в существо человеческих проблем требовало новых,
истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблематике
человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней
натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали
центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед
(диалогов).
Конечно, к своим взглядам, относящимся к позднему наиболее известному нам
периоду, Сократ пришел не сразу. Естественно поэтому предположить известную
эволюцию в его философских воззрениях. Однако точных данных о начальных
стадиях развития философской мысли Сократа, сожалению не имеется.
По некоторым сведениям, приводимым, в частности Диогеном Лаэртским, молодой
Сократ был сперва учеником знаменитого натурфилософа Анаксагора из
Клазомен, а затем и Архелая (ученика Анаксагора), учение которого немало
походило на доктрину Диогена из Аполлонии (где эклектически соединялись
взгляды Анаксимена и Анаксагора). В этот же период с досадой и негодованием
он полемизирует с софистами, с тем решением проблем, которое они
предлагали.
Во времена сократовской молодости философия в Афинах был импортным
продуктом. Афиняне были сильными в политике, искусстве, ремеслах,
торговле, военном и морском деле, но не в философии. Своих философских
школ, течений или даже просто заметных философов не имелось. Собственно
первым философом-афинянином был упомянутый Архелай - удачное для легенды
связующее звено между Сократом и прежними натурфилософами, а через них и
«семью мудрецами».
О новых веяниях в философии и успехах тогдашней науки афиняне и в «золотой
век» Перикла узнавали по преимуществу от приезжих философов и учителей
мудрости. В сократовское время Афины посетили такие знаменитости, как глава
элейской школы Парменид и его ученик Зенонг, представитель ионийской
философии Анаксагор из Глазомен, софисты Протагор из Абдер, Горгий
Леонтийский из Сицилии, Гиппий из Элиды, косец Продик Эвен из Пароса и