Судьба Сократа или его концепция человека в философии

побережьи. Афинское войско под начлом Клеона было неожиданно атаковано и

разбито отрядом спартанских доровольцев, во главе которого стоял

талантливый военачальник Брасид. В бою погибли и Клеон, и Брасид. Этой

битвой завершился первый период Пелопоннесской войны. В 421 г. до н.э.

между Афинами и Спартой был заключен мир на 50 лет, так называемый Никиев

мир, нарушенный, правда, уже через 8 лет новыми военными действиями.

В сражениях заключительного этапа Пелопоннесской войны (413 - 404 гг. до

н.э.), завершившейся поражением Афин, Сократ в силу его уже преклонного,

непризывного возраста не участвовал. Испытание Сократа-гоплита на мужество

и стойкость, лицом к лицу со смертью - одно из многих испытаний, выпавших

на долю Сократа-человека и вынесенныхим с поразительной верностью себе и

своему пониманию долга перед полисом.

Эта цельность Сократа сквозит во всех его поступках и мыслях: в

многообразных проявлениях и обнаружениях и повсюду Сократ остается одним и

тем же - самим собой. Поэтому, узнав нечто о Сократе, мы уже обладаем

ключом ко всему сократовскому, но прояснить себе и по достоинству оценить

это можно лишь в свете всего знания о нем. Здесь и тривиальная простота

Сократа и головокружительная его сложность.

Выразительные примеры гражданского мужества Сократ продемонстрировал и при

отстаивании попираемых законов полиса, и защите сограждан, ставших жертвой

беззаконий.

Демон Сократа, императивный голос его совести, его внутренний бог,

запрещал ему заниматься политической деятельностью. Это, однако, отнюдь не

означало кокой-то индифферентности по отношению к политике и делам полиса,

безразличия к своим обязанностям гражданина и судьбам всего государства.

Речь, судя по всему, шала о том, что сократовский демон запрещал

заниматься активной политической карьерой, домогаться власти и

государственных должностей.

В конце жизни Сократ, умудренный опытом, касаясь этого запрета демона,

замечает: «И по-моему, прекрасно делает, что возбраняет. Будьте уверены,

афиняне, что если бы я попытался заняться государственными делами, то уже

давно бы погиб и не принес бы пользы ни себе, ни вам. И вы на меня не

сердитесь за то, что я вам скажу правду: нет такого человека, который мог

бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться вам или какому-нибудь

другому большинству и хотел бы предотвратить все то множество

несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве. Нет,

кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему суждено уцелеть

хоть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на

общественное поприще не должен» (Платон. Апология Сократа.).

Сократа отказался от прямой политической деятельности по принципиальным

основаниям, но показательна и его ссылка на выгоды отказа от опасной и

интриганской политики.

Заняв такую позицию, Сократ не выступал всенародно, не предлагал своих

советов афинскому народному собранию, чем обычно занимались люди,

добивавшиеся политического влияния и власти. Он вел частные беседы и свои

советы давал частным образом. Но в этих частных беседах активно обсуждались

все основные стороны государственной жизни, проблемы политики, права,

справедливости, гражданских обязанностей, добродетелей и пороков,

критически рассматривались недостатки афинской политики. Предлагались пути

ее совершенствования и т.п. Публично-политическая нацеленность подобных

сократовских бесед была очевидна. Свою «частную» деятельность по морально-

политическому перевоспитанию сограждан, их переориентации на новые

ценности, разоблачению недостатков и пороков полиса и его членов Сократ

расценивал в качестве божественного дара Афинам.

Этим добровольным поучением собеседников добродетели Сократ занимался

бескорыстно, без всякой платы и материального расчета, во имя своего

высшего призвания забросим свои домашние дела и пребывая в крайней

бедности.

Об имущественном положении Сократа и его семейной жизни еще в древности

было сочинено немало забавных историй. Сократ был скорее беден, чем богат.

О своей бедности как общеизвестном факте он говорил и на суде (399 г. до

н.э.), заявив, что, занявшись философской деятельностью, он забросил все

свои хозяйственные дела, что привело к семейным неурядицам.

Сократовские беседы покдлючали его к большой политике, оказывали влияние

на нее, были формой соучастия в делах окружающего мира. Однако принципы

своей позиции философ последовательно отстаивал и в тех случаях, когда

судьба напрямую сталкивала его с политикой. Волею жребия он однажды

оказался все же важным должностным лицом в Афинах. Это произошло в 406 г.

до н.э., когда Сократ был избран, по принятой в таких случаях процедуре

жребия, членом афинского Совета (буле) от филы Антиохиды, куда входил и

его родной дем Алопеке.в качестве члена Совета Сократу пришлось участвовать

в разборе нашумевшего дела афинских стратегов.

Обстоятельства этого дела были таковы. Афинский флот нанес поражение

спартанцам и их союзникам в морском сражении при Аргинусских островах, но

из-за поднявшейся сильной бури афиняне не смогли спасти тонущих

соотечественников и подобрать трупы погибших товарищей, с тем чтобы потом

их надлежаще похоронить. Когда весть об этом дошла до Афин,все десять

стратегов были обвинены в нарушении религиозных традиций. В город

вернулось только шесть стратегов, в том числе - сын Перикла, Перикл-

младший; остальные решили выждать политическую бурю, последовавшую за

морской, вдали от разгоряченного афинского демоса. Не явившиеся стратеги

обвинялись заочно.

Предложение главного обвинителя стратегов, демагога Калликсена. Состояло в

том, чтобы одним общим голосованием на народном собрании решить вопрос о

вине всех стратегов вместе и приговорить их к смерти, как говорится,

чохом. Такой прием был противозаконным, поскольку явно нарушал известную

псефизму (- постановление народного собрания по определенному вопросу)

Каннона, требовавшую .чтобы дело каждого обвиняемого разбиралось отдельно.

Сократ был единственным членом Совета, который несмотря на разгоревшиеся

народные страсти и прямые угрозы привлечь заодно к ответственности и тех,

кто противится осуждению стратегов одним общим списком, стойко и до конца

отстаивал законную процедуру разбирательства дела. В день, когда он был

дежурным главою Совета (эпистатом), нарушение законности было пресечено. Но

на следующий день, при другом эпистате, все стратеги были огульно

приговорены к смерти одним поднятием рук на народном собрании.

В перепитиях дела стратегов ярко проявились характерные черты поведения и

Сократа - убежденногозащитника законности даже в обстановке всеобщего

отступления от нее, и афинского демоса - склонного к поспешным акциям и

непродуманным мероприятиям, к чувству мести и расправы. Подверженного

страстям и эмоциям, часто прибегавшего к суду скорому, но далеко не

праведному, незаконность которого очень быстро становилась очевидной и ему

самому. Эти качества Сократа и афинского демоса были еще раз в их

напряженном столкновении трагично продемонстрированы в деле самого Сократа.

Дело стратегов разбиралось в условиях господства в Афинах демократии. А

вскоре после окончания войны, когда к власти в городе при поддержке

спартанцев пришла олигархия и установилась «тирания тридцати» во главе с

Критем, Сократу выпало новое испытание, и он вновь показал свою

человеческую порядочность, гражданское мужество и верность своим принципам.

Сократ и Критий уже давно знали друг друга. В молодости Критий некоторое

время был слушателем Сократа, вращался в его окружении. Кстати, позднее

обвинители Сократав качестве примеров пагубности сократовских бесед и

поучений отмечали вредную для Афин политическую деятельность таким

«учеников» Сократа, как Критий и Алкивиад. Это, однако, была ложная

оценка. Правда же состояла в том, что вопреки усилиям Сократа и Критий, и

Алкивиад, одержимые жаждой власти и чувством собственного превосходства над

остальными, занялись политическими интригами, как только к этому

представилась возможность. А уж исполителями сократовких идеалов их никак

не назовешь.

По своим политическим воззрениям Критий был весьма далек от Сократа. Его

взгляды примыкают к позиции таких, скажем, софистов, как Антифн, Фрасимах,

Калликл, которые обосновывали естественное право сильного на власть и с

этих позиций атаковали положительное законодательство как нечто условное и

искусственное.

Еще в молодые годы, будучи в окружении Сократа, Критий мало считался с

его наставлениями и советами. Неприязнь между ними особенно углубилась в

связи с сократовским изобличением порочности любви Крития к некоему

Евтидему. Страсть Крития Сократ публично назвал свинской, и Критий затаил

на него злобу.

Установление власти «тридцати» и их тираническую расправу над неугодными

гражданами Сократ встретил резко критически. Имея в виду участившиеся при

правлении «тридцати» казни, Сократ в одной из бесед заметил, что для него

«кажется странным, если человек, взявшись быть пастухом стада коров и

убавляя и ухудшая их, не сознается, что он плохой пастух; но что еще более

для него странно, если человек, взявшись быть начальником в государстве и

убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не сознает, что он плохой

начальник.» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе.)

Доносчики довели слова Сократа до верхушки нового правления - Крития и

Харикла. Последние вызвали дерзкого и словоохотливого старца (Сократу к

этому времени было уже 65 лет) и напомнили ему свой закон, запрещавший

вести беседы с юношеством. Сократ в иронической манере спросил, можно ли

уточнить содержание запрета. Критий и Харикл согласились дать ему

соответствующие разъяснения, и между ними состоялась прелюбопытная беседа,

в ходе которой Сократ припер к стенке тиранов, заставив их скинуть маску

законников и прибегнуть к прямым угрозам.

Продолжая преследовать Сократа, тираны, правда, не решились напрямую

расправу с ним. И не сказать, что им было не до него. О нем помнили, его

хотели сломить, дискредитировать. Так, Сократу и четырем другим гражданам

тираны велели доставить с Саламина в город для казни Леонта Саламинского.

Леонт был одним из известных руководителей афинского флота и

добропорядочным гражданином. Он участвовал в подписании мира, заключенного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты