Судьба Сократа или его концепция человека в философии

об одном и том же - об управлении соответствующими делами (полисными или

домашними) на основе знания. Умение хорошего хозяина, управителя дома

сходно с умением хорошего начальника, и первый легко может заняться делами

второго. «Потому ты не смотри с таким пренебрежением на хозяина, - говорил

Сократ некоему Никомахиду. - Забота о собственном только количественно

разнится от заботы об общественном; в других отношениях она совершенно

одинакова» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе).

Политическая этика Сократа представляла собой своеобразный итог

предшествующего развития древнегреческой политической мысли и вместе с тем

послужила исходным пунктом ее дальнейшего движения к таким вершинам, как

политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.

Сократовские положения о совпадении законного и справедливого, восхваление

им законности и разумности полисных порядков и т.п. имели в виду, скорее,

желательное идеальное состояние дел, нежели наличное, реально

существовавшее. Отсюда их критический запал против современной ему

практической политики и ее деятелей.

В плане теоретическом сократовский идеал представлял собой попытку

сформулировать идеально разумную сущность государства, а применительно к

практической политике был направлен на утверждение принципа компетентности

в полисном управлении.

Философское обоснование Сократом необходимости правления знающих не было,

конечно, завуалированной формой апологии каких-то практически

существовавших в его времена политических порядков. Хотя в качестве

благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ называл

аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические Фивы и Мегары. В

принципе же он ратовал за правление знающих, а не за господство старой

родовой аристократии или новоявленных богачей. Резко отрицательно относился

Сократ к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия.

Подчеркивая недолговечность тирании, он отмечал, что тиран, казнящий

неугодных ему здравомыслящих и дельных граждан, непременно будет в скором

времени наказан и сам.

Безусловная преданность гражданина своему полису и его законам является

отправным моментом для всей политико-правовой позиции и ориентации Сократа.

Соглашаясь стать членом данного государства, гражданин тем самым вступает,

по мысли Сократа, в договор с полисом и обязуется свято чтить его порядки

и установления. Сократ, таким образом, первый в истории европейской

политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между

государством и его членами, его гражданами. Согласно этой сократовской

концепции, гражданин и полис неравноправны, как, например, не равны в своих

правах отец и сын, господин и подчиненное ему лицо. Сократ развивает

своеобразную версию договорной связи гражданина и государства, согласно

которой Отечество и Законы выше и дороже отца и матери; именно они являются

для граждан высшими родителями, воспитателями и повелителями. Любой

афинянин, достигнув совершеннолетия, поясняет Сократ, может в соответствии

с законами без всяких препятствий покинуть со всем своим имуществом

государство, если его порядки ему не нравятся, и отправиться куда ему

угодно - либо в колонию этого же государства, либо в другое государство.

Поэтому остающиеся в данном полисе в качестве его членов граждане тем самым

на деле соглашаются выполнять все веления государства и его органов.

Подобная законопослушность, ярко продемонстрированная Сократом всей его

жизнью и драматической смертью, восходила к традиционным эллинским

представлениям о роли закона для упорядоченной и справедливой жизни в

полисе.

Ценность человека не в его силе и способности к насилию во имя власти, но в

его разуме, в его понимании блага полиса и владении политической

добродетелью. А это требует соответствующего воспитания и учения.

Политические добродетели, как и прочие человеческие добродетели,

развиваются путем изучения и прилежания. Те, кто готовится к политической

деятельности и властвованию, должны, по Сократу, научиться воздержанности

во влечениях и постигнуть знания, необходимые для пользы полиса и его

граждан.

Всякий человек, даровитый или бездарный, должны по Сократу, учиться и

упражняться в том в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо

воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых. Эти

люди, будучи по природе своей нередко неукротимыми и необузданными, без

надлежащих знаний способны причинить государству и согражданам огромный

вред. И, наоборот, они приносят большую пользу отечеству, если

предварительно изучили предмет своей будущей деятельности, научились

искусству управления, приобщились к политической добродетели. Управление

делами полиса на основе знания есть, по оценке Сократа, единственный

надежный путь ко всеобщему благу.

Сократ, сам непосредственно не занимавшийся политической деятельностью,

вместе с тем живо интересовался всеми полисными делами и стремился к их

совершенствованию. Воспитание своих слушателей, особенно молодых, в духе

политической добродетели было главной целью сократовских бесед, всех его

философско-просветительских усилий.

Однако, «нельзя даже приблизиться к пониманию Сократа, пока мы не уясним

себе ту пропасть, что отделяет его молодость и первую пору зрелости,

протекшие в социальной атмосфере довоенной Европы, от событий

послевоенного времени» (A.E.Taylor).

публичная деятельность (ЗРЕЛОСТЬ)

Первые три с половиной - четыре десятка лет жизни Сократа - наиболее

темные и неясные в его биографии, поскольку он не успел еще стать

известной в Афинах фигурой и попасть в поле интереса современников. Афины

переживали тот период своей истории, который принято обозначать как

пентеконтаэтию (пятидесятилетие): речь при этом идет об отрезке времени

между решающими сражениями греко-персидских войн (морской бой в

Саламинском проливе в 480 г. до н.э. и сухопутная битва при Платеях в 479

г. до н.э.). В обстановке победоносного завершения греко-персидских войн

Афины в это пятидесятиление достигают своего расцвета.

Внутриполитическое положение характеризуется дальнейшим расширением и

укреплением демократии. Афинский демос издавна играл решающую роль в

политической жизни своего города-государства.

Афины сократовского времени жили в напряженной внешнеполитической

обстановке - готовясь к войне или ведя ее. Уже в 478 г. до н.э. Афины,

опираясь на морское могущество, организуют под своим началом Делоский

морской союз. В него вошли многие греческие прибрежные и островные города-

государства. Морской союз направлен не столько против «варваров» (Персии),

сколько против Пелопоннесского союза во главе со Спартой. Присоединяя

силой и переманивая на свою сторону другие греческие государства, насаждая

в них угодные себе порядки (проафинские - демократические; проспартанские -

аристократические или олигархические), морские Афины и сухопутные Спарта

начали исподваль долгую битву за гегемонию над всей Элладой.

Длительное соперничество и бесконечные взаимные гегемонисткие интриги

приводят их наконец к прямому военному столкновению, к войне, которая с

перерывами длилась с 431 по 404 г. до н.э. и завершилась победой Спарты.

Эта Пелопоннесская война вовлекла в свою орбиту почти все греческие

города государства.

Вторая половина жизни Сократа, таким образом, протекала в обстановке

межгреческой войны, в ряде сражений которой он и сам непосредственно

участвовал в качестве афинского гоплита.

Еще до официального начала войны со Спартой Афины организуют в 432 г.

до н.э. поход на коринфскую колонию Потидею, котоая ранее некоторое время

была членом Афинского морского союза, а к этому времени вместе с рядом

других городов, недовольных политикой Афин, заявила о своем выходе из

союза. Уже в 435 г. до н.э., во время столкновения Коринфа и Керкиры,

Афины по совету Перикла встали на сторону Керкиры и, приняв ее в морской

союз, послали ей не выручку свои суда. Проспартанская позиция Коринфа была

тем самым предопределена, а новая антикоринфская акция Афин в виде похода

на Потидею еще более приближала прямое столкновение Афин со Спартой.

Сократ находился в числе тех 2 тыс. Гоплитов, которых Афины направили с

флотом против Потидеи. Вместе с Сократом в походе участвовал и

симпатизировавший ему молодой Алкивиад, воспитанник Перикла, своего

законного опекуна. Из рассказа Алкивиада, проводимого Платоном в диалоге

«Пир», видно, что Сократ пробыл у Потидеи по крайней мере зиму и лето и

участвовал как и в главной битве, так и некоторое время в последующей

осаде города, который был взят гораздо позже, в начале 429 г. до н.э.

В ходе трудной потидейской экспедиции Сократ проявил себя стойким,

мужественным и храбрым воином. Честолюбивый Алвивиад признается, что

выносливастью и выдержкой Сократ превосходил всех. В зимнюю стужу, когда

другие афиняне мерзли в теплой одежде и обуви, Сократ в своем обычном

наряде - в плаще и босиком - легко и непринужденно шагал по снегу и льду.

Товарищи по оружию косо поглядывали на облик и поведение этого странного

гоплита, полагая, что тот дурачится и глумится над ними.

В бою под Потидеей Сократ и Алкивиад оказались на том крыле афинского

войска, где успех сопутствовал неприятелю. Отступая, Сократ вынес с поля

боя раненого Алкивиада и его оружие. После боя, который был выигран

афинянами, Алкивиад высказался за присуждение воинской награды Сократу. Но

военачальники, учитывая высокое положение Алкивиада, решили наградить

именно его. На этом, собственно, настаивал и его спаситель.

Отважно вел себя Сократ и в сражении при Делии (424 г. до н.э.). Бой

сложился не в пользу афинян, и их войско обратилось в бегство.

Алкивиад, также участвовавший в битве при Делии, рассказывает, что застал

Сократа отступающим вместе с Лахетом, известным афинским полководцем,

который славился своим мужеством. Сократ, по словам Алкивиада, вел сбея с

гораздо большим самообладанием, чем его прославленный товарищ. Весь его

вид во время вынужденного отхода, который, кстати, закончился удачно,

свидетельствовал о спокойной готовности Сократа постоять за себя и дать

отпор наседавшему врагу.

Последним сражением, в котором Сократ вновь встретился лицом к лицу со

смертью, была жестокая битва под Амфиполем (422 г. до н.э.) на фракийском

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты