об одном и том же - об управлении соответствующими делами (полисными или
домашними) на основе знания. Умение хорошего хозяина, управителя дома
сходно с умением хорошего начальника, и первый легко может заняться делами
второго. «Потому ты не смотри с таким пренебрежением на хозяина, - говорил
Сократ некоему Никомахиду. - Забота о собственном только количественно
разнится от заботы об общественном; в других отношениях она совершенно
одинакова» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе).
Политическая этика Сократа представляла собой своеобразный итог
предшествующего развития древнегреческой политической мысли и вместе с тем
послужила исходным пунктом ее дальнейшего движения к таким вершинам, как
политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.
Сократовские положения о совпадении законного и справедливого, восхваление
им законности и разумности полисных порядков и т.п. имели в виду, скорее,
желательное идеальное состояние дел, нежели наличное, реально
существовавшее. Отсюда их критический запал против современной ему
практической политики и ее деятелей.
В плане теоретическом сократовский идеал представлял собой попытку
сформулировать идеально разумную сущность государства, а применительно к
практической политике был направлен на утверждение принципа компетентности
в полисном управлении.
Философское обоснование Сократом необходимости правления знающих не было,
конечно, завуалированной формой апологии каких-то практически
существовавших в его времена политических порядков. Хотя в качестве
благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ называл
аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические Фивы и Мегары. В
принципе же он ратовал за правление знающих, а не за господство старой
родовой аристократии или новоявленных богачей. Резко отрицательно относился
Сократ к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия.
Подчеркивая недолговечность тирании, он отмечал, что тиран, казнящий
неугодных ему здравомыслящих и дельных граждан, непременно будет в скором
времени наказан и сам.
Безусловная преданность гражданина своему полису и его законам является
отправным моментом для всей политико-правовой позиции и ориентации Сократа.
Соглашаясь стать членом данного государства, гражданин тем самым вступает,
по мысли Сократа, в договор с полисом и обязуется свято чтить его порядки
и установления. Сократ, таким образом, первый в истории европейской
политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между
государством и его членами, его гражданами. Согласно этой сократовской
концепции, гражданин и полис неравноправны, как, например, не равны в своих
правах отец и сын, господин и подчиненное ему лицо. Сократ развивает
своеобразную версию договорной связи гражданина и государства, согласно
которой Отечество и Законы выше и дороже отца и матери; именно они являются
для граждан высшими родителями, воспитателями и повелителями. Любой
афинянин, достигнув совершеннолетия, поясняет Сократ, может в соответствии
с законами без всяких препятствий покинуть со всем своим имуществом
государство, если его порядки ему не нравятся, и отправиться куда ему
угодно - либо в колонию этого же государства, либо в другое государство.
Поэтому остающиеся в данном полисе в качестве его членов граждане тем самым
на деле соглашаются выполнять все веления государства и его органов.
Подобная законопослушность, ярко продемонстрированная Сократом всей его
жизнью и драматической смертью, восходила к традиционным эллинским
представлениям о роли закона для упорядоченной и справедливой жизни в
полисе.
Ценность человека не в его силе и способности к насилию во имя власти, но в
его разуме, в его понимании блага полиса и владении политической
добродетелью. А это требует соответствующего воспитания и учения.
Политические добродетели, как и прочие человеческие добродетели,
развиваются путем изучения и прилежания. Те, кто готовится к политической
деятельности и властвованию, должны, по Сократу, научиться воздержанности
во влечениях и постигнуть знания, необходимые для пользы полиса и его
граждан.
Всякий человек, даровитый или бездарный, должны по Сократу, учиться и
упражняться в том в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо
воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых. Эти
люди, будучи по природе своей нередко неукротимыми и необузданными, без
надлежащих знаний способны причинить государству и согражданам огромный
вред. И, наоборот, они приносят большую пользу отечеству, если
предварительно изучили предмет своей будущей деятельности, научились
искусству управления, приобщились к политической добродетели. Управление
делами полиса на основе знания есть, по оценке Сократа, единственный
надежный путь ко всеобщему благу.
Сократ, сам непосредственно не занимавшийся политической деятельностью,
вместе с тем живо интересовался всеми полисными делами и стремился к их
совершенствованию. Воспитание своих слушателей, особенно молодых, в духе
политической добродетели было главной целью сократовских бесед, всех его
философско-просветительских усилий.
Однако, «нельзя даже приблизиться к пониманию Сократа, пока мы не уясним
себе ту пропасть, что отделяет его молодость и первую пору зрелости,
протекшие в социальной атмосфере довоенной Европы, от событий
послевоенного времени» (A.E.Taylor).
публичная деятельность (ЗРЕЛОСТЬ)
Первые три с половиной - четыре десятка лет жизни Сократа - наиболее
темные и неясные в его биографии, поскольку он не успел еще стать
известной в Афинах фигурой и попасть в поле интереса современников. Афины
переживали тот период своей истории, который принято обозначать как
пентеконтаэтию (пятидесятилетие): речь при этом идет об отрезке времени
между решающими сражениями греко-персидских войн (морской бой в
Саламинском проливе в 480 г. до н.э. и сухопутная битва при Платеях в 479
г. до н.э.). В обстановке победоносного завершения греко-персидских войн
Афины в это пятидесятиление достигают своего расцвета.
Внутриполитическое положение характеризуется дальнейшим расширением и
укреплением демократии. Афинский демос издавна играл решающую роль в
политической жизни своего города-государства.
Афины сократовского времени жили в напряженной внешнеполитической
обстановке - готовясь к войне или ведя ее. Уже в 478 г. до н.э. Афины,
опираясь на морское могущество, организуют под своим началом Делоский
морской союз. В него вошли многие греческие прибрежные и островные города-
государства. Морской союз направлен не столько против «варваров» (Персии),
сколько против Пелопоннесского союза во главе со Спартой. Присоединяя
силой и переманивая на свою сторону другие греческие государства, насаждая
в них угодные себе порядки (проафинские - демократические; проспартанские -
аристократические или олигархические), морские Афины и сухопутные Спарта
начали исподваль долгую битву за гегемонию над всей Элладой.
Длительное соперничество и бесконечные взаимные гегемонисткие интриги
приводят их наконец к прямому военному столкновению, к войне, которая с
перерывами длилась с 431 по 404 г. до н.э. и завершилась победой Спарты.
Эта Пелопоннесская война вовлекла в свою орбиту почти все греческие
города государства.
Вторая половина жизни Сократа, таким образом, протекала в обстановке
межгреческой войны, в ряде сражений которой он и сам непосредственно
участвовал в качестве афинского гоплита.
Еще до официального начала войны со Спартой Афины организуют в 432 г.
до н.э. поход на коринфскую колонию Потидею, котоая ранее некоторое время
была членом Афинского морского союза, а к этому времени вместе с рядом
других городов, недовольных политикой Афин, заявила о своем выходе из
союза. Уже в 435 г. до н.э., во время столкновения Коринфа и Керкиры,
Афины по совету Перикла встали на сторону Керкиры и, приняв ее в морской
союз, послали ей не выручку свои суда. Проспартанская позиция Коринфа была
тем самым предопределена, а новая антикоринфская акция Афин в виде похода
на Потидею еще более приближала прямое столкновение Афин со Спартой.
Сократ находился в числе тех 2 тыс. Гоплитов, которых Афины направили с
флотом против Потидеи. Вместе с Сократом в походе участвовал и
симпатизировавший ему молодой Алкивиад, воспитанник Перикла, своего
законного опекуна. Из рассказа Алкивиада, проводимого Платоном в диалоге
«Пир», видно, что Сократ пробыл у Потидеи по крайней мере зиму и лето и
участвовал как и в главной битве, так и некоторое время в последующей
осаде города, который был взят гораздо позже, в начале 429 г. до н.э.
В ходе трудной потидейской экспедиции Сократ проявил себя стойким,
мужественным и храбрым воином. Честолюбивый Алвивиад признается, что
выносливастью и выдержкой Сократ превосходил всех. В зимнюю стужу, когда
другие афиняне мерзли в теплой одежде и обуви, Сократ в своем обычном
наряде - в плаще и босиком - легко и непринужденно шагал по снегу и льду.
Товарищи по оружию косо поглядывали на облик и поведение этого странного
гоплита, полагая, что тот дурачится и глумится над ними.
В бою под Потидеей Сократ и Алкивиад оказались на том крыле афинского
войска, где успех сопутствовал неприятелю. Отступая, Сократ вынес с поля
боя раненого Алкивиада и его оружие. После боя, который был выигран
афинянами, Алкивиад высказался за присуждение воинской награды Сократу. Но
военачальники, учитывая высокое положение Алкивиада, решили наградить
именно его. На этом, собственно, настаивал и его спаситель.
Отважно вел себя Сократ и в сражении при Делии (424 г. до н.э.). Бой
сложился не в пользу афинян, и их войско обратилось в бегство.
Алкивиад, также участвовавший в битве при Делии, рассказывает, что застал
Сократа отступающим вместе с Лахетом, известным афинским полководцем,
который славился своим мужеством. Сократ, по словам Алкивиада, вел сбея с
гораздо большим самообладанием, чем его прославленный товарищ. Весь его
вид во время вынужденного отхода, который, кстати, закончился удачно,
свидетельствовал о спокойной готовности Сократа постоять за себя и дать
отпор наседавшему врагу.
Последним сражением, в котором Сократ вновь встретился лицом к лицу со
смертью, была жестокая битва под Амфиполем (422 г. до н.э.) на фракийском