Судьба Сократа или его концепция человека в философии

историю, ничем это дело со своей стороны, как говорится, не оправдав.

Впрочем. Им хватало и отцовской славы.

ОБВИНЕНИЕ

Дело против Сократа было возбуждено в марте 399 г. до н.э.

Пожалуй, в Афинах Сократа знали, так или иначе, все - видели, слушали его

или, на худой конец, были наслышаны о нем. Не будем забывать, что всего-

то взрослых афинян было не более двух десятков тысяч человек - народу на

один небоскреб. Популярность в Афинах ценилась и наказывалась: свободный

демос, сам не претендуя на популярные (и неоплачиваемые!) роли и должности

(даже демагоги, как правило, были выходцами из знатных и богатых афинских

семей), зорко следил за тем, не пора ли освободиться от чрезмерно

популярного деятеля.

Популярность Сократа была особого рода, будь оан привычно политической .не

дотянуть бы ему до своих семидесяти. Предчувствуя все это, Сократ и ушел

в философию, чураясь прямых занятий политикой. Но философия оказалась

тоже политикой, хотя и замедленного действия.

Официальное обвинение Сократа лишь по-своему резюмировало уже давние

антисократовские предрассудки, наветы, настроения.

По афинским законам, судебный процесс мог начаться лишь после

соответствующего заявления того или иного лица, полноправного афинского

гражданина. Был возбужден процесс в защиту государственных интересов.

Инициаторами судебного процесса против Сократа стали: молодой и

честолюбивый Мелет, посредственный трагический поэт; Анит - владелец

кожевенных мастерских, влиятельное лицо в демократической партии, заклятый

враг софистов, к которым он причислял Сократа. Этот приверженец авторитета

традиций видел в деятельности Сократа посягательство на религию и мораль,

угрозу идеалам государственной и семейной жизни. Третьим обвинителем был

оратор Ликон.

Фактически главным обвинителем Сократа являлся Анит, но формально таковым

выступил Мелет.

Анит был догматическим приверженцем полисного традиционализма, нетерпимо

относился к чужим мыслям и новым идеям, ко всем этим пустым умникам-

софистам, к которым уже давно причислял и Сократа.

Анит и Сократ не раз встречались, сталкивались, полемизировали. Друг другу

они явно не нравились. Для Сократа Анит был духовно ограниченным,

нетерпимым и самоуверенным человеком, посредственным политиком,

преуспевающим дельцом. А в глазах Анита Сократ олицетворял пустое и

вредное мудрствование. Больно Анита задевали и иронические насмешки

Сократа в его адрес.

О столкновении этих двух людей словами одного из них можно было бы сказать:

ни дурному человеку не дано испортить прекрасного человека, ни прекрасному

- исправить дурного. Видимо, это и придет особый драматизм подобному

сосуществованию. В конце концов, антиподам становится тесно в границах

одного полиса, и худший одолевает лучшего.

Текст обвинения гласил « Это обвинение написал и клятвенно

засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец (из дема Питтос), против

Сократа, сына Софрониска из дема Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он

не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов.

Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание - смерть».

(Диоген Лаэртский).

Обвинение, таким образом, содержало 3 пункта: 1) безбожие Сократа, 2)

введение им каких-то новых божеств (подразумевался знаменитый демон

Сократа, его внутренний голос) и 3) развращение молодежи. По всем этим

пунктам Сократ обвинялся именно в государственном преступлении, так как по

афинским представлениям и почитание богов ,и воспитание юношества

относились к делам общеполисным, государственным.

Сократ предстал перед одной из 10 палат суда присяжных (гелиеи). В состав

суда входило 6 тысяч человек, из которых 5 тысяч были действительными и 1

тысяча запасными судьями. Выбор судей (гелиастов) происходил ежегодного

жребию из числа граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой из 10 фил

Аттики. Судебная палата, где разбиралось дело Сократа, состояла из 500

человек, точнее 501, поскольку к четному количеству судей присоединяли еще

одного присяжного для получения нечетного числа при голосовании.

Текстов обвинительных речей не сохранилось, но предполагается, что

обвинители обращали внимание судей главным образом на разлагающий, по их

мнению, характер Сократа. По сообщению Платона, после выступления

обвинителей взял слово Сократ и сказал, что он защищается только потому,

что этого требует закон. Содержание защитительной речи Сократа, общий ее

дух и тон, переданные Платоном, по мнению большинства исследователей,

наиболее близки подлинной речи самого Сократа, произнесенной им перед

судьями. Эта речь состоит из трех частей: защитительной речи перед судьями,

речи о мере наказания, обращении к судьям после вынесения смертного

приговора. (В практике судопроизводства греческих полисов было принято,

чтобы обвиняемый после признания его виновным сам предлагал себе меру

наказания, которую он заслуживает в собственных глазах. Это право,

предоставляемое подсудимому, не будучи формально апелляцией, давало

возможность смягчить наказание. Оно свидетельствует о гуманности

судопроизводства афинян.)

Занятая Сократом бескомпромиссная позиция, принципиальное отрицание им

вины по всем пунктам предъявленного обвинения, уверенное отстаивание своих

взглядов и высокого смысла всей своей прежней жизни лишь подогревали

направленные против него страсти и предрассудки.

В ожидании смерти Сократ после суда провел в тюрьме долгих 30 дней. Дело в

том, что обычно смертный приговор приводился в исполнение сразу же после

его вынесения, но в случае с Сократом исполнение приговора было отложено в

связи со следующим обстоятельством. Раз в четыре года афиняне отправляли

на остров Делос к храму Аполлона священное судно с дарами, исполняя клятву

Тезея, данную им богу Аполлону после уничтожения чудовища Минотавра на

Крите и избавления Афин от уплаты дани критскому царю Миносу. Со дня

отплытия священного посольства и до его возвращения в Афины смертная

казнь запрещалась.

Отсрочка казни дала Сократу возможность еще раз продумать смысл того

божественного призвания, которое определило его жизненный путь и занятия.

Друзья Сократа, воспользовавшись этим обстоятельством, навещали его в

тюрьме, где он пребывал в ожидании казни, вели с ним беседы и готовили ему

побег. Осуществить побег было несложно. Об этом мы узнаем из лов давнего

друга, ровесника и земляка Сократа Критона, по имени которого назван один

из диалогов Платона. В «Критоне» описывается встреча Критона с Сократом,

их беседа задень до возвращения священного судна. Критон пытается уговорить

Сократа бежать из тюрьмы. Но Сократ отклоняет настойчивую просьбу друга и

остается верным отечественным законам.

Последний день Сократа клонился к закату. Настало время последних дел.

Оставив друзей, Сократ удалился на омовение пред смертью. Согласно

орфическим и пифагорейским представлениям, подобное омовение имело

ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни.

После омовения Сократ попрощался с родными, дал им наставления и велел

возвращаться домой. К этому времени тюремщик напомнил, что пора выпить яд.

Ранее в Афинах приговоренного к смерти сбрасывали со скалы. Но с

прогрессом нравов и, видимо, с увеличением числа смертных приговоров

цевилизовалась и процедура их исполнения. Во времена Сократа приговоренный

к смерти в назначенное время выпивал чашу растертой ядовитой цикуты

(болиголова).

Когда принесли цикуту, Сократ, мысленно совершив возлияние богам за удачное

переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья

его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать

должно в благоговейном молчании.

Он еще немного походил, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан и

закутался. Затем, раскрывшись, сказал: «Критон, мы должны Асклепию петуха.

Так дайте же, не забудьте». Это были последние слова Сократа.

Жертвоприношение петуха сыну Аполлона Асклепию, богу врачевания, обычно

полагалось за выздоровление. Сократ же имел в виду выздоровление своей души

и ее освобождение от бренного тела.

НАСЛЕДИЕ

Трагический финал Сократа придал всей его жизни, его словам и делам, учению

и личности уникальную цельность и завершенность, неувядаемую

привлекательность. Конец, как говорится, делу венец. Насильственная смерть

обрамила все сократовское особым ореолом неподдельности и высокой правды.

Она оказалась одной из тех сократовских загадок, интерес к которым пережил

античность, средневековье, новое время и сохранился до наших дней. Став

исходным пунктом духовного шествия Сократа сквозь века, смерть его

всколыхнула афинян и приковала к себе их внимание. Обсуждали и

сократовские слова о возмездии, которое постигнет его обвинителей. Вскоре

после сократовской казни, сообщает Диоген Лаэртский, афиняне, раскаявшись

в содеянном и считая себя введенными злоумышленно в заблуждение,

приговорили Милета к смерти, а остальных обвинителей - к изгнанию. Сократу

же была сооружена Лизиппом бронзовая статуя, которая выставлялась в

афинском музее Помпейон.

В пророчестве, которое Платон вложил в уста Сократа, говорилось, что

афиняне, не ведая, что делать с одним философом и его домогательствами по

поводу их образа жизни, в будущем окажутся перед лицом многих его учеников,

которых он опекал.

В действительности, его сограждане избежали этой участи, и далеко не все

его ученики оказались в состоянии продолжить дело своего учителя, вызывая

на экзамен жизни ближних, опровергая фальшивые мнения. Было однако много

бесстрашных попыток разрушить схемы традиционной морали, за которые

цеплялись обвинители Сократа. Верно также и то, что ни один философ ни до

Сократа, ни после не имел столько непосредственных учеников и такого

многообразия ориентаций мысли, тех, кто находился под его влиянием.

Диоген Лаэртский в своей книге «Жизнеописания философов» среди друзей

Сократа называет имена: Ксенофонта, Эсхила, Антисфена, Аристотеля,

Евклида, Федона и, конечно, Платона как наиболее выдающегося. Если

исключить Ксенофонта и Эсхила, которые не были собственно философами

(первый, скорее - историк, второй - литератор), другие пятеро- основатели

философских школ.

Особо выдающуюся роль для всемирно-исторических судеб духовного наследия

Сократа сыграла школа Платона. Организованная им в 387 г. до н.э. в

зеленом пригороде Афин знаменитая Академия просуществовала более 900 лет,

до 529 г. до н.э., когда была закрыта императором Юстинианом. От

платоновской Академии влияние Сократа тянется в Лицей Аристотеля, к

перипатерика. А мировой платонизм и аристотелизм стали ведущими течениями

философской мысли на протяжении всего последующего духовного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нерсесянц В.С. Сократ., М. «Наука», 1984. (серия «Научные биографии»).

2. Кессиди Ф.Х. Сократ. М. «Мысль», 1988. (серия «Мыслители прошлого»).

3. Льюис Дж.Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа., Мн., Из-во

«Галаксиас», 1997 - 208 с. (серия «История Философии в биографиях»).

4. Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней.

I. Античность. - ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 336 с.

5. Радугин А.А. Философия., М. Из-во «Центр», 1997.

6. Мень А.В., Мировая духовная культура//Сократ. Платон. Аристотель. М.,

1995

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты