Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия

Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия

1. Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия.

М.- совокупность идей, чуств, эмоций О-х общее отношение Ч. к миру.-

познавательный пласт;- эмоциональный;- поведенческий

Основные вопросы: чтотакое мир;по каким законам он разввается; в

чем смысл жизни; что такое добро и зло.Влияние: убеждения,

идеалы.Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.Миф –

носит духовно практический характер (фантазиями преобразовывает

жизнь)(талисманы).Религия - носит духовно практический характер

(односторонний характер). Это М. – поведенческое по своей сути.

(талисманы перестали помогать) Ф. – вся совокупность взглядов на мир,

П., Об. и Ч. (отличие – уровень обобщения, теоретический характер)

2. Основной вопрос Ф и специфика Ф знания.

Основной вопрос: 1- что первично материя или сознание дух или

природа;2- познаваем ли мир;3- проблема “ мир-человек”. Функции Ф: 1-

объяснение мира; 2-методологическая (накопление и обобщение) 3-

отображение своего времени 4.мировоззренческая.Гегель – “Ф – эпоха,

схваченная в понятиях” Существуют несколько определений в зависимости

от структуры Ф знания: онтология (з-ны развития П, О, Ч),

гноссеология (отображение всеобщих з-ов в сознании Ч), антропология

(Ф- наука о О бытии О сознании).Ф- мировоззренческая наука,

масштабный взгляд на жизнь, Ч и др аспекты.

3. Философия и наука. Философия как всеобщая методология.

1) накопление знаний; 2) специализация знаний; 3) формирование

теорет. разделов.Аристотель - Ф - наука о первопринципах,

первопричинах. В наше время развит научно - мировоз. подход (такая

система понимания мира и места в нем Ч, которая опирается на науку).

Обще - мировоз., теоретико - познават., ценностные фукции берет на

себя Ф. (нож в руках хирурга и убийцы)

см 2.

4. Милетская школа о первоосновах бытия.

Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что

превращается они искали начало происхлждения и изменения всех вещей.

Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и

движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.

ФАЛЕС. конец 7 начало6 вднэ. Купец, много путешествовал.

Гидроинженер. Проект полит объединения малоаз. городов перед угрозой

Персии. Знаком с достиж. науки Вав и Египта. Предсказал солн затмение

в Г. -585 гднэ. Изобрел некот. астроном приборы.

Все произошло из некоего влажного первовещества или воды . Все

рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на

пов. воды. Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная

полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут

приводить в движ. др. вещи - они имеют душу.

АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из

которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие

начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля -

цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него.

Поэтому миры возникают и разрушаются.

АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество -

воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения

воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск,

поддержив. вождухом.

В 5 вднэ Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь

фил прекратилось.

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в

самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ.

монада(единица) - это мать богов, всеобщее первоначо и основа всех

прир.явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности

в природе.

5. Материалистический атомизм Демокрита и Эпикура

Основатель А. - Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из

мельчайших недел. частиц и пустоты.

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во

фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды

Д. охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этикт, политики,

педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики,

космологии. Активный приверженец раб. демократии.

Исходное положение а. системы - сущ. атомов и пустоты, образующих

своиим бескон. многообр. соединениями все сложные тела.

Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения явл. взгляд по

которому ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый

источник познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более

тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их

сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д.

отличает то , что сущ. во мнениии от того, что сущ. в

действительности. “лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии -

горькое, в мнении - теплое, в мнен. - холодное, в м. - цвет, в

действительностии же сущ. только атомы и пустота.” Однако Д. не

отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д.

говорит о том,что ф. занимается изучением не того, что известно всем,

а того , что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому

Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с

самими качествами.

Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же -

метсо, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и

вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и

отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким

образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их

состояния и ощущения.

Для объяснения реального многообразия действительности Д.

допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти

отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов.

не явл. беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.

А. учение расространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и

смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из

огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются “видики” -

материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом

пространстве и проникают в органы чевств через поры. Если поры соотв.

по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает

образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем

верный образ предмета. Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой

величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, иэто

позн. также м.б. достоверным.

ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове Самосе.

Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. -

создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика

м.б. построена только при условии если будет определено место, кот.

человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а

физике должно предшествоваь разраб. теори познания.

Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки

возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ.

возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие - единств.

критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах,

кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти

не были в лог. противоричии с данными восприятиями.

Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, чо учение о

причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о

невозможности для чел. свободы. Врамках необход. должен быть указан

путь к свободе.

У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает,

что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с

их формой, положением и порядком становится важным объект.

определением атома. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож.

обладать б. тяжесью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на

небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на

криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека.

6. Становление диалектики в античной философии. (Гераклит и Элеаты)

Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако

первовещ. - это огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловлен

взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном

процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив

огонь. “ Этот космос один и тот же для всего существующего не создал

ни какой бог и никакой еловек, но всегда был, есть и будет вечно

живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Причина

вечного изменения - борьба противоположностей.

Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже

из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи

возникают из огня согласно необходимости. Миром правит

“логос”.(закон, необходимость)”Даже Солнце не может переступить

логос.” Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в свою

противопол.(холодное в теплое, Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя

дважды войти в одну реку” В челов. жизни превращ. в противопол. есть

борьба. Она “отец всего, царь всего”. Благодаря борьбе противопол.

обнаруживается их внутреннее сходство “юессмертные-смертны, смертные

- бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они

умирают.”

Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоп.

делают все кач. вещей относительными.(морская вода - чистейшая и

вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна)

Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе

мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно

чувствам зрения и слуха. Однако,считае Г. большинство людей не знают

всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.

ЭЛЕАТЫ. В 6-5 ввднэ центр дух. развития перемещ. в

Ю.Италию.(земледельческая область). Прбл. бытия: бытие есть а небытия

нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.

КСЕНОФАН. 6-5 вднэ. Поэт фил. побывал в Ю. Италии вообще много

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты