Техника имеет двойственный смысл: 1)совокупность устройств, созданных
Ч, совокупность информационных технологий. (в последнем смысле -
техника и средство произв. и его конечный прдукт); 2) табор навыков,
умений. Ч все болше своих функций доверяет технике. Перва и вторая
природы. Технич. деятельность влияет на все стороны жизни Ч.
"Технократический детерменизм" - техника и технология - решающий
фактор развития Ч. Вся власть у группы тех. интеллигенции.
"Антитехницизм" - техника - злой демон.
Техника тесно связана с культурой, О., которые часто определяют
направление движения технической мысли.
Негативные последствия практики Ч.
47. Проблема сознания в философии и естествознании. сущность сознания
и его роль в человеческой деятельности. Природа идеального.
Определение роли и места Ч в жизни - мировоззр. проблемы. Вопрос
отношения сознания к бытию - один из основных вопросов Ф. Для
материалистич. подхода также необходима чтобы Ч сознавал что он
делает => сознание - свойство высокоорганизованной материи.
Сознание - общественный продукт. Самосознание.
Посредством отражения живое существо получает образ, являющийся
отражением свойств, связей и отношений внешнего мира. Образ
фактически является знанием. Идеальное знание - субъективное,
отражающее объективную реальность с наибольшей степенью
достоверности.
Не существует идеальной субстанции или идеальной идеи.
Ч отличается от животного тем, что обладает опытом практическо
преобразовательной деятельности. Образы О. взаимодействия -
отображение действительности в прцессе общения людей. Сознание
предыд. веков передается посредством образов культуры. Формирование и
закрепление программы совместных действий в Ч - двигатель прогресса
(только делая единое целое можно развиваться).
Сознание конкретного Ч - зафиксированное отношение к
действительности.
48. Генезис сознания. Природа отражения и его развитие как
генетическая предпосылка сознания. Отражение, информация, управление.
Отражение возникло при попытке объяснить суть сознания и его
отношения к бытию, материи. Энгель акцентировал внимание на их тесной
взаимосвязи. Ленин - "вся материя обладает свойством, родственным
ощущению - свойством отражения". Любой объект, процесс при
взаимодействии отражает часть себя на др. объекте. Непонятно как
может один матер. объект отражаться на другом в то время когда второй
на первый взгляд не может ощущать - научная проблема.
Объективное отображение действительности - наиболее сложный процесс.
Информационное отражение - такое отражение при котором активно
используются результаты внешнего воздействия. Такое отображение
возможно только если система способна регулировать сама себя. (камень
и цветок по разному реагируют на солнчный свет).
Отражение для живой природы - раздражимость. Для животного мира -
чуствительность. Психическое отражение возникает при недостатке
информации для однозначной реакции (решение может быть запомнено на
будущее).
Диалектический отношения между внешним миром и внутренними
установками.
Субъективная реальность - идеальна. Не существует идеальной
субстанции или идеальной идеи.
49. Возникновение и развитие человеческого сознания, его социальная
природа. Сознание и язык.
см 47.
Различают сознания: духовное, нравственное, теоретическое,
религиозное, политическое, ...
Осознание проявляется в практич. деятельности Ч. Тесно связано с О
(знание передается в виде образов от покаления к покалению).
Отражение, фиксация установок в сознании - необходимое условие
воспроизводства способов совместной деятельности. Соц. сознание -
способ взглянуть на проблему извне. В современном мире понимание
общественного сознания - залог выживания.
Вербальное общение - основной элемент отражения соц. сознания
(информации). Также существуют другие знаковые языки. Тесная связь с
культурой индивида.
Диалектика коллективного и субъективного сознания.
50. Познание как активное отражение действительности. Субъект и
объект познания.
см 48.
Адекватное отображение действительности - суть познавательного
процесса. Материалест. подход говорит, что такое познание
возможно.Знание познающего субъекта - идеально. Знание постепенно
переходит в духовную сферу (научно - теоретич. деятельность).
Субъект познания - Ч. Объект познания - все формы материи и формы ее
взаимодействия.
На начальных этапах развития Ч познание связано с практической
деятельностью. Постепенно появились знания связанные с предсказаними,
теоретические, ... . Знание - высшая форма отображения
действительности.
51. Структура знания. Чувственное и рациональное познание.
1) Знания как система (Правила, показывающие, как на основе данных
знаний осуществить ту или иную деятельность называются правилами.
Знания, таким образом, включены в систему деятельности) 2) знание как
отражение действительности 3) Чувственное познание (для познания
объектов данного типа необходимо функционирование органов чувст,
нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие
материальных объектов - такая форма деят-ти - чувств позн-е по маркс-
ленинск гносеологии).
52. Проблема истины и философии в науке.
Философия и наука. Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом
картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив
научного познания, должна перейти через процедуру философского
обоснования. (приер - когда Фарадей открыл электрические и магнитные
силовые линии... ->ввел представление о материальности полей - особый
вид материи).
53. Научное познание и его специфические признаки. Научное и
обыденное познание. Критерий научности.
В структуре научного знания выделяют уровни знания - эмпирический и
теоретический. Им соотв-ют два вида познавательной деят-ти -
эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое - два
подуровня наблюдения и эмпирические факты. Переход наблюдения ->
эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных
наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания.
Наука имеет дело с особым набором объктов, не сводимых к объектам
обыденного опыта. Особенностями объектов научного исследования можно
объяснить основные особенности научных знаний как продукта научной
деятельности. Их достоверность уже не может быть обоснована только их
применением в производстве и обыденном опыте. Наука формирует
специфич способы обоснования истины знания: экспериментальный
контроль за получаемым знанием.
54. Эмпирический и теоретический уровни знания.
Эмпирический: наблюдения, эмпирические факты. Переход наблюдения ->
эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных
наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания.
Организация теоретического уровня знаний. 1) частные теоретические
модели и законы. 2) развитая теория. Строится некоторая обобщенная
модель, которая охватывает все частные случаи.
55. Понятие метода и методологии.
Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию
знания регулируется нормами и правилами, руководствуется
определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм,
правил, методов и приемов, которые представляют собой не что иное,
как аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по по
формированию и развитию научного знания, составляет предмет логики и
методологии научного знания.
56. Методы эмпирического познания.
1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4)
Эксперимент
57. Методы теоретического познания.
1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей,
раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод
(при аксиоматич построении теоретич знания сначала задается набор
исходных положений, не требующих доказательства) 3) Гипотетико -
дедуктивное развертывание теории (сначала создается гипотическая
конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему
гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке для
уточнения и конкретизации) 4) метод восхождения от абстрактного к
конкретному (вначале находится главная связь (отношение) изучаемого
объекта, а затем, шаг за шагом прослеживается, как она видоизменяется
в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их
взаимодействия и таки путем отображает во всей полноте сущность
изучаемого объекта)
58. Гипотеза и теория.
Гипотетико - дедуктивное развертывание - строится дерево гепотез
сложной проблемы, которое затем подвергается опытной проверке.
Теория должна быть непротиворечивой и основываться на
аксиоматике.Цель теории - целостная картина. Теарии необходимо
испоьзуют абстрагирование.
59. Особенности социального познания.
см 49. Социальная природа человеческого сознания.
60. Объективная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Истинность - соответствие знания объективной реальности.
Объективная истина не зависит ни от Ч ни от человечества (Ленин), но
может меняться во времени. Необходим эталон. Объективное и
субъективное знание = Ю такие же истины. Платон (в идеях), Декарт (в
вещах), Гобс (истина дочь разума), Кант (основа его Ф). Диалетич.
подход - "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к
практике ..." (Ленин). Истина должна быть проверена практикой.
Геоцентрическая система -> гелио центрическая -> галактическая.
Каждая относит. истина приближает нас к абсолютной. Абсолютная истана
- предел, к которому необходимо стремиться. Относит. и абсолютн.
истины - разные формы объетивной истины. Догмы и др. историч. - соц.
условия могут искажать истину (язык, небрежность в определениях).
Относительная истина - форма выражения объективной истины, зависящей
от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее
точности, строгости и полноты, которая достигнута га данном уровне
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11