переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах -
видит в человеке существо из кот воспитанием мжно сделать все, что
угодно.
Доказывают незав. этики от религии и возможность сущ
высоконравственного общества атеистов.
Движ сила челов действий - эгоизм, или личный интерес. Основанием
нравственности служит опыт, нравственного чувства не сущ. Когда
кажется что люди стремятся к добру , в основе этого лежит прав
понятый л. интерес.
Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к
обществу в целом. Тот кото приносит пользу - честный смелый
добродетельный. Добродетель есть желание общего блага.
Так как влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос
о гос строе - важен. Различия между народами обусл. прежде всего
полит строем. Гельвеций - только в демократическом правлении власть
имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей
деятельностью общим целям.
21. Социально-политические и этические воззрения французских
материалистов ХУ111 века (Ламетри, Гельвеций, Гольбах).
Гольбах - "Каждый Ч, который разумно рассуждает, скоро станет
атеистом.". Фатальный детерминизм, включающий Ч.
Гельвеций (1715 - 1771). Фатальный детерминизм, включающий Ч. Однако,
человеком правит закон интересов (физические потребности (голод,
боль) и страсти (самолюбие)). Принимает принципы сенсуализма Локка.
"Пока Ч. чувствует - он имеет душу" => душа умирает вместе с телом Ч.
О. - совокупность индивидов (механистический подход). О. интерес -
интерес большенства. Основа добродетельного поведения - согласие
между О. и индивидульным интересом. Основной критерий нравственности
- О. польза.
Идеальная форма правления - республика. В тоже время, верит в
"разумного правителя", "философа на троне", защищающего основные
права человека (фактически интересы буржуазии).
Гельвеций и Гольбах уделяют большое значение воспитанию. Залог
правильного воспитания - хороший закон. "Почти всеобщее несчастье
людей и народов вызвано несовершенством их законов и слишком
неравномерным распределением богатства" (Гельвеций).
Ламетри (1709 - 1751). Самая известная работа - "Ч - машина" (Из - за
нее был вынужден покинуть страну). В ней Ламетри представляет Ч. -
как механическую машину, хотя и очень сложную. Душа - материальна.
Исходит из сенсуализма Локка и признает объективное существование
материального мира. Источник движения находится в самой материи.
Однако, он полагает, что сущность движения и материи познать
невозможно.
Мышление является способностью. определенного вида материи. Его
основания покоятся на ощущениях.
22.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА И.КАНТА. (Критика чистого разума.
введение)
Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-
х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики,
логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как
умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от
вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи
непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в
себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его
“критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно
отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант
пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и
философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3.
исследовать формы и категории научного мышления...
Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в
тракт. “ Критика чистого разума” - 81, “Критика практического разума”
- 88 и “Критика способности суждения” - 90. (теор познания, этика и
эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно)
Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши
органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К.
- идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей
чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума
не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное
знание сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук
всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о
свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия.
Ввс принципиально непознаваемы.
Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда
выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим -
субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних
суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем
знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические уждения.
Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то
это ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса
синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что
обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь
не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и
независящ от него - априорные суждения.( все, что случается имеет
причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн.
синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в
матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в
метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных
способностей познания: чувственности, рассудка, разума.
Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К
рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем
знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез
субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании
пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего
чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц.
простр. их безусловную всеобщность и необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они
становятся априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет
естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом
содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,
получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия
рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый
чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия
сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ -
пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким
обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в
единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.
На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет
естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и
необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть
при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3
законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия
субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему
разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно
порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает
познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться -
форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума
сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.
Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы
чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл
определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх
знания строится самим сознанием.
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел
поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом.
Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош
подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект
нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру
умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К
понимает как безусловное предписание или “категорический императив.”
З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его
личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным
только если он соверш из уважеия к нравст з-ну.
К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает,
что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ,
что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ
необходимого соответствия. Противоречие междумор повед чел и
результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим
нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не
находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв
осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода, бессмертие и
бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина,
доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование
“практического разума”.
23. Социально-политическая теория и этика И.Канта.
"Вещь в себе" - непознаваемый с помощью чувств мир. Существо, которое
способно действовать в соответствии со всеобщими (постигаемими
разумом), а не только эгоистическими целями - есть свободное
существо. Свобода - независимость от причин чувственно
воспринимаемого мира. Человеческая воля - автономна, поскольку может
сама стать причиной ряда явлений. Разумное существо - цель сама по
себе. => нельзя превращать другое разумное существо, только в
средство для реализации к-л целей.
Исполнение нравственного долга требует преодоления чувственных
склонностей. => Добродетель и счастье - две вещи несовместимые.
Каждый человек знает законы априоре => государство должно
основываться на обществ. договоре ("нельзя чтобы из за меня пострадал
другой человек").
24. Объективный идеализми идеалистическая диалектика Гегеля. Классики
Марксизма о Гегелевской философии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11