Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия

переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах -

видит в человеке существо из кот воспитанием мжно сделать все, что

угодно.

Доказывают незав. этики от религии и возможность сущ

высоконравственного общества атеистов.

Движ сила челов действий - эгоизм, или личный интерес. Основанием

нравственности служит опыт, нравственного чувства не сущ. Когда

кажется что люди стремятся к добру , в основе этого лежит прав

понятый л. интерес.

Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к

обществу в целом. Тот кото приносит пользу - честный смелый

добродетельный. Добродетель есть желание общего блага.

Так как влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос

о гос строе - важен. Различия между народами обусл. прежде всего

полит строем. Гельвеций - только в демократическом правлении власть

имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей

деятельностью общим целям.

21. Социально-политические и этические воззрения французских

материалистов ХУ111 века (Ламетри, Гельвеций, Гольбах).

Гольбах - "Каждый Ч, который разумно рассуждает, скоро станет

атеистом.". Фатальный детерминизм, включающий Ч.

Гельвеций (1715 - 1771). Фатальный детерминизм, включающий Ч. Однако,

человеком правит закон интересов (физические потребности (голод,

боль) и страсти (самолюбие)). Принимает принципы сенсуализма Локка.

"Пока Ч. чувствует - он имеет душу" => душа умирает вместе с телом Ч.

О. - совокупность индивидов (механистический подход). О. интерес -

интерес большенства. Основа добродетельного поведения - согласие

между О. и индивидульным интересом. Основной критерий нравственности

- О. польза.

Идеальная форма правления - республика. В тоже время, верит в

"разумного правителя", "философа на троне", защищающего основные

права человека (фактически интересы буржуазии).

Гельвеций и Гольбах уделяют большое значение воспитанию. Залог

правильного воспитания - хороший закон. "Почти всеобщее несчастье

людей и народов вызвано несовершенством их законов и слишком

неравномерным распределением богатства" (Гельвеций).

Ламетри (1709 - 1751). Самая известная работа - "Ч - машина" (Из - за

нее был вынужден покинуть страну). В ней Ламетри представляет Ч. -

как механическую машину, хотя и очень сложную. Душа - материальна.

Исходит из сенсуализма Локка и признает объективное существование

материального мира. Источник движения находится в самой материи.

Однако, он полагает, что сущность движения и материи познать

невозможно.

Мышление является способностью. определенного вида материи. Его

основания покоятся на ощущениях.

22.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА И.КАНТА. (Критика чистого разума.

введение)

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-

х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики,

логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как

умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)

Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от

вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи

непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в

себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его

“критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно

отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант

пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и

философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3.

исследовать формы и категории научного мышления...

Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в

тракт. “ Критика чистого разума” - 81, “Критика практического разума”

- 88 и “Критика способности суждения” - 90. (теор познания, этика и

эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши

органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К.

- идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей

чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума

не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное

знание сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук

всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о

свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия.

Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда

выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим -

субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних

суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем

знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические уждения.

Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то

это ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса

синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что

обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь

не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и

независящ от него - априорные суждения.( все, что случается имеет

причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн.

синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в

матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в

метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных

способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К

рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем

знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез

субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании

пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего

чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц.

простр. их безусловную всеобщность и необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они

становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет

естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом

содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,

получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия

рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый

чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия

сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ -

пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким

обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в

единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.

На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет

естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и

необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть

при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3

законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия

субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему

разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно

порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает

познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться -

форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума

сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.

Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы

чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл

определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх

знания строится самим сознанием.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел

поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом.

Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош

подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект

нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру

умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К

понимает как безусловное предписание или “категорический императив.”

З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его

личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным

только если он соверш из уважеия к нравст з-ну.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает,

что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ,

что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ

необходимого соответствия. Противоречие междумор повед чел и

результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим

нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не

находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв

осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода, бессмертие и

бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина,

доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование

“практического разума”.

23. Социально-политическая теория и этика И.Канта.

"Вещь в себе" - непознаваемый с помощью чувств мир. Существо, которое

способно действовать в соответствии со всеобщими (постигаемими

разумом), а не только эгоистическими целями - есть свободное

существо. Свобода - независимость от причин чувственно

воспринимаемого мира. Человеческая воля - автономна, поскольку может

сама стать причиной ряда явлений. Разумное существо - цель сама по

себе. => нельзя превращать другое разумное существо, только в

средство для реализации к-л целей.

Исполнение нравственного долга требует преодоления чувственных

склонностей. => Добродетель и счастье - две вещи несовместимые.

Каждый человек знает законы априоре => государство должно

основываться на обществ. договоре ("нельзя чтобы из за меня пострадал

другой человек").

24. Объективный идеализми идеалистическая диалектика Гегеля. Классики

Марксизма о Гегелевской философии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты