Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия

существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего

мира.

Формы бытия: 1) бытие вещей 2) бытие человека 3) бытие духовного

(идеального) -> делится на индивидуализированное духовное и

объективированное 4) бытие социальное

Особенность человеческого бытия определяется 1) возможностью

регулировать свои потребности в пределах и формах, определяемых

обществом 2) человек - пересечение относительно разных бытийственных

измерений - а) реально существует отдельный человек (мыслящая и

чувствующая вещь) б) человек - существо разумное, находящееся на

определенном витке развития в) человек - социально-историческое

существо

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию

отдельных поколений и людей. Человек-песчинка в невообразимом мире,

но люди способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир

и на самих себя.

27. Становление и развитие философской категории "материя".

Диалектико-материалистическое определение материи, его

мировоззренческий и методологический смысл.

Ленин: "Материя есть Ф категория для обозначения объективной

реальности, которая дана Ч в его ощущениях, которая копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо

от них".

Ранее материя расматривалась наряду с другими вещами, как отдельная

субстанция. Материализм, идеализм, дуализм. Сегодня материя

понимается как совокупность объектов материального мира, познаваемого

в процессе практики, втом числе и О.

Ошибки в определениях понятий ведут к кризису (Ранее материю

определяли как совокупность атомов). Симысл д-м определения материи в

его общности.

28. Движение, его сущность и основные формы. Движение и развитие.

Все в природе движется. О покое можно говорить только относительно.

Движение - неотемлемое свойство материи. Выделяют два типа движения

материи: с сохранением устойчивости (качества), изменение качества

(развитие). Формы движения (Энгельс): механическое, физическое,

химическое, биологическое, социальное. Иногда к формам движения

относят и мышление.

Высшие формы дв. Нельзя свести целиком и полностью к низшим.

29. Пространство и время, развитие этих категорий в философии.

Свойство материи - быть протяженной, занимать место среди других

объектов => понятие протяженности. Это понятие возможно благодоря

свойству материи делиться. Движение материи подразумевает, что одно

событие может наступить раньше другого => длительность, скорость,

ритм,... . Если эти характеристиеи абстрагировать от объектов =>

время. Существует проблема эталонного времени (атомные часы). Кроме

часов существует интуитивное чувство времени у Ч, животных, ....,

которое может изменяться в зависимоти от нужд конкретного организма

(предсказания будущего). Пространственно - временные формы необходимо

рассматривать относительно конкретных материальных объектов. Древние

же философы выделяли их в отдельные субстанции.

Также существует социальное пространство (жилище) и время (эпохи).

Также существует пространство и время инивидуального Ч.

30. Многообразие пространственно-временных свойств движущейся

материи. Биологическое и социальное пространство и время.

Пространство и время в психике человека.

см 29.

31. Философия и естествознание о материальном единстве мира.

Одна и та же таблица Менделеева, теже физическое законы...

32. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии.

Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии.

Диалектика - наука спорить.Сократ: переход от частных случаев

(красивая девушка, красивый конь, мужество...)к искомым общим их

определениям. Его ученик- Платон: диалектика как метод анализа и

синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их

значений к общим понятиям - идеям. Диалектика как искусство спорить

развилась в средние века.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений.

Ажным предметом диалектики являются универсальные связи типа связь

единичного и общего, части и целого, явления и сущности... Категории

(универсальные формы Ч мышления) диалектики: "случайность -

необходимость", "причина - следствие", "единое - общее"(см. 36),

"явление и сущность". категории зависят от социал. - историч. этапа.

Гегель: тезис, антитезис, синтез. Античная диалектика - Гераклит,

идиалестическая - Гегель, материалестическую.

33. Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики,

логики и теории познания.

???

34. Критика методологических основ софистики, эклектики, догматизма и

релятивизма.

Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах

неправильных доводов, так наз софизмов, т е всякого рода уловок,

замаскированных внешней формальной правильностью. Характерными

приемами С являются: вывырывание событий из их связи с др.,

пременение закономерностей одной группы явлений к явлениям др группы,

одной исторической эпохи - к событиям др эпохи и т д. Как в науке,

так и в политике С играет реакционную роль.

Эклектика - соединение различных, иногда противоположных философских

взглядов, теоретических предпосылок, ценностных суждений и т.п. Как

методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и

сочетаний различных сведений и знаний, Э использовалась в позднегреч

философии, схоластике, в некоторых дискуссиях нового времени. Э

характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности,

объясняющие процессы развития в природном и социальном мире.

Догматизм - некритический, односторонний, антиисторический тип

мышления, к-рый в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает

специфические условия места, времени действия и опирается на

произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции.

В основе Д - явное или неявное игнорирование динамичности,

конкретности, процессуальности истины, нарушение или искажение

диалектики абсолютного и относительного в ней. Психологический

фундамент Д - слепое доверие авторитету, инертность ума, атрофия

воли, консервативная приверженность прошлому, некогда усвоенным

канонам, устоям жизни. Социальные основания Д - корпоративный

(классовый, групповой) или личностный эгоизм, заинтересованность в

поддержании неприкосновенности наличного status quo. Д в политике

сопряжен с авторитаризмом, монополией на мировидение и

мировосприятие, ведет к разрыву слова и дела, теории и практики,

обуславливает субъективизм, волюнтаризм и в конечном счете

самодискредитацию политики. Лучший способ борьбы - творческое

позитивное развитие теории, умение отталкиваться от твердой почвы

реальности, объективных фактов.

Релятивизм - философская концепция, утверждающая относительность,

условность и субъективность человеческого познания. Признавая

относительность знаний, Р отрицает объективность познания, считает,

что в наших знаниях не отражается объективный мир. Диалектический

материализм признает относительность познания лишь в том смысле, что

каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем

развития производительных сил и уровнем науки, а не в смысле

отрицания объективной истины.

35. Категории диалектики как отражение всеобщих связей бытия и

ступени развития познания.

Для диалектики характерно формирование парных категорий , отражающих

«полярные» стороны целостных явлений, процеесов. Диалектический

характер отношений «причина - следствие», «случайность -

необходимость» «возможность - действительность» и других выражается в

противоположных но неразрывно связанных понятиях, их единстве,

переходах друг в друга, взаимодейтвии. Категории диалектики

формируются на определенных ступенях развития общества.С углублением

и обогащением знаний об универсальных связях разрабатываются

специальные философские понятия - например, качество, количество,

мера, скачек. В категориях диалектики тесно связаны объективное

знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон ...)

и форма мысли - познавательный прием, посредством которого

осмысливается такая связь. Горизонтальный и вертикальный подходы к

анализу универсальных связей. Горизонтальный: «единичное - общее»,

«качество - количество», «часть - целое», «конечное - бесконечное»,

«простое - сложное»... Вертикальный: «явление - сущность», «причина -

следствие», «случайность - необходимость», «возможность -

действительность».

36. Единичное, особенное и общее. Явление и сущность как категории

диалектики.

Единичное характеризует отдельный предмет. явление, процесс,

отличающийся по своим простр.- временным и др. свойствам от иных, в

том числе подобных ему, предметов. Общее - объективно существующее

сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в

некоторых отношениях, принадлежность к одной и тойже группе явлений

или единой системе связей. Связь единичного и общего носит

всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы,

процессы. Реальные предметы единичны, не бывает абсолютно одинаковых

предметов (индивидуальность, неповторимость). Диалектика единого и

общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует сао по

себе. Оно неразрывно связано с единичным. Диалектика единичного и

общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения.

Вметсе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов,

событий, указания на конкретные, единичные явления. Своеобразие и

сходство предметов может колебаться в диапазоне «индивидуальное

неповторимое - типовое». Наиболее ярким проявлением индивидуального

является уникальное. Противположностью индивидуального неповторимого

является типовое. Предельный случай типизации технических устройств -

стандартизация.

Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с осмыслением

поверхностных и глубинных уровней действительности. С т.зр. мат.

диалект. Явление и сущность - разные уровни объективной реальности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты