существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего
мира.
Формы бытия: 1) бытие вещей 2) бытие человека 3) бытие духовного
(идеального) -> делится на индивидуализированное духовное и
объективированное 4) бытие социальное
Особенность человеческого бытия определяется 1) возможностью
регулировать свои потребности в пределах и формах, определяемых
обществом 2) человек - пересечение относительно разных бытийственных
измерений - а) реально существует отдельный человек (мыслящая и
чувствующая вещь) б) человек - существо разумное, находящееся на
определенном витке развития в) человек - социально-историческое
существо
Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию
отдельных поколений и людей. Человек-песчинка в невообразимом мире,
но люди способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир
и на самих себя.
27. Становление и развитие философской категории "материя".
Диалектико-материалистическое определение материи, его
мировоззренческий и методологический смысл.
Ленин: "Материя есть Ф категория для обозначения объективной
реальности, которая дана Ч в его ощущениях, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо
от них".
Ранее материя расматривалась наряду с другими вещами, как отдельная
субстанция. Материализм, идеализм, дуализм. Сегодня материя
понимается как совокупность объектов материального мира, познаваемого
в процессе практики, втом числе и О.
Ошибки в определениях понятий ведут к кризису (Ранее материю
определяли как совокупность атомов). Симысл д-м определения материи в
его общности.
28. Движение, его сущность и основные формы. Движение и развитие.
Все в природе движется. О покое можно говорить только относительно.
Движение - неотемлемое свойство материи. Выделяют два типа движения
материи: с сохранением устойчивости (качества), изменение качества
(развитие). Формы движения (Энгельс): механическое, физическое,
химическое, биологическое, социальное. Иногда к формам движения
относят и мышление.
Высшие формы дв. Нельзя свести целиком и полностью к низшим.
29. Пространство и время, развитие этих категорий в философии.
Свойство материи - быть протяженной, занимать место среди других
объектов => понятие протяженности. Это понятие возможно благодоря
свойству материи делиться. Движение материи подразумевает, что одно
событие может наступить раньше другого => длительность, скорость,
ритм,... . Если эти характеристиеи абстрагировать от объектов =>
время. Существует проблема эталонного времени (атомные часы). Кроме
часов существует интуитивное чувство времени у Ч, животных, ....,
которое может изменяться в зависимоти от нужд конкретного организма
(предсказания будущего). Пространственно - временные формы необходимо
рассматривать относительно конкретных материальных объектов. Древние
же философы выделяли их в отдельные субстанции.
Также существует социальное пространство (жилище) и время (эпохи).
Также существует пространство и время инивидуального Ч.
30. Многообразие пространственно-временных свойств движущейся
материи. Биологическое и социальное пространство и время.
Пространство и время в психике человека.
см 29.
31. Философия и естествознание о материальном единстве мира.
Одна и та же таблица Менделеева, теже физическое законы...
32. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии.
Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии.
Диалектика - наука спорить.Сократ: переход от частных случаев
(красивая девушка, красивый конь, мужество...)к искомым общим их
определениям. Его ученик- Платон: диалектика как метод анализа и
синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их
значений к общим понятиям - идеям. Диалектика как искусство спорить
развилась в средние века.
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений.
Ажным предметом диалектики являются универсальные связи типа связь
единичного и общего, части и целого, явления и сущности... Категории
(универсальные формы Ч мышления) диалектики: "случайность -
необходимость", "причина - следствие", "единое - общее"(см. 36),
"явление и сущность". категории зависят от социал. - историч. этапа.
Гегель: тезис, антитезис, синтез. Античная диалектика - Гераклит,
идиалестическая - Гегель, материалестическую.
33. Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики,
логики и теории познания.
???
34. Критика методологических основ софистики, эклектики, догматизма и
релятивизма.
Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах
неправильных доводов, так наз софизмов, т е всякого рода уловок,
замаскированных внешней формальной правильностью. Характерными
приемами С являются: вывырывание событий из их связи с др.,
пременение закономерностей одной группы явлений к явлениям др группы,
одной исторической эпохи - к событиям др эпохи и т д. Как в науке,
так и в политике С играет реакционную роль.
Эклектика - соединение различных, иногда противоположных философских
взглядов, теоретических предпосылок, ценностных суждений и т.п. Как
методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и
сочетаний различных сведений и знаний, Э использовалась в позднегреч
философии, схоластике, в некоторых дискуссиях нового времени. Э
характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности,
объясняющие процессы развития в природном и социальном мире.
Догматизм - некритический, односторонний, антиисторический тип
мышления, к-рый в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает
специфические условия места, времени действия и опирается на
произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции.
В основе Д - явное или неявное игнорирование динамичности,
конкретности, процессуальности истины, нарушение или искажение
диалектики абсолютного и относительного в ней. Психологический
фундамент Д - слепое доверие авторитету, инертность ума, атрофия
воли, консервативная приверженность прошлому, некогда усвоенным
канонам, устоям жизни. Социальные основания Д - корпоративный
(классовый, групповой) или личностный эгоизм, заинтересованность в
поддержании неприкосновенности наличного status quo. Д в политике
сопряжен с авторитаризмом, монополией на мировидение и
мировосприятие, ведет к разрыву слова и дела, теории и практики,
обуславливает субъективизм, волюнтаризм и в конечном счете
самодискредитацию политики. Лучший способ борьбы - творческое
позитивное развитие теории, умение отталкиваться от твердой почвы
реальности, объективных фактов.
Релятивизм - философская концепция, утверждающая относительность,
условность и субъективность человеческого познания. Признавая
относительность знаний, Р отрицает объективность познания, считает,
что в наших знаниях не отражается объективный мир. Диалектический
материализм признает относительность познания лишь в том смысле, что
каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем
развития производительных сил и уровнем науки, а не в смысле
отрицания объективной истины.
35. Категории диалектики как отражение всеобщих связей бытия и
ступени развития познания.
Для диалектики характерно формирование парных категорий , отражающих
«полярные» стороны целостных явлений, процеесов. Диалектический
характер отношений «причина - следствие», «случайность -
необходимость» «возможность - действительность» и других выражается в
противоположных но неразрывно связанных понятиях, их единстве,
переходах друг в друга, взаимодейтвии. Категории диалектики
формируются на определенных ступенях развития общества.С углублением
и обогащением знаний об универсальных связях разрабатываются
специальные философские понятия - например, качество, количество,
мера, скачек. В категориях диалектики тесно связаны объективное
знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон ...)
и форма мысли - познавательный прием, посредством которого
осмысливается такая связь. Горизонтальный и вертикальный подходы к
анализу универсальных связей. Горизонтальный: «единичное - общее»,
«качество - количество», «часть - целое», «конечное - бесконечное»,
«простое - сложное»... Вертикальный: «явление - сущность», «причина -
следствие», «случайность - необходимость», «возможность -
действительность».
36. Единичное, особенное и общее. Явление и сущность как категории
диалектики.
Единичное характеризует отдельный предмет. явление, процесс,
отличающийся по своим простр.- временным и др. свойствам от иных, в
том числе подобных ему, предметов. Общее - объективно существующее
сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в
некоторых отношениях, принадлежность к одной и тойже группе явлений
или единой системе связей. Связь единичного и общего носит
всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы,
процессы. Реальные предметы единичны, не бывает абсолютно одинаковых
предметов (индивидуальность, неповторимость). Диалектика единого и
общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует сао по
себе. Оно неразрывно связано с единичным. Диалектика единичного и
общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения.
Вметсе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов,
событий, указания на конкретные, единичные явления. Своеобразие и
сходство предметов может колебаться в диапазоне «индивидуальное
неповторимое - типовое». Наиболее ярким проявлением индивидуального
является уникальное. Противположностью индивидуального неповторимого
является типовое. Предельный случай типизации технических устройств -
стандартизация.
Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с осмыслением
поверхностных и глубинных уровней действительности. С т.зр. мат.
диалект. Явление и сущность - разные уровни объективной реальности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11