путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под еговлиянием
возникла школа элеатов. Критиковал представления о множесте
богов.(Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов
в виде лошадей) . Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет
собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна.
Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не
может быть истинного знания только мнение.
ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 ввднэ. Составил законы для Элеи, которые даже
там долго действовали. Мир - вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и,
следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая мысль есть
мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя мыслить как
несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение и
уничтожение.
из абс. заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един.
Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности
движения, возникновения, уничтожения. Представления о движении - льшь
мнение, повседневные представления, от которых следует отличать фил.,
как учение о истине, недоступной восприятиям.
Учение П. полно ненаучных, мифол. представлений, В центре мира -
богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий
и правит всеми неб. движениями.
ЗЕНОН. Ученик Парм..Выдвинул ряд положений в защ. учения
П.(апории) Доказывал невозможность движения(метафизика).
Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не
может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один
момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это
противоречиво - невозможно) В этих парадоксах вопрос не в том,
возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли мыслить
движ. при условии, что пространство состоит из бесконечного множества
неделимых частей (актуальная бксконечность), а время из б. множества
неделимых моментов. В этих апориях впервые в истории человечества
обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали
толчок развитию диалектики.
7. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
Демиург - дословно - мастер, ремесленник, в переносном смысле -
создатель, творец - в идеалистической философии Платона и в учениях
неоплатоников - творец мира, создатель вселенной, одно из определений
божества.
Мир чевств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник
и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного.
Подлиной сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы
(идеи или виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и
причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей
основе вещей каждого класса.
Т.к. чувст вещи преходящи то они должны быть обусловлеы не олько
бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. (обл нерекращ
движения, возникновения и изменения) Матер принимает на себя идеи и
превращ их во множество ч. вещей, разделенных пространством.
Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.
Она обуславливает познаваемость, сущ предметов, от нее они получ свою
сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его
целью (телеология - учение о целесообразности)
Идеи вечны, ниезменны, тождественны, не зав от условий
пространства и времени.Мир ч вещей - мир вечного возникнов и гибели,
движ и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены усл
пространства и времени.
Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа
пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом
душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются.
Влсприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания.
Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия,
чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного
знания. Середину между мн и подлинным знанием занимают математ
знания.Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеям.
Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и
Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ.,
покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом,
что каждый из них и есть и не есть, и раве самому себе и не равен.,
и тождественен себе и преходит в иное. Так бытие поскольку оно
рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно,
неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит
в себе различие, изменчиво , подвижно. Поэтому бытие содержт в себе
противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно
и изменчиво.
Противоречия есь необхо условие для побуждению души к мышлению.
Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий,
таящихся в повседневных мнениях, есть , по П., искусство диалектики.
В космогоническом ученииП утверждает, что последними эл-тами всех
вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные
атомы.
Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3
частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и
вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над
страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не
могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и
законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб
граждан.
В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей
классиф частей души. Раз части должен соотв разряд правителей-
философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый
разряд должен быть ограничен выполн своих обязанностей и воздержив от
вмеш в дела других.
Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П
разработал план общежития, основанного на устранении для правит и
воинов - личной собственности, а также учение о общности жен и гос
воспитании детей.
8. Основные черты философии Аристотеля.
Критика П. теориии “идей”, Логика. Учение А. - объективный
идеализм. Оно сложилось в рез. критики учен.П. об идеях. Эта теор.(об
идеях) несостоят. по ряду причин:
1. Идеи П - копии чувственных вещей и не отличаются от них по своему
содержанию.
2. 2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не
могут дать существованию вещей.
3. Утверждая , будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному
П. впадает в противоречие (Каждая идея есть одновременно и сущность,
так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность,
т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей
идее, кот. и будет ее сущностью).
4. П. учение о сущ. идей независимых по отнош к вещам чувств мира
приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть
сходство и так как по П., для всего сходного должна сущ едея, то
кроме идеи , наприм. чел. и кроме соотв ей вещей, должна сущ идея
того сходного , что сущ между ними. Далее для этой новой идеи чел и
для нах под нею первой идеи и ее вещей должна сущ еще одна - третья -
идея...
5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого
чувств. мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и
движения.
По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма
нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный
шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот.
придана меди мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с
веществом.
Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по
отношению к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам,
соединением кот., по А. является медь. Медь лишена форму т.к. еще не
явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть
действительность того возможностью чего явл. материя. Согласно . в
пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к
соотносительной ей форме и наоборо. Категориии эти т.о. становятся
текучими.
каждая форма можнт рассм. и как материя для кот. должна сущ
соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины,
рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы
поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой
предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще
по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы.
Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от
субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются
отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания
явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания
предмет восприятия. И хотя он полагает , что в разуме нет ничего, что
е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на
последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из
высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны
умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.
Логика по А. - науа о доказательстве, а также о формах мышления,
необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ
связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об
определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех
этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой
античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит.
гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам,
а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план
ыдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция) а на
индукциюобращ. мало внимания.
Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар.
Источник движения - бог (перводвигатель).
Общественно полит. теории А. Наилучший из всех классов -
земледельческий., однако они в силу своего образа жизни и территор.
распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления, Этим
делом должны заним среднезажиточнуе классы общесва.
А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими
он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного
использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11