Свобода духа
Свобода духа
Дух есть свобода. Дух не знает внеположности, не знает принуждающих его
объективных предметов. В духе все определяется изнутри, из глубины. Быть в
духе значит быть в самом себе. И необходимость природного мира для духа
есть лишь отражение его внутренних процессов. Религиозный пафос свободы
есть пафос духовности. Обрести подлинную свободу значит войти в духовный
мир. Свобода есть свобода духа, и иллюзорно, призрачно искание свободы
исключительно в мире природном. Порядок свободы и порядок природы
противостоят друг другу. И глубочайшие мыслители сознавали различие этих
двух порядков. Природа всегда есть детерминизм. И моя собственная природа
не может быть источником моей свободы. Очень поверхностны попытки
обосновать и укрепить свободу в натуралистической метафизике. Эти попытки
совершенно аналогичны попыткам обосновать и укрепить бессмертие на почве
натуралистической метафизики. В природном мире, в природном человеке, в
природной душе так же трудно найти свободу, как и бессмертие. Свободу нужно
обнаружить и показать в духовной жизни, в духовном опыте, ее нельзя
доказать и вывести из природы вещей. Во всяком предмете, познаваемом нами
как природа, свобода исчезает, делается неуловимой. Всякая рационализация
свободы есть ее умерщвление. Религиозно-духовная проблема свободы не
тождественна с школьным вопросом о свободе воли. Свобода коренится не в
воле, а в духе, и освобождается человек не усилием отвлеченной воли, а
усилием целостного сознания. В доказательствах существования свободы воли
обычно заинтересованы были совсем не из пафоса свободы. В свободе воли
нуждались для укрепления нравственной вменяемости и ответст-
[88]
венности человека, для оправдания заслуг, связанных с добрыми делами, для
обоснования наказаний в этом мире и мире загробном. Заинтересованность в
существовании свободы воли была педагогически-утилитарной, а не духовно-
существенной. Спиритуалистическая метафизика, которая нередко бывала
господствующей официальной философией, всегда вводила в свою программу
защиту свободы воли, но она совсем не была философией свободы1.
Субстанциальное учение о душе притязало обосновать и бессмертие и свободу
воли. Но это была форма натурализма, натуралистически-рационалистического
понимания духовной жизни. Субстанциальная природа является источником
детерминизма, а не свободы2. Менее всего, конечно, удовлетворяет учение о
свободе выбора, как о свободе безразличия. Очень интересно, что в спорах о
свободе воли и отношениях ее к благодати, которыми раздиралась западная
религиозная мысль, начиная с Бл. Августина и Пелагия, крайними сторонниками
свободы воли были иезуиты, у которых менее всего было пафоса свободы духа и
которые отрицали свободу религиозной совести. Янсенисты, как и Лютер,
отрицали свободу воли и все сводили на благодать, но они более иезуитов
признавали религиозную свободу. Пелагий, крайний сторонник неповрежденной,
естественной свободы воли человека, был рационалистом, не способным понять
тайны свободы. Самое противоположение между свободой и благодатью заключало
уже в себе порочность и ошибочность, рационализацию и натурализацию
свободы, т. е. отнесение ее к порядку природного мира. На этом ложном
противоположении свободы и благодати произошло острое столкновение
протестантизма и католичества. При этом столкновении обнаружилось очень
парадоксальное соотношение. Протестантизм изначально провозгласил принцип
свободы религиозной совести, защищал религиозную свободу и отрицал свободу
воли, естественную свободу человека во имя начала благодати, не хотел
признать свободы человека в отношении к Богу3. Католичество отрицает
свободу религиозной совести (принцип свободы совести был формально осужден
Ватиканом как либерализм) и защищает свободу воли, естественную свободу
человека наряду с действием благодати. На этой почве разыгрался спор о вере
и добрых делах.
И протестантизм и католичество одинаково, в сущности, разрывали и
противополагали свободу и благодать, добрые дела и веру. Так религиозная
проблема свободы духа получает ложную постановку и ложное освещение. Вопрос
о свободе совсем не есть вопрос о свободе воли в его натуралистически-
психологической и педагогически-моралистической постановке. Это есть вопрос
о первооснове бытия, о первооснове жизни. От свободы зависит самое
восприятие бытия, и свобода предшествует бытию. Свобода есть категория
духовно-религиозная, а не натуралистически-метафизическая. На вопросе о
свободе разделяются философские направления и религиозные учения. Во всей
глубине и остроте поставлена проблема свободы духа у Достоевского4. И
конечно, Достоевского мучил не школьный вопрос о свободе воли, а
несоизмеримо более глубокий вопрос.
Идея свободы центральна в христианстве. Без свободы непонятно миротворение,
ни грехопадение, ни искупление. Без свободы нельзя
1 Наиболее ценна книга Ш. Секретана "La Philosophie de la Liberte"*.
2 Субстанция есть категория натуралистической метафизики, а не естественных
наук, которые могут обойтись без субстанции.
3 См. замечательную книгу Лютера "De servo arbitrio"**.
4 См. мою книгу "Миросозерцание Достоевского"***.
[89]
понять феномена веры. Без свободы невозможна теодицея. Без свободы нет
смысла мирового процесса. Дух бесконечной свободы разлит в Евангелии и в
апостольских посланиях. Свобода не должна быть лишь предметом нашего
исследования, но мы должны обнаружить свободу духа в исследовании свободы,
мы должны ставить вопрос о свободе в духовной атмосфере свободы. "Итак сыны
свободны" (от Матфея). "Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете"
(от Иоанна). "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (от
Иоанна). "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает
господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что
слышал от Отца Моего" (от Иоанна). "Кто вникнет в закон совершенный, в
закон свободы" (пос. Иоанна). "Вы куплены дорогою ценой, не делайтесь
рабами человеков" (Ап. Павел). "Где дух Господен, там свобода" (Ап. Павел).
"Ты уже не раб, но сын" (Ап. Павел). "К свободе призваны вы, братия" (Ап.
Павел)*. "Он никого не хочет иметь своим рабом против воли или
принуждением; а хочет, чтобы все свободно и добровольно служили Ему и
познавали сладость служения Ему" (Св. Иоанн Златоуст). "Но не желающего Я
никогда не принуждаю, а хочу, чтобы служение повинующихся Мне было
свободным, самопроизвольным" (Св. Симеон Новый Богослов). У Достоевского
Великий Инквизитор говорит Христу: "Ты возжелал свободной любви человека,
чтобы он свободно пошел за Тобой, прельщенный и плененный Тобой". Это не
есть дифференциальная постановка вопроса о свободе воли, это есть
интегральная постановка вопроса о свободе духа. Тут свобода есть целостная
атмосфера духовной жизни, ее первооснова. С свободой связано особое
качество жизнеощущения и жизнепонимания. Христианство предполагает дух
свободы и свободу духа. Вне этой духовной атмосферы свободы христианства не
существует и оно лишено всякого смысла.
§
Религиозная проблема свободы духа не может быть разрешена рационально-
философски. Бездонную тайну свободы сознавали лучшие мыслители. Бергсон
говорит, что все определения свободы делают ее рациональной, т. е. ведут к
исчезновению свободы. Нельзя выработать положительного логического понятия
о свободе, для которого тайна свободы стала бы вполне проницаемой.
Положительные определения свободы рационализируют ее и умерщвляют ее
внутреннюю жизнь. Свобода есть жизнь, жизнь же постижима лишь в опыте
жизни, она неуловима в своей внутренней таинственности для категорий
разума. Рациональная философия приходить к статическому учению о свободе, в
то время как свобода по существу своему динамична и может быть лишь
динамически постигнута. Свободу нужно исследовать в ее внутренней судьбе, в
ее трагической диалектике, в ее разных духовных возрастах и в ее переходах
в свою противоположность. Свобода не есть застывшая, статическая категория.
Свобода есть внутренняя динамика духа. Свобода есть иррациональная тайна
бытия, тайна жизни и судьбы. Это не значит, что свобода совсем не может
быть познаваема и что тут нужно примириться с агностицизмом. Но пути
познания свободы более сложны и несходны с теми путями, которыми идет
натуралистическая метафизика, порождающая и учение о детерминизме и учение
о свободе воли. В сущности, прав детерминизм в физике и метафизике
природного мира. Опровергнуть детерминизм рациональным путем почти
невозможно. Вне христианства нет свободы, вне христианства детерминизм
всегда
[90]
одерживает победу. Свобода духа не есть естественное состояние человека,
как природного существа, так же как и бессмертие не есть его естественное
состояние. Свобода духа есть новое духовное рождение, раскрытие духовного
человека. Свобода раскрывается лишь в духовном опыте, в духовной жизни.
Источник свободы не в душе и тем менее в теле человека, не в природном
существе человека, всегда подчиненном природной закономерности и со всех
сторон ограниченном внешними определяющими силами, а в духе, в стяжании
духовной жизни. Свобода есть вхождение у иной порядок бытия, порядок бытия
духовного, а не природного. Есть классическое определение свободы, которое
остается бесспорно верным, но положительного постижения тайны свободы не
дает. Свобода есть самоопределение изнутри, из глубины, и противоположна
она всякому определению извне, которое есть необходимость. Гегель так
определяет свободу: "Freiheit ist bei sich selbst zu sein"*.
Самоопределение изнутри и есть определение из глубины духа, из духовной
силы, а не из силы внешней природы и не из моей природы. В свободе я ничем
не определяюсь извне, из чужой мне природы, и даже не из моей природы, но
определяюсь изнутри собственной духовной жизни, из собственной энергии
духа, т. е. нахожусь в своем собственном, родном мне духовном мире.
Физическая причинность не дает нам понимания внутренней связи между
причиной и ее порождением. Физическая причинность остается внешней
закономерностью. И не без основания Мах предлагает заменить понятие
причинности, как мифологическое, понятием функционального соотношения.
Физическая причинность, которую раскрывают науки естественные, не вводит
нас во внутреннюю связь вещей. Творческая энергия внутренней жизни мира
остается закрытой. Науки о мире физическом не доходят до внутреннего ядра
бытия, они ищут причин всего происходящего во внешней среде. Природный мир
представляется лишенным внутренней энергии, нигде нет бытия, действующего
из собственных недр, из глубины. Мы идем все дальше и дальше вовне, в
искании причин происходящего в физической действительности. Необходимость,
царящая в физическом мире, и есть эта определяемость всегда извне, а не
изнутри. Явление потому и относится нами к физическо-материальному миру,
что оно определяется через внешнюю причинность, что в нем не открывается