называя эту веру догматизмом. По Канту мы познаем мир не так, как он есть
на самом деле, а только так, как он нам является. Познание начинается с
того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают
ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм
состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и
суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические
знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущего - это математика и
естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть
знание о ввс, а только знания о свойствах вещей к которым приложимы формы
нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи принципиально непознаваемы.
Согласно Канту, мы познаем только явления – мир вещей самих по себе нам
недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в
противоречия.
Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским
переворотом в философии. Наши знания – не мертвый слепок вещей и их связей.
Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных
восприятий и каркаса априорных логических категорий. Помощь воображения
человек использует в каждом звене своих рассуждений.
Человек, по Канту, – это самый главный предмет в мире. Над всеми
другими существами его возвышает наличие самосознания, благодаря чему
человек представляет собой индивидуальность, те личность. Из факта
самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека.
В философии Канта нравственное связано с идеей религиозного,
божественного. Отрицание божественного существования, по Канту, – полнейший
абсурд.
В своем учении о государстве Кант развивал идеи Руссо, в частности
идею народного суверенитета. Источником суверенитета он считал не народ, а
монарха, отрицая право судить главу государства, который «не может
поступать не по праву». Следуя идеям Вольтера, Кант признавал право на
свободное высказывание своего мнения, ограничивая его, однако,
необходимостью гражданского и политического повиновения властям, без чего
немыслимо само существование государства.
« Антропология с прагматической точки зрения»,
«Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика
способности суждения».
8. Георг Гегель (1770-1831)
Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех
философов только для него одного философия была всем. У других мыслителей
она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же напротив, само сущее
старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы
подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот
объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был
лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и
своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее
неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода
«чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики».
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.
На объективно идеалистической основе он развил учение о законах и
категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал
основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический
способ мышления, господствовавший как в идеалистических, так и
материалистических течениях философии. Гегель, усматривая в жизни природы и
человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и
раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории есть суть объективные
формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная
идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к
возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в
мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания мировой разум
проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее
собственном лоне, в стихии чистого мышления; развитие идеи в виде явлений
природы; развитие идеи в мышлении и истории человечества. На этом последнем
этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме
человеческого сознания и самосознания.
Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что
невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которое оно совершило в
своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а
поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается
переход от количественных изменений к качественным, что источником развития
являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого
движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В
философской системе Гегеля действительность представлена как цепь
диалектических переходов
«Философия права», «Философия религии», «Феноменология духа» и др.
9. Карл Маркс (1818-1883). Марксистская философия
Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своей
логической обоснованности и идеологического влияния систему научных знаний
о человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно играла
огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для
миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой
популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений,
неопровержимостью своей логики.
К. Маркс отвергает взгляды старого материализма. Согласно этим
взглядам, отношение человека к миру, в сущности, представлялось как
способность “созерцать” окружающий мир в сознании, пассивно испытывать его
воздействие. Для обыденного миропонимания позиция пассивного созерцания
представляется вполне естественной, исходной, а активность, деятельность с
этой точки зрения выступает как нечто вторичное. Как подчеркивает К. Маркс,
исходным отношением человека к миру является вовсе не пассивное
восприятие, испытание воздействия внешнего мира и переживание их в
сознании: “...люди никоем образом не начинают с того, что “ стоят в этом
теоретическом отношении к предметам внешнего мира” ... Они начинают с того,
чтобы... не “стоять” в каком-нибудь отношении, а “активно действовать...”
Марксизм видит основу специфического отношения человека к миру в
практической деятельности, направленной на преобразование материального
мира: как природного, так и социального, который противостоит человеку.
Это преобразование внешнего мира предполагает способность сознания,
активную работу духа. Хоть сознание является специфическим признаком
человека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только в
системе практически-преобразовательного отношения человека к миру. Сознание
возникает, функционирует и развивается как необходимое условие этого
практически-преобразовательного отношения.
Маркс указывал, что человек является “предметным существом”, которое
действует “предметным образом”: “Оно только потому творит или полагает
предметы, что само оно полагается предметами, и что оно с самого начала
его природа”.
Маркс сформулировал и развил основные принципы материализма, увязав эти
принципы с революционным движением и программными принципами свержения
капитализма и построения нового общества – социалистического и
коммунистического. Маркс, развивая идею смены капитализма социализмом,
замену путем экспроприации частной собственности государственной, доказывая
необходимость диктатуры пролетариата, провозгласил сен-симоновский принцип
социализма «от каждого по способностям, каждому по труду» и коммунизма «от
каждого по способностям, каждому по потребностям».
В течение 40 лет Маркс занимался написанием своего главного труда –
«Капитал». Здесь он развивал классическую трудовую теорию стоимости и
теорию прибавочной стоимости. Маркс, считая, что в капиталистических
странах политическая экономия выражает интересы собственников, стремился
поставить свой вариант политической экономии на службу интересам рабочего
класса. Однако классовый подход отрицательно повлиял на научную
объективность ряда высказанных им положений и выводов. Учение Маркса
позволило обнаружить неразрешимые противоречия и определенную
ограниченность всего классического направления политической философии.
10. Основные черты русской философии
Русская философия — сравнительно позднее образование нашей национальной
культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной истории.
Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой
философии. Однако специфика российской философии во многом складывалась под
влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Философия в
России начинается не в 11 и даже не в 18 в., а только в 19 столетии (в
полную силу — во второй его половине). Но это было поистине великое начало,
ибо связано его с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл.
Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа
заявило о себе «на весь мир» — уже не как подражание Западу (византийцам,
французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою
тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную
духовную полифонию человеческой цивилизации.
Как и для Запада, так и для России XIX век — это век классики. Русская
философская классика XIX в., как и наша классическая литература, несли миру
глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой
цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую
жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.
Русская философия — это философия предупреждения. Ее лейтмотив -
нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если он
рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
Запад России или Россия Западу? Какие ценности возобладают в мире:
материально-вещественные или незримые, духовные? В 40-50 гг. 19 века эти
вопросы размежевали русскую общественную и философскую мысль на два
направления: славянофильство и западничество.
Лидеры славянофильства выступили с обоснованием самобытного пути
исторического развития России, не только отличного, но и в чем-то
противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации в Европе, считали
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8