Вопросы и ответы к экзамену по философии

вопрос "Что это?" (т.е. что за этим стоит), мы вскрываем сущность. Сущность

— это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех

многообразных и противоречивых форм его бытия. У единичного своя сущность.

Но всякое отдельное связано с общим, поэтому часто находится родовая

сущность. Поэтому в познании субъект может идти от более общей сущности к

менее общей или наоборот, т.е. от сущности одного порядка к сущности

другого порядка. Общие сущности проявляются так же, как и отдельные.

Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы

его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход

от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и

единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Сущность и явление — универсальные объективные характеристики

предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения

объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление

представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в

явлении. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения,

тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно

совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс).

Значит, вопрос о связи сущности и явления - один из самых важных в

философии и в мировоззрении. Сущность есть прячущееся в явлении и

определяющее его.

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение

внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные

случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны,

изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех

изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также

изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и

сущности вещей...” (В.И. Ленин). Теоретическое познание сущности объекта

связано с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия

однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...”.

22. Взаимодействие противоположностей

Противоположности присущи вещам. Противоположны качества, стороны,

тенденции и т.д. Противоположности – это то в вещи (вещах), что по

отношении друг к другу выступает как иное.

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы

противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей охватывает

любые противоположности, а всеобщими отношениями их являются единство и

противоречие (борьба). Сущность этого закона состоит в том, что предметы и

явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из

взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и

различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния

незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон,

тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям,

которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую

внутренний источник развития данного явления. Будучи отраженным в системе

теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в

диалектический метод научного познания.

Противоположности находятся в отношении единства. Их единство в

одинаковости общего, родового признака. Северный полюс и южный одинаково

являются полюсами, черное и белое - цвета.

Противоположности находятся также в отношении противоречия, или борьбы.

Противоречие - это отношение, при котором одно исключает другое, одно

несовместимо с другим, одно осуществляется за счет вытеснения другого.

Противоположности исключают друг друга, между ними существует отношение

противоречия в одном и том же отношении. Вот поэтому два противоположных

высказывания в одном и том же отношении, никогда не могут оказаться оба

истинными. Но два противоположных высказывания в разных отношениях, если

они правильно отражают их, являются истинными.

Степень обострения противоречий бывает различной. Высшей степенью

является конфликт, который может возникать между странами, социальными

группами, членами коллектива или семьи и т.д. Разрешение противоречия ведет

к преобразованию противоположностей. Стороны, например, перестают быть

враждующими, пролетариат превращается в рабочий класс и т.д.

23. Форма и содержание

"Содержание" – это всеобщая категория, поэтому в мире нет ничего

такого, что нельзя было бы рассматривать как относящееся к содержанию (как

содержание) чего-то. Вот поэтому то, что составляет вещь, относится к

содержанию ее: это и элементы, и процессы, и отношения. Однако говорить о

содержании конкретных вещей вне систем отсчета - заранее обречь себя на

неудачу. Есть отношение, в котором, например, вузовский учебник не имеет

никакого другого содержания, кроме листов с напечатанными на них языковыми

знаками и переплета. В другом отношении учебник содержит сведения,

относящиеся к основам данной науки. Вещь может не иметь того или иного

содержания, но не бывает, чтобы не имела вообще содержания. В этом смысл

положения, утверждающего, что нет бессодержательных вещей.

А теперь выясним, что такое форма. Форма – это вид, в котором

существует содержание. Форма есть всегда форма какого-то содержания.

Бесформенных во всех отношениях вещей нет, хотя вещь может и не иметь той

или иной формы ("бесформенная груда" и т.п.).

Всеобщим законом является то, что содержание определяет форму, что

форма зависит от содержания, что форма влияет на содержание. Формами воды

(не отдельных молекул, а множеств их), формами определенных содержаний

являются капля, лужа, море и т.п. Форма зависит от количества содержания,

здесь также количество переходит в качество. Неверно, что разное содержание

может быть выражено в одинаковой форме и наоборот.

Применительно к мышлению проблема взаимоотношения содержания и формы

рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление

отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления

— это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества

природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все

многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в

т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях

приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм

мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития

познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в

более развитых и конкретных формах оно выражается.

Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет

подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых

связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и

формы, в конечном счете, разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением

новой формы, адекватной развившемуся содержанию. Разрешение противоречий

между содержанием и формой может протекать по-разному — от полного

отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию,

до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся

содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое

содержание “... может и должно проявить себя в любой форме, и новой и

старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не

только новые, но и старые...”

24. Необходимое и случайное

Исторически категории необходимое и случайное возникли как следствие

размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о

предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились

от такого этического толкования, прежде всего с успехами науки, в частности

теории вероятностей.

Сопоставим существующие точки зрения на соотношения случайности и

необходимости. «Все необходимо и только необходимо, случайного ничего нет»,

- утверждали такие философы, как Демокрит, Спиноза, Гольбах. Другие

считали, что миром правит случай, что все случайно и только случайно,

ничего необходимого нет (Г.Фишер и другие). Наиболее распространенным

взглядом является следующий: в мире есть и случайность, и необходимость, но

они принадлежат разным событиям: одни события случайны, другие –

необходимы. Все эти взгляды не могут быть приняты, ибо они метафизичны,

отрывают необходимость и случайность друг от друга, не «схватывают»

единство противоположностей.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который

обусловлен несущественными, внешними, приходящими для данного явления

причинами. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных,

неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального

пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных

процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при

котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных

возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется

только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней.

Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их

устойчивой внутренней основой и совокупностью существующих условий их

возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и

внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением

внешних обстоятельств.

Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса,

полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой

однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем

предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к

неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм

ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и

необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она

появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных,

незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса

сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего

протекания.

Диалектика рассматривает необходимость и случайность в единстве. Суть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты